ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

 

 

2004 ¹ 43 ИНФОРМАТИКА

8

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

Игра “Назови условие”. Учитель произносит правило, пропуская его условие, и просит детей назвать пропущенное условие, например:

если зверь…, то это бобр;

если предмет…, то это карандаш;

если человек…, то это клоун.

В условии правила ребята должны назвать одно или несколько свойств объекта (признаки, составные части, действия). Поэтому условие может быть простым, например, “умеет строить плотины”, или сложным, например, “в нем есть грифель и им можно рисовать”. Ученики должны сформулировать такое условие, чтобы в нем объект однозначно определялся набором представленных свойств.

В результате выполнения этих заданий дети должны сделать следующие выводы:

правило ЕСЛИ–ТО будет истинным, если истинны все высказывания, соединенные союзом И, которые входят в условие этого правила;

если высказывания, входящие в условие, соединены союзом ИЛИ, то правило ЕСЛИ–ТО истинно при истинности хотя бы одного из этих высказываний.

этого в схему включаются все правила, которые помогают сделать правильный вывод. Схему рассуждений можно составить из нескольких правил, для этого заключение одного правила должно быть условием другого. Схему рассуждений принято составлять снизу вверх. Важно, что правильный вывод можно сделать по схеме рассуждений только тогда, когда в схему включены соответствующие правила.

Вопрос. Решите это задание. Проставьте ДА и НЕТ в строках выводов. Объясните, почему вы приняли такое решение.

Игра “Составьте цепочку правил”. Учитель чи- тает отрывок из сказки или стихотворения С.Маршака.

Дуйте, дуйте, ветры в поле! Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки Испекли нам пирожки!

Дети должны сформулировать правило ЕСЛИ–ТО по тексту этого стихотворения.

ЕСЛИ ДУЕТ ВЕТЕР, ТО МЕЛЬНИЦЫ МЕЛЮТ. ЕСЛИ МЕЛЬНИЦЫ МЕЛЮТ, ТО ЕСТЬ МУКА. ЕСЛИ ЕСТЬ МУКА, ТО ЗАВТРА БУДУТ ПИРОЖКИ. Далее учащиеся должны построить цепочку рассуж-

дений.

Завтра будут пирожки

Åñòü ìóêà

5. Схема рассуждений

Цель данной темы — научить детей составлять схемы рассуждений из правил ЕСЛИ–ТО и делать выводы с их помощью. Схема рассуждений отвечает на вопрос: почему из факта можно сделать вывод. Для

Мельницы мелют

Дует ветер

&


 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

 

 

2004 ¹ 43 ИНФОРМАТИКА

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

9

 

 

 

 

 

Затем учитель предлагает ребятам несколько выво-

цепочки логических выводов на основе исходных

дов, а они должны определить, можно ли сделать та-

данных.

 

кие выводы по полученной схеме рассуждений. На-

В разделе речь идет о логических величинах, кото-

пример:

 

рые, в отличие от всех других величин, могут прини-

 

В ветреный день есть мука.

 

мать одно из двух значений: “истина” или “ложь” (“да”

 

В ветреный день есть пирожки.

 

или “нет”, “1” или “0”). Логические величины могут

 

Если мельницы не работают, то пирожков нет.

быть атрибутами объектов. В алгоритмах переменные

Вопрос. Проделайте предложенное задание. Про-

логические величины используются при записи усло-

моделируйте свое поведение на уроке, объясните де-

вий ветвления или циклов.

 

тям, можно ли сделать такие выводы, если нельзя, то

Большое внимание уделяется сложным высказы-

почему?

 

ваниям. Дети учатся кратко записывать сложные выс-

Посмотрите, какое интересное задание, тут нуж-

казывания, употребляя имена логических величин и

ны и знание темы, и внимание, и умение рас-

союзы НЕ, И, ИЛИ, составлять правила ЕСЛИ–ТО.

суждать.

 

Ребята узнают, что включать в описание рассужде-

 

 

 

ний можно только те правила, из которых нет ис-

ключений. Сделать вывод с помощью правила ЕСЛИ–ТО можно только для такого объекта или ситуации, для которого истинно условие правила. Если же об истинности условия ничего не известно или известно, что оно ложно, то никакого вывода делать нельзя!

Школьники научатся с помощью схем рассуждений делать выводы, находя “дорогу” от исходных условий к заключениям. Цепочка выводов — это часть всей схемы, которая была “пройдена” во время одного рассуждения.

В 6-м классе этот раздел называется “Объекты и рассуждения”. Цели изучения раздела:

научить составлять окончательный список правил ЕСЛИ–ТО;

Вопрос. Решите его. Продумайте, какие ошибки могут допустить дети и, главное, почему.

6. Перспектива преподавания данного модуля в 5—6-х классах

В 5-м классе данный раздел называется “Логи- ческие рассуждения”. Задачи изучения данного раздела — формирование у учеников представлений:

о высказываниях, из которых состоит любое рассуждение; об истинности высказывания;

о логических величинах, значения которых отражают истинность высказываний;

о логических связках, с помощью которых записываются сложные высказывания;

о правилах ЕСЛИ–ТО, которые связывают между собой высказывания-условия и высказывания-заклю- чения;

о схеме рассуждения, которая отражает связь между правилами ЕСЛИ–ТО и позволяет строить

познакомить с алгоритмом логического вывода по списку правил;

научить записывать результаты выполнения этого алгоритма в таблице выводов;

дать представление о вспомогательном списке правил, познакомить с особенностями процесса логиче- ского вывода по нескольким созданным между собой спискам правил;

научить строить обратные цепочки вывода по схеме рассуждений.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Решите задания в тексте лекции, около которых стоит пометка Вопрос, и ответьте на вопросы

êíèì.

2.Придумайте несколько правил ЕСЛИ–ТО, работающих в одну и в обе стороны, используя правила, пройденные детьми по математике и русскому языку.

3.Приведите пример сказки или стихотворения, сюжет которых можно представить в виде цепочки рассуждений.

'


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

 

 

2004 ¹ 43 ИНФОРМАТИКА

10

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ¹ 2

Методика преподавания информатики в начальной школе (1–4-е классы) на примере курса “Информатика в играх и задачах”

Контрольная работа ¹ 2 построена на материале лекций ¹ 5 и 6, тематически — модуль “Логические рассуждения и их описания”. В контрольную работу включены задания из школьных контрольных работ, которые предназначены для учащихся. Вам предлагается:

1)решить эти задания;

2)указать цели, которые, по вашему мнению, ставили авторы, включая эти задания в контрольные работы учащихся;

3)выбрать 3—4 наиболее понравившихся вам задания и придумать аналогичные задания;

4)из предложенных заданий выбрать те, которые, по вашему мнению, помогут проверить ЗУН по теме “Логические рассуждения и их описания”, полученные за 4 года обучения. Составить из них итоговую контрольную работу.

1—2-е классы Множества, способы представления множеств,

взаимное расположение множеств, построение графов

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

 

2004 ¹ 43 ИНФОРМАТИКА

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

11

 

 

 

 

3—4-е классы Множества, построение ориентированных графов, правило “если — то”,

цепочки рассуждений