ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 47 ИНФОРМАТИКА |
||
2 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
Методика преподавания информатики в начальной школе (1–4-е классы)
на примере курса “Информатика в играх и задачах”
А.В. ГОРЯЧЕВ, А.А. МЕНЬШАКОВА
Лекция ¹ 8.
Áëîê “Общие приемы решения нестандартных задач: аналогии и закономерности, аналогичные закономерности, стратегия выигрыша, обратные алгоритмы, главные и дополнительные действия, объекты-гибриды” (3—4-е классы)
Третий класс |
|
1. Аналогия и закономерность |
Игры и задания последнего раздела направлены на |
Эти два понятия для многих детей воспринимают- |
|
формирование у детей начальных представлений об |
ся как одно и то же. Задача преподавания темы “Ана- |
|
аналогии, закономерностях и выигрышной стратегии. |
логия” в начальной школе — познакомить детей с по- |
|
При выполнении заданий дети учатся: |
|
нятиями “аналогия”, “аналогичный”, научить находить |
• находить аналогию, мыслить по аналогии при ре- |
пары предметов с аналогичными свойствами, действия- |
|
шении нестандартных задач; |
|
ми, признаками. |
• находить закономерности во взаимном располо- |
Дети должны понять, что поиск аналогии — это |
|
жении объектов и их составных частей, использовать |
поиск похожего предмета или существа. Часто, опи- |
|
найденную закономерность при решении задач; |
сывая какой-либо предмет, легче указать на пред- |
|
• формулировать и использовать стратегию выигрыша. |
мет, имеющий те же составные части, или те же |
|
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА |
|
|
|
|
¹ газеты |
Учебный материал |
33 Лекция ¹ 1. Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе
35Лекция ¹ 2. Блок “Алгоритмические модели”: ветвление с составными условиями, вложенные циклы, слова-“актеры” (3–4-е классы)
37Лекция ¹ 3. Блок “Модели Объектов и классов”: признаки, действия и состав объектов, описание объектов (1–2-е классы)
39Лекция ¹ 4. Блок “Модели Объектов и классов”: таблицы описания объектов, общее и единичное имя, общие и особенные признаки, схемы состава объекта и его частей (3–4-е классы).
Контрольная работа ¹ 1 (срок выполнения — до 30 ноября 2004 г.)
41Лекция ¹ 5. Блок “Логические рассуждения и их описание”: множества, способы представления множеств, взаимное расположение множеств, графы, построение графов, дерево (1–2-е классы)
43Лекция ¹ 6. Блок “Логические рассуждения и их описание”: множества, графы, построение ориентированного графа, выделение подграфа, правило “если — то”, цепочки рассуждений, дерево (3–4-е классы). Контрольная работа ¹ 2 (срок выполнения — до 30 декабря 2004 г.)
45Лекция ¹ 7. Блок “Общие приемы решения нестандартных задач”: кодирование, симметрия, комбинаторика (1–2-е классы)
47Лекция ¹ 8. Блок “Общие приемы решения нестандартных задач”: аналогии и закономерности, аналогичные закономерности, стратегия выигрыша, обратные алгоритмы, главные и дополнительные действия, объектыгибриды (3–4-е классы)
Итоговая работа.
В качестве итоговой работы засчитывается разработка занятий по одной из тем, изучаемых в начальной школе в рамках курса информатики. На основе этой разработки слушателем должны быть проведены уроки. Краткий отчет о их проведении и справка из учебного заведения (акт о внедрении) должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.
2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
2004 ¹ 47 ИНФОРМАТИКА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
3
действия, или те же признаки. Например, банан по форме похож на огурец, по цвету — на лимон, по вкусу — на сладкий картофель, кожура с него снимается так же легко, как с апельсина, но внутри у него нет долек.
Игра “Что общего?”. Учитель предлагает детям найти сходство, аналогию между двумя предметами, существами, персонажами загадок и т.д. Например:
•огурец и сосновая иголка (внешнее сходство: зеленый цвет);
•апельсин и мыльный пузырь (внешнее сходство: форма шара);
•окно и картина в раме (сходство в устройстве: рама, внутри которой закреплено стекло или холст);
•бабочка и самолет (состав и возможные действия: есть крылья и могут летать);
•загадка: “Сидит девица в темнице, а коса на улице”. О сходстве каких предметов или существ идет речь? (Девушка с косой, морковка с зеленой ботвой.) Что у них общего? (Сходство — в расположении частей: сама морковь — в темнице, в земле, а коса (ботва) — на улице, на свету.) Что можно узнать о моркови из такого сравнения? (Как она растет, где находится ее основная съедобная часть.)
После игр переходим к решению задач.
При выполнении этого задания следует обратить внимание детей на то, что часто предметы, имеющие похожее устройство, состав, имеют и схожие возможности, действия.
После выполнения этого задания надо обсудить, чем людям может помочь сходство между предметами, приведенными на рисунках. Дети должны самостоятельно сделать выводы и привести примеры.
Теперь поговорим о закономерностях. Цели изуче- ния этого понятия:
•сформировать представление о закономерности расположения объектов (чисел, букв, фигур, предметов) в цепочке;
•дать представление о закономерности расположения объектов в таблице;
•учить находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
•учить находить и исправлять нарушенную закономерность.
Найти закономерность — это найти правило построения цепочки.
1) Примеры заданий на выявление закономерностей расположения объектов в цепочке.
2) Пример задания на выявление закономерности расположения объектов в таблице.
3
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 47 ИНФОРМАТИКА |
||
4 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
3) Пример задания на выявление циклической закономерности расположения объектов в цепочке.
3. Выигрышная стратегия
Главная цель — научить детей находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию, т.е. находить “секрет выигрыша”. Детям надо рассказать, что существуют игры, где ходы игроков никак не зависят от ходов партнера, например: “морской бой”, лото, настольные игры с кубиком и фишками. И одновременно существуют игры, в которых ходы партнеров зависят от уже ранее сделанных ходов, например, шашки, шахматы, домино, карточные игры.
Детям дается следующее определение: Игры, в которых каждый ход зависит от предыдущего, называют играми с выигрышной стратегией.
2. Аналогичная закономерность
Цель — научить располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогич- ную заданной. Для того чтобы решить предложенные задания, дети должны уметь находить закономерность в исходной цепочке и по найденной закономерности решить аналогичное задание.
В данном задании нужно найти ключ к выигрышу, т.е. определить “секрет выигрыша”. Здесь важно, чтобы дети внимательно рассмотрели три представленные игры, которые уже сыграны, и по результатам поняли стратегию. Я предлагаю детям поработать с такими заданиями попарно: рассмотреть рисунок задания, проанализировать, сыграть в одной тетради, а затем — во второй. После этого предлагаю кому-нибудь из учащихся, кто понял секрет выигрыша, рассказать его всем.
Каковы же рассуждение и вывод в этой игре? Первая игра: начинает игру зеленый карандаш, за-
тем красный закрашивает столько колец, чтобы в сумме на каждые два хода (зеленый — красный) получа- лось три кольца, т.е. дополняет количество закрашен-
4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
2004 ¹ 47 ИНФОРМАТИКА КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
5
ных колец зеленым карандашом до трех. (За один ход игрока можно закрашивать не более двух колец.) Выигрывает красный!
Вторая игра: начинает опять зеленый, а красный продолжает выбранную тактику и выигрывает.
Третья игра: начинает красный, теперь зеленый дополняет количество закрашенных красным колец до трех и выигрывает.
Проанализировав результаты трех игр, можно сделать вывод: в начале игры выбери второй ход и дополняй каждый ход другого игрока до трех предметов. Тот, кто поймет этот секрет, будет выигрывать. Я предлагаю детям поиграть с родными или друзьями, которые не знают секрета этой игры.
Эта игра похожа на предыдущую, но секрет выигрыша другой. И опять дети должны проанализировать результаты представленных игр, чтобы разгадать секрет выигрыша. Первая часть секрета им подсказана: надо разделить предметы на группы. Надо открыть вторую часть секрета. Что же получается: тот, кто на- чинает, тот и выигрывает. Есть только одно условие: начинающий игру должен на первом ходу закрасить столько предметов, сколько осталось лишних при делении предметов на группы. Итак, секрет: раздели предметы на группы по три; если остались лишние предметы, то выбери первый ход и закрась их, а затем используй секрет предыдущей игры.
Таким образом, дети от одной игры к другой постигают навыки поиска выигрышной стратегии. Эти
уроки приходятся на конец года, и дети, отдыхая, играя, постигают навыки работы с играми такого рода. Мне кажется, что эти уроки самые интересные, несмотря на то что эта тема — одна из самых трудных для детей такого возраста.
Четвертый класс
Игры и задания последнего раздела 4-го класса предназначены для обобщающего повторения пройденного материала, направлены на развитие воображения у детей. При выполнении заданий ученики закрепляют умение:
•описывать в табличном виде общие отличительные признаки группы (класса) объектов;
•описывать на схеме состава структуру объекта. Кроме того, в этот раздел включены задания, при
выполнении которых дети учатся:
•придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями, признаками;
•составлять алгоритмы обратных действий.
Этот раздел материала для 4-го класса очень часто вызывает у учителей удивление, а иногда и раздражение. У детей же этот материал вызывает интерес и восторг. Мы, взрослые, давно разучились фантазировать, мечтать и говорить о том, чего не существует и, по нашему разумению, не может существовать вообще! Детям же понятно и привычно все! Они не разу- чились мечтать и фантазировать, они принимают эти задания с восторгом и интересом. Наконец, в школе, на уроке можно придумывать, фантазировать, не боясь насмешек, рассказывать о своих придумках всем в классе и даже УЧИТЕЛЮ! Высказать свое, выслушать товарища, вместе все обсудить, посмеяться, пошутить, да еще и получить отличную оценку!
1. Все наоборот
Сколько смеха и радости на уроке вызывает это стихотворение, а дети даже не знали, что взрослые люди могут так шутить.
Суть задания про брюки (см. с. 6) состоит в том, что в обратном алгоритме мы не только переставляем команды, но и заменяем действия на противоположные.
Где еще, на каком предмете можно всерьез придумать и обсуждать работу не стиральной машины, а пачкательной, придумать не пылесос, а…
5
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
|
|
|
2004 ¹ 47 ИНФОРМАТИКА |
||
6 |
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
||
|
|||
|
|
Не удивляйтесь, не отвергайте сразу такое задание! Ведь только тот человек, кто умеет фантазировать, придумывать что-то необычное, способен создавать новое, передовое!
ßочень часто обсуждаю с детьми, причем не только
ñмалышами, тему превращения сказки в быль. Порассуждайте и вы. Жизнь подтверждает — то, о чем мы когда-то читали в фантастических произведениях, с годами становится явью, нашим бытом. То, что для одного поколения было сказкой, для другого обычная действительность, не вызывающая удивления и восторга.
ßрассказываю своим ученикам, на каких ЭВМ я начинала работать, про большие вычислительные залы, в которых стояли многочисленные шкафы, соединенные кабелями под полом, про клавиатуры и лампочки, показывающие числа. Я рассказываю им, как мы “чи- тали” эти лампочки. Я рассказываю про магнитные ленты и магнитные диски, про огромные печатающие устройства, про дырочки на перфолентах, которые пробивались и при необходимости заклеивались. Если бы вы могли видеть их широко раскрытые глаза! Они не понимают, что на компьютерах нельзя было играть и что мы не знали, что такое Интернет и электронная почта! Я рассказываю им, как я в первый раз увидела персональный компьютер: на нем кто-то играл в игру “Перестройка”, я, взрослый человек, программист, работавший на ЭВМ нескольких поколений, не могла оторвать глаз от экрана, это было чудо, мне казалось это непостижимым, невозможным, сказкой!
2. Объекты с необычными признаками и действиями
В этом задании нужно нарисовать не просто дом, а вкусный дом. После того как дети выполняют это задание, мы всем классом начинаем обсуждать придуманные детьми проекты. Каждый ученик защищает свой проект, т.е. объясняет классу, почему он выбрал этот материал для строительства своего дома. В ходе обсуждения класс произвольно делится как бы на две группы: на тех, кто за предложенный проект, и на тех, кто против. Те, кто “за”, приводят все новые и новые положительные стороны проекта, а те, кто “против”, находят в них несовершенство. Если бы вы могли видеть, какая разворачивается дискуссия (может позавидовать любой ученый совет), сколько смеха, доброжелательности, юмора и счастья.
3. Объекты с необычным составом (предметы-гибриды)
Эта тема учит детей соединять несоединимое и, используя составные части разных объектов, создавать абсолютно новый объект. Пока дети просто создают новый объект, но когда-нибудь, когда они вырастут, они не будут бояться созидать, придумывать то, что до них не было придумано, они не будут бояться соединять, казалось бы, несоединимое, они будут брать от разных объектов только то, что полезно и необходимо для создания нового.
6