ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция информатизации учебного процесса

НОУ «АКАДЕМИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИКИ»

Концепция информатизации учебного процесса

Москва - 2004 г.

«Альтернативы информатизации образования нет»

(Из «Концепции информатизации

сферы образования Российской Федерации»)

ВВЕДЕНИЕ

Общим и бесспорным выводом большинства исследований в области информатизации является то, что внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности - объективный процесс развития общества. Система образования составляет одну из важнейших областей ее применения.

Приобретенный в последние годы опыт компьютеризации может служить в качестве отправных данных для классификации дидактических задач, которые целесообразно решать с помощью информационных технологий:

  • эффективная реализация содержания обучения;

  • создание благоприятных дидактических условий познавательной деятельности;

  • управление познавательной деятельностью обучающихся.

Для реализации высоких потенциальных возможностей информационных технологий в учебном процессе необходим поиск путей их эффективного внедрения. При этом эмпирический путь "проб и ошибок" должен быть отвергнут как бесперспективный.

Анализ опыта компьютеризации образовательного процесса свидетельствует о том, что это важнейшее направление повышения эффективности и качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени. Характерными недостатками являются:

  • слабая разработанность методологии внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс;

  • недостаточная проработка психолого-педагогических проблем компьютерного обучения;

  • низкая общая компьютерная подготовка преподавательского состава;

  • отсутствие и малочисленность специалистов в области информационных технологий и др.


В результате, насыщение сферы образования компьютерными средствами и информационной техникой без предварительной разработки теории компьютеризации учебного процесса автоматически не решит задачи перехода на новые качественные параметры в системе подготовки специалистов.

Рассматривая компьютеризацию как одно из важнейших направлений совершенствования сферы образования, следует констатировать наличие явлений значительно сдерживающих процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и ведущих к возникновению противоречия, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных дидактических возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования.

Цель данной Концепции - формирование исходных теоретических положений информатизации учебного процесса, как важнейшей составляющей системы образования.

  1. Основные понятия

Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их системного освещения, а также ведущий замысел в научной, технической, политической и других видах деятельности.

Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы (рис. 1). Рассмотрение обучения в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, включающего целевую, содержательную, процессуальную, психологическую, логическую и материально-техническую стороны. При этом в центр внимания ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию деятельности обучающихся по усвоению ими содержания на требуемом уровне.

Дидактическая система (подсистема педагогической системы) – совокупность методов, средств и форм обучения.

Цель

обучения

Преподаватель

Обучающийся


Содержание

обучения

Средства

обучения

Методы обучения

Формы обучения

Учебно-научная

материальная база

Рис. 1. Структура педагогической системы

Применение компьютерной техники в информационных процессах позволяет создавать комплексные организационно-технические системы, которые получили название автоматизированные информационные системы (АИС).

АИС, обеспечивающая автоматизацию информационных процессов в рамках педагогической системы и предназначенная для обеспечения процесса обучения, называется автоматизированной системой обучения (АСО).

Важнейшими элементами АСО являются компьютерные средства обучения (КСО) - средства обучения, в которых носителем учебной информации являются компьютерные программы.

При разработке КСО наибольшее распространение получили компьютерные инструментальные средства.

Компьютерное инструментальное средство - универсальная компьютерная программа, обеспечивающая пользователю обработку различных видов информации без необходимости программирования.

КСО, как правило, реализуется в виде автоматизированных учебных курсов.

Автоматизированный учебный курс (АУК) - компьютерное средство обучения в объеме логически завершенного учебного элемента содержания (курс, раздел, тема, учебный вопрос, понятие), в котором интегрированы (полностью или частично) этапы обучения.


  1. Основные положения концепции

Необходимость концептуального, системного осмысления компьютеризации учебного процесса возникает в силу того, что требования к уровню профессионализма современных специалистов, возможности его достижения на основе теоретически обоснованных подходов, в том числе в области информатизации, и накопленный передовой теоретический, педагогический опыт требуют тесной интеграции в интересах эффективного реформирования системы образования.

Цель реализации концепции компьютеризации учебного процесса - формирование педагогической системы на основе комплексной компьютеризации всех видов деятельности в интересах повышения эффективности подготовки специалистов.

Основными задачами компьютеризации являются:

  • создание электронной информационной среды учебных дисциплин;

  • формирование интенсивной дидактической системы.

Решение данных задач должно основываться на соответствующих принципах, учитывающих влияние на педагогическую систему внешних и внутренних факторов, а также тенденции развития компьютерных технологий.


2.1. Принципы компьютеризации учебного процесса

Компьютеризация учебного процесса является закономерным этапом развития информатизации образования и совершенствования педагогической системы. Процесс обучения, протекающий в рамках педагогической системы, как и любая другая деятельность, основывается на выработанных долголетней практикой принципах.

Проблема компьютеризации решается на стыке ряда наук. Это и информатика, и педагогика, и теория управления. Каждая из них выработала свои специфические принципы, носящие как общий, так и частный характер.

Исходя из многообразия принципов, представляется целесообразным сгруппировать их.

В качестве основания объединения принципов в группы установлены соответствующие аспекты деятельности субъектов учебного процесса. При этом выделяются группы принципов, которые носят общий характер, а также относятся к организационным и процессуальным аспектам деятельности (табл. 1).

Вместе с тем анализ тенденций компьютеризации образовательного процесса позволил сформулировать дополнительные принципы информатизации учебного процесса.

Табл. 1. Принципы компьютеризации учебного процесса

Общие

Организационные

Общедидактические

  • системности;

  • инвариантности;

  • «точки опоры»;

  • «критической массы»;

  • направления развития;

  • самовоспроизводства

  • гуманности, эффективности и экономичности управления;

  • соответствия способов, средств и воздействий закономерностям, присущим объектам управления, современным достижениям науки, техники и технологий;

  • интегральности управления

  • соответствия дидактической системы закономерностям учения;

  • ведущей роли теоретических знаний;

  • единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

  • стимулирования и мотивации положительного отношения к обучению;

  • проблемности;

  • сочетания коллективной и индивидуальной форм учебной работы;

  • сознательности, активности и самостоятельности обучающихся;

  • систематичности и последовательности в обучении;

  • доступности


Смотрите также файлы