Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Экономическая сущность и особенности учета продажи товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборачиваемость – это число оборотов средних товарных запасов за определенный период. Оборачиваемость исчисляется:

  1. Продолжительностью одного оборота в днях.
  2. Числом оборотов за отчетный период (коэффициент оборачиваемости).

Продолжительность одного оборота в днях (Тоб) представляет собой отношение среднего остатка товаров к товарообороту за анализируемый период и рассчитывается по формуле (3):

где

ОБдн – оборачиваемость товаров в днях;

Тср – средние товарные запасы за анализируемый период;

Д – количество дней;

ТО – товарооборот за анализируемый период.

Средние товарные запасы рассчитываются по формуле (4):

где

Т1, Т2, Т3… - товары на определенную дату;

n – количество дат в периоде.

Следующим показателем, характеризующим скорость превращения товаров в деньги – количество оборотов товарных запасов за определенный период времени.

Оборачиваемость товарных запасов в разах рассчитывается по формуле (5):

где,

ОБр – оборачиваемость товарных запасов (в разах),

Д – количество дней в периоде,

ОБдн – оборачиваемость товарных запасов в днях.

Общих нормативов оборачиваемости товаров не существует. Каждое предприятие должно самостоятельно для себя определить допустимое значение данного показателя. Снижение оборачиваемости является отрицательным моментом, который может свидетельствовать об избыточном количестве товаров на складе. В этом случае товарные запасы растут намного более быстрыми темпами, чем выручка. Одновременно с этим, стремительное увеличение оборачиваемости указывает на ухудшение управления продажами и товарными запасами, и может привести к их дефициту.

Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость.

Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществлять больший объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитами и т.п.

На объем товарооборота торгового предприятия большое влияние оказывают факторы, связанные с товарными ресурсами;

Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса (6):


где

Зн – запасы на начало года;

Тп – поступившие товары;

ТО – товарооборот;

Тв – товары выбывшие;

Зк – запасы на конец года.

Преобразуем данную формулу и получим формулу (7):

Изменение каждого показателя влияет на итоговый результат. Увеличение запасов на начало года и их поступления приводит к увеличению общего объема продаж. Их уменьшение, наоборот, приводит к сокращению товарооборота.

Также при анализе продаж следует уделить внимание таким показателям как рентабельность, а также проследить динамику общего роста прибыли за отчетный период по сравнению с предыдущим.

Прибыль является основным показателем результата финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим, анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп заинтересованных лиц. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Рентабельность характеризует доходность вложений. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (процентах, коэффициентах) [52, с. 68].

  1. Рентабельность продаж представляет собой отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции.
  2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности определяется как отношение прибыли до налогообложения к выручке от продаж, и показывает, уровень прибыли после уплаты налога.
  3. Чистая рентабельность рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от продаж. Данный показатель характеризует долю чистой прибыли на единицу выручки.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В ООО «МЕТКОМ»

2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Метком»

Объектом исследования в настоящей работе выступает Общество с ограниченной ответственность «Метком» (ООО «Метком»), созданное 25 марта 2001 года.


Юридический адрес: 644020, г. Омск, ул. Иртышская Набережная, 46, кв. 26. Фактический адрес: 644041, г. Омск, ул. 1-я Железнодорожная,1.

С момента регистрации Общество является юридическим лицом, имеет расчетный счет и другие счета в банке, круглую печать и штамп со своим наименованием и фирменным знаком, реквизиты.

Целью создания Общества является получение прибыли. Основной вид деятельности ООО «Метком» – торговля.

На сегодняшний день ООО «Метком» – это серьезная, современная и стабильная организация, которая является одной из лидирующих оптовых организаций на этом рынке. География деятельности охватывает значительную часть Сибирского региона России: Омская область, Новосибирскую область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

Основная функция ООО «Метком» – это продажа мужской, женской одежды и обуви, а также домашнего текстиля оптовым и розничным предприятиям, с которыми заключены договоры поставки товаров.

Основными поставщиками ООО «Метком» являются:

ООО «Глория» г. Новосибирск (женская одежда);

ООО «Джин» г. Омск (поставка обуви);

ООО «Текстильопторг» г. Шуя (домашний текстиль);

ООО «Прайм» (мужская одежда) г. Иваново.

Организации закупают товар непосредственно у производителя.

Это гарантирует качество приобретаемых товаров. На каждый вид изделий предоставляется сертификат.

В ООО «Метком» с годами сформировалась своя клиентская база. Тем не менее, немаловажное значение на предприятии уделяется рекламе и привлечению новых покупателей.

Целью деятельности ООО «Метком» является максимизация прибыли и минимизация издержек.

Руководство деятельностью Общества осуществляет директор. В его непосредственном подчинении находятся коммерческий директор и главный бухгалтер. Коммерческий директор заведует торговым отделом, отделом логистики и складом. В ведении главного бухгалтера – бухгалтерия, состоящая из трех человек.

Наглядно организационная структура ООО «Метком» представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура ООО «Метком»

По кадровому составу персонал организации подразделяется на руководителей, специалистов и рабочих. Структура кадрового состава отражена на рисунках 2-3.

Рис. 2. Структура персонала ООО «Метком» по категориям, %

Рис. 3. Структура персонала ООО «Метком» по уровню образования


Таким образом, в структуре персонала ООО «Метком» большую часть составляют рабочие. Высшее образование имеется лишь у пятой части персонала. Наибольшая доля приходится на средний уровень образования.

Для ООО «Метком» можно предложить методику подготовки информационной базы, которая, как представляется, позволит не только осуществлять процедуры финансового анализа, но и выступать равноправным участником рыночных отношений, в том числе по привлечению инвестиций или заемных средств. На данном предприятии существует автоматизированная форма бухгалтерского учета.

В ООО «Метком» для ведения бухгалтерского учета используется прикладная бухгалтерская программа 1С: Предприятие-бухгалтерия версия 8.3.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «Метком» (таблица 1). Данные для анализа взяты из отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса.

Таблица 1 Анализ технико-экономических показателей ООО «Метком»

п/п

Показатели

2019 г.

2020 г.

Абсолютное отклонение,

(+,-)

Относительное отклонение (%)

1

2

3

4

5

6

1.

Выручка, тыс. руб.

41941

38334

-3607

-8,6

2.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

33370

30151

-3219

-9,7

3.

Коммерческие расходы

4960

4571

-389

-7,8

4.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

3251

3612

361

11,1

5.

Чистая прибыль, тыс. руб.

2256

2519

263

11,7

6.

Стоимость основных средств, тыс. руб.

5714

5714

0

0

7.

Стоимость оборотных активов, тыс. руб.

2448

2546

98

4

8.

Кредиторская задолженность

1364

2613

1249

91,6

9.

Средняя численность персонала

34

29

-5

-14,7

10.

Фондоотдача

7,34

6,71

-0,63

-8,6

11.

Фондоемкость

0,14

0,15

0,01

7,1

12.

Производительность труда

1234

1322

88

7,1

13.

Рентабельность продаж, %

7,75

9,42

1,67

21,5


Из данных таблицы 1 видно, что объем выручки снизился в 2020 году на 3607 тыс. руб., что составило 8,6%. Наблюдается также снижение себестоимости товаров на 3219 тыс. руб. в 2020 году по сравнению с 2019. Одновременно с этим происходит увеличение прибыли. Прибыль от продаж увеличилась на 361 тыс. руб. или 11,1%, а рост чистой прибыли в 2020 году по отношению к 2019 году составил 263 тыс. руб. (11,66%). Данное увеличение можно объяснить снижением коммерческих расходов, которое составило 389 тыс. руб. или 7,8%. Стоимость основных средств на протяжении всего анализируемого периода остается неизменной.

В 2019 году доля выручки на единицу стоимости оборудования составляла 7,34 рубля, в 2020 году – 6,71 рубль. Уменьшение коэффициента фондоотдачи на 0,63 рубля говорит о снижении эффективности использования основных средств.

Фондоемкость в 2020 году увеличилась на 0,01 рубль по сравнению с 2019 годом. Увеличение данного показателя также является отрицательным моментом для предприятия, поскольку требуется большая доля основных средств для получения 1 рубля дохода.

Общая стоимость оборотных активов увеличилась на 98 тыс. руб. в 2020 году, что составило 4%.

Однако не может негативно не сказываться резкое увеличение кредиторской задолженности на 1249 тыс. руб. (91,6%) в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Такой рост свидетельствует о зависимости предприятия от внешних источников финансирования, что отрицательно сказывается на его финансовой устойчивости.

В связи с тем, что в 2020 году в ООО «Метком» произошло сокращение штата сотрудников, общая численность персонала снизилась на 5 человек. Данное снижение привело к росту производительности труда на 88 тыс. руб., что составило 7,1%.

Рентабельность продаж увеличилась на 1,67 пункта. Это обусловлено, прежде всего, преобладанием темпа роста прибыли от продаж над уменьшением выручки

2.2. Анализ товарооборота в ООО «Метком»

Анализ продажи товаров наглядно показывает, насколько эффективно организована сбытовая политика предприятия. В ходе анализа определяются группы товаров, пользующиеся большим спросом, а также товары с низким показателем оборачиваемости. Благодаря этому организация может корректировать и планировать закупки для более эффективных продаж.

Товарооборот предприятия является одним из главных показателей его деятельности. От объема товарооборота зависит финансовое состояние организации.