ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Концепция информатизации учебного процесса
НОУ «АКАДЕМИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИКИ»
Концепция информатизации учебного процесса
Москва - 2004 г.
«Альтернативы информатизации образования нет»
(Из «Концепции информатизации
сферы образования Российской Федерации»)
ВВЕДЕНИЕ
Общим и бесспорным выводом большинства исследований в области информатизации является то, что внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности - объективный процесс развития общества. Система образования составляет одну из важнейших областей ее применения.
Приобретенный в последние годы опыт компьютеризации может служить в качестве отправных данных для классификации дидактических задач, которые целесообразно решать с помощью информационных технологий:
эффективная реализация содержания обучения;
создание благоприятных дидактических условий познавательной деятельности;
управление познавательной деятельностью обучающихся.
Для реализации высоких потенциальных возможностей информационных технологий в учебном процессе необходим поиск путей их эффективного внедрения. При этом эмпирический путь "проб и ошибок" должен быть отвергнут как бесперспективный.
Анализ опыта компьютеризации образовательного процесса свидетельствует о том, что это важнейшее направление повышения эффективности и качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени. Характерными недостатками являются:
слабая разработанность методологии внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс;
недостаточная проработка психолого-педагогических проблем компьютерного обучения;
низкая общая компьютерная подготовка преподавательского состава;
отсутствие и малочисленность специалистов в области информационных технологий и др.
В результате, насыщение сферы образования компьютерными средствами и информационной техникой без предварительной разработки теории компьютеризации учебного процесса автоматически не решит задачи перехода на новые качественные параметры в системе подготовки специалистов.
Рассматривая компьютеризацию как одно из важнейших направлений совершенствования сферы образования, следует констатировать наличие явлений значительно сдерживающих процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и ведущих к возникновению противоречия, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных дидактических возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования.
Цель данной Концепции - формирование исходных теоретических положений информатизации учебного процесса, как важнейшей составляющей системы образования.
Основные понятия
Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их системного освещения, а также ведущий замысел в научной, технической, политической и других видах деятельности.
Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы (рис. 1). Рассмотрение обучения в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, включающего целевую, содержательную, процессуальную, психологическую, логическую и материально-техническую стороны. При этом в центр внимания ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию деятельности обучающихся по усвоению ими содержания на требуемом уровне.
Дидактическая система (подсистема педагогической системы) – совокупность методов, средств и форм обучения.
Цель обучения
Преподаватель Обучающийся
Содержание обучения
Средства обучения
Методы
обучения Формы
обучения
Учебно-научная материальная
база
Рис. 1. Структура педагогической системы
Применение компьютерной техники в информационных процессах позволяет создавать комплексные организационно-технические системы, которые получили название автоматизированные информационные системы (АИС).
АИС, обеспечивающая автоматизацию информационных процессов в рамках педагогической системы и предназначенная для обеспечения процесса обучения, называется автоматизированной системой обучения (АСО).
Важнейшими элементами АСО являются компьютерные средства обучения (КСО) - средства обучения, в которых носителем учебной информации являются компьютерные программы.
При разработке КСО наибольшее распространение получили компьютерные инструментальные средства.
Компьютерное инструментальное средство - универсальная компьютерная программа, обеспечивающая пользователю обработку различных видов информации без необходимости программирования.
КСО, как правило, реализуется в виде автоматизированных учебных курсов.
Автоматизированный учебный курс (АУК) - компьютерное средство обучения в объеме логически завершенного учебного элемента содержания (курс, раздел, тема, учебный вопрос, понятие), в котором интегрированы (полностью или частично) этапы обучения.
Основные положения концепции
Необходимость концептуального, системного осмысления компьютеризации учебного процесса возникает в силу того, что требования к уровню профессионализма современных специалистов, возможности его достижения на основе теоретически обоснованных подходов, в том числе в области информатизации, и накопленный передовой теоретический, педагогический опыт требуют тесной интеграции в интересах эффективного реформирования системы образования.
Цель реализации концепции компьютеризации учебного процесса - формирование педагогической системы на основе комплексной компьютеризации всех видов деятельности в интересах повышения эффективности подготовки специалистов.
Основными задачами компьютеризации являются:
создание электронной информационной среды учебных дисциплин;
формирование интенсивной дидактической системы.
Решение данных задач должно основываться на соответствующих принципах, учитывающих влияние на педагогическую систему внешних и внутренних факторов, а также тенденции развития компьютерных технологий.
2.1. Принципы компьютеризации учебного процесса
Компьютеризация учебного процесса является закономерным этапом развития информатизации образования и совершенствования педагогической системы. Процесс обучения, протекающий в рамках педагогической системы, как и любая другая деятельность, основывается на выработанных долголетней практикой принципах.
Проблема компьютеризации решается на стыке ряда наук. Это и информатика, и педагогика, и теория управления. Каждая из них выработала свои специфические принципы, носящие как общий, так и частный характер.
Исходя из многообразия принципов, представляется целесообразным сгруппировать их.
В качестве основания объединения принципов в группы установлены соответствующие аспекты деятельности субъектов учебного процесса. При этом выделяются группы принципов, которые носят общий характер, а также относятся к организационным и процессуальным аспектам деятельности (табл. 1).
Вместе с тем анализ тенденций компьютеризации образовательного процесса позволил сформулировать дополнительные принципы информатизации учебного процесса.
Табл. 1. Принципы компьютеризации учебного процесса
Общие |
Организационные |
Общедидактические |
|
|
|