ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
|
внутривнесистемы; |
• |
возможностьпроектированиясверху вниз , что облегчает построениемодели" как должн |
|
быть"; |
• |
наличие спецификацийпроцессов нижнего уровня, что позволяет преодолеть логическую |
|
незавершенностьфункциональноймоделипостроитьполнуюфункциональную |
|
спецификациюразрабатываемойсистемы. |
Кнедостаткаммоделиотнесем:необходимоскусственноготьвводауправляющихпроцессов, посколькууправляющиевоздействия(потоки) управляющиепроцессточкиызренияDFD ничемнеотличаютсяобычных;отсутствиепонятиявремени, т.е. отсутствиеанализа временныхпромежутковприпреобразованииданных(всеограниченияповременидолжны бытьвведеныспецификацияхпроцессов).
Объектно-ориентированнаяметодика |
|
|
Принципиальноеотличием ждуфункциональнымобъектнымподходомзаключаетсяв |
|
|
способед композициисистемы. Объектно-ориентированныйподходиспользуетобъектную |
объектовисвязей |
|
декомпозицию, приэтомстатическаяструктураописываетсятерминах |
||
междуними, аповеденсистемыописываетсятерминах |
обменасообщениями между |
|
объектами. Цельюметодикиявляетсяпостроение |
бизнес-модели |
организации, позволяющей |
перейтиотмоделисценариевиспользованиякмодели, определяющейотдельныеобъекты, участвующиереализацбиизнес-функций.
Концептуальнойосновойбъектно-ориентированногоподх даявляетсяобъектнаямодель, котораястроитсучетомяследующихпринципов:
•абстрагирование;
•инкапсуляция;
•модульность;
•иерархия;
•типизация;
•параллелизм;
• устойчивость.
Основнымипонятиямиобъектно-ориентированногоподх даявляютсяобъектикласс.
Объект—предметилиявление,имеющеечеткопределенноеповедение обладающиесостоянием,поведениеминдивидуальностью . Структураиповедение схожихобъектопределяютвобщийдлянихкласс. Класс–этомножествообъектов,
связанныхобщностьюструктурыиповедения . Следующуюгруппуважныхпонятий объектногоподходасоставляютнаследованиеполиморфизм. Понятие полиморфизм может бытьинтерпретированокакспособностьклассапринадлежатьболеечемодномутипу.
Наследование означаетпостроениеовыхклассовнаосновесуществующихвозможностью добавленияилипереопределенияданныхиметодов.
Важнымкачествомобъектногоподходаявляетсогласованностьямоделейдеятельности организациимоделейпроектируемойинформационнойсистемыотстадииформирования требованийдостадииреализации. Пообъектныммоделямможетбытьпрослежено отображениереальныхсущностеймоделируемойпредметнойобласти(организации)вобъекты иклассыинформационнойсистемы.
Большинствосуществующихметодовбъектно-ориентированногоподх давключают |
язык |
||
моделирования иописаниепроцессамоделирования. |
Процесс –этоописаниешагов, которые |
||
необходимовыполнитьприразработкепроекта. Вкачестве |
|
языкамоделирования объектного |
|
подходаиспользуетсяунифицированный |
языкмоделирования |
UML,которыйсодержит |
|
стандартныйабордиаграммдлямоделирования. |
|
|
|
Диаграмма(Diagram)это—графическоепр дставлениемножестваэлементов. Чащевсего онаизображаетсяввидесвязногографасвершинами(сущностями) ребрами(отношениями)
ипредставляетсобойнекоторуюпроекциюсистемы.
Объектно-ориентированныйподходобладаетследующимипреимуществами:
• |
Объектная декомпозициядает возможностьсоздавать модели |
меньшего размера путем |
|
использованияобщихмеханизмов, обеспечивающихнеобходимуюэкономию |
|
|
выразительныхсредств. Использованиеобъ ктногоподходасущественноповышает |
|
|
уровеньунификацииразработкипригодностьдляповторногоиспользования, чтоведет |
|
|
ксозданиюсредыразработкипереходуксборочномусозданиюмоделей. |
|
• |
Объектная декомпозицияпозволяет избежать создания сложных моделей, так как она |
|
|
предполагаетэволюционныйпутьразвитиямоделинабазеотносительнонебольших |
|
|
подсистем. |
|
• |
Объектная модель естественна, поскольку ориентированнана |
человеческоевосприятие |
|
мира. |
|
Кнедостаткамобъектно-ориентированногоподх даотносятсявысокиеначальныезатраты. Этотподходнедаетнемедленнойотдачи. Эффекто егоприменениясказываетсяпосле разработкидвух–трехпроектовинакопленияповторноиспользуемыхкомпонентов.
Диаграммы, отражающиеспецификуобъектногоподхода, менеенаглядны.
Сравнениесуществующихметодик
В функциональныхмоделях (DFDдиаграммахпотоковданных, SADTдиаграммах- )главными структурнымикомпонентамиявляются функции ( операции, действия, работы),которыена диаграммахсвязываютсямеждусобойпотокамиобъектов.
Несомненнымдостоинствомфункциональныхмоделейявляетсяреализацияструктурного подходакпроектированиюИСпопринципу"сверху-вниз",когдакаждыйфункциональный блокможетбытьдекомпозированнамножествоподфункцийт. .,выполняя, такимобразом, модульноепроектированиеИС. Дляфункциональныхмоделейхарактерныпроцедурная строгостьдекомпозицииИС наглядностьпредставления.
ПрифункциональномподходеобъектныемоделиданныхввидеERдиаграмм- "объект— свойство—связь"разрабатываютсяотдельно. Дляпроверкорректностимоделирования предметнойобластимеждуфункциональнымиобъектнымимоделямиустанавливаются взаимнооднозначныесвязи.
Главныйнедостатокфункциональныхмоделейзаключаетсявтом, чтопроцессыиданные существуютотдельнодруготдруга—помимофункциональнойдекомпозициисуществует структураданных, находящаясявторомплане. Крометого, неясныусловиявыполнения процессовобработкиинформации, которыединамическимогутизменяться.
Перечисленедостаткиныефункциональныхмоделейснимаютсяв объектноориентированныхмоделях , вкоторыхглавнымструктурообразующимкомпонентом выступаетклассобъектовснабором функций, которыемогутобращатьсякатрибутамэтого класса.
Дляклассобъектовхарактернаиерархияобобщения, позволяющаяосуществлять наследование нетолькоатрибутов(с ойств)объектотввышестоящегоклассаобъектов нижестоящемуклассу, нои функций (методов).
Вслучаенаследования функций можноабстрагироватконкретнойьсяреализациипроцедур ( абстрактныетипыданных ),которыеотличаютсядл определенныхподклассовитуаций. Этодаетвозможностьобращатьсякподобнымпрограммныммодулямпообщимименам ( полиморфизм )иосуществлятьповторноеиспользованиепрограммнкогодапри модификациипрограммногообеспечения. Такимобразом, адаптивностьбъектно-
ориентированныхсистемкизменениюпредметнойобластипосравнениюфункциональным
подходомзначительновыше.
Приобъектно-ориентированномподходеизменяетсяпринциппроектированияИС. Сначала выделяютсяклассыобъектов, адалеевзависимосотвозможныхисостоянийобъектов (жизненногоциклаобъект)определяютсяв методыобработки(функциональныепроцедуры), чтообеспечиваетнаилучшуюреализациюдинамическповедениягоинформационнойсистемы.
Дляобъектно-ориентированногоподх дарзработаныграфическиеметодымоделирования предметнойобласти, обобщенныевязыкеунифицированногомоделированияUMLОднако. по наглядностипредставлениямоделипользователю-заказчикуобъектно-ориентированные моделиявноуступаютфункциональныммоделям.
Привыбореметодикимоделированияпредметнойобластиобычновкачествекритерия |
|
|
выступаетстепеньеединамичности. Дляболеерегламентированныхзадачбольшеподходят |
|
|
функциональныемодели, дляболееадаптивных |
бизнес-процессов (управлениярабочими |
|
потоками, реализацдинамическихзапросовкинформационнымхранилищам) —объектно- |
|
|
ориентированныемодели. ОднаковрамкаходнойитойжеИСдляразличныхклассовзадач |
|
|
могуттребоватьсяразличныевидымоделей, описывающиходнуитужепроблемнуюобласть. |
|
|
Втакомслучаедолжныиспользоватьсякомбинированные |
моделипредметнойобласти |
. |
Синтетическаяметодика
Какможновидетьизпредставленногообзора, каждаяизрассмотренныхметодикпозволяет решитьзадачупостроенияформальногоописаниярабочихпроцедурисследуемойсистемы. Все методикипозволяютпостроитьмодель"какесть"и "какдолжнобыть".Сдругойстороны, каждаяизэтихметодикобладаетсущественныминедостатками. Ихможносуммировать следующимобразом:недостаткипримененияотдельнойметодикилежатневобластиописания реальныхпроцессов, а неполнотеметодическпогодхода.
Функциональныеметодики |
вцеломлучшедаютпредставлениеосуществующих |
функциях в |
|||
организации, методахи реализации, причемчемвышестепеньдетализацииисследуемого |
|
||||
процесса, темлучшеонипозволяютописатьсистему. Подлучшимописаниемвданномслучае |
|
||||
понимаетсянаименьшаяошибкаприпопыткеполученнмойделипредсказатьповедение |
|
||||
реальнойсистемы. Науровнеотдельныхрабочихпроцедурихописаниепрактически |
|
|
|||
однозначносовпадаетфактическойреализациейвпотокеработ. |
|
|
|
||
Науровнеобщегоописаниясистемы |
функциональныеметодики |
допускаютзначительную |
|||
степеньпроизволавыбореобщихинтерфейсовсистемы, еемеханизмовт.д.,тоестьв |
|
|
|||
определенииграницсистемы. Хорошоописатьсистемунаэтомуровнепозволяетобъектный |
|
||||
подход, основанныйнапонятиисценариспользования. Ключевымявляетсяпонятие |
|
|
|||
сценариспользованиякакосеансевзаимодействиядействующеголицассистемой, в |
|
|
|||
результатекоторогодействующеелицополучаетнечто, имеющеедлянегоценность. |
|
|
|||
Использованкритерияценностидляпользователядаетвозможностьотброситьнеимеющие |
|
||||
значениядеталипотоковработисосредоточитьсянатех |
функциях системы, которые |
оправдываютеесуществование. Однакоивэтомслучаезадачаопределенияграницсистемы, выделениявнешнихпользователейявляетсложнойя.
Технологияпотоковданных, историческивозникшаяпервой, легкорешаетпроблемуграниц системы, посколькупозволяетзасчетанализаинформационныхпотоковвыделитьвнешние сущностиопределитьосновнойвнутреннийпроцесс. Однакоотсутствиевыделенных управляющихпроцессов, потоковисобытийнойориентированнеостипозволяетпредложить этуметодикувкачествеединственной.
Наилучшимспособомпреодоленедостатковиярассмотренныхметодикявляется формирование синтетическойметодики , объединяющейразличныеэтапыотдельных методик. Приэтомизкаждойметодикинеобходимовзятьчастьметодологии, наиболееполнои формальноизложенную, обеспечитьвозможностьобменарезультатаминаразличныхэтапах примененсинергетическойяметодики. Вбизнес-моделированиинеявнымобразомидет формированиеподобнойсинергетическойметодики.
Идея синтетическойметодики заключаетсявпоследовательномприменении функциональногообъектногоподходасучетомвозможностире нжинирингасуществующей ситуации.
Рассмотримпримененсинтетическойметодикинапримереазработкиадминистративного регламента.
Припостроенииадминистративныхрегламентоввыделяютсяследующиестадии:
1.Определениеграницсистемы. Наэтойстадииприпомощи |
анализапотоковданных |
||
выделяютвнешниесущности |
|
исобственномоделируемуюсистему. |
|
2.Выделениесц нариевиспользованиясистемы. Наэтойстадии |
припомощикритерия |
||
полезности строят длякаждойвнешнейсущности |
наборсценариевиспользования |
||
системы. |
|
|
определяют |
3.Добавленсистемныхсценариевиспользования. Наэтойстадии |
|||
сценарии,необходимыедляреализацелейиисистемы |
, отличныхцелей |
||
пользователей. |
|
|
|
4.Построендиеаграммыактивностейпосценариямиспользования. Наэтойстадиистроят |
|||
набордействийсистемы |
, приводящихкреализациисценариевиспользования; |
||
5.Функциональная декомпозициядиаграммактивностей |
какконтекстныхдиаграмм |
||
методикиIDEF0. |
|
|
|
6.Формальноеописаниеотдельныхфункциональныхактивностейвидеадминистративного |
|||
регламента(сприменениемразличных |
нотаций ). |
|