ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
В первую очередь это относится к принципу опережающей компьютерной подготовки обучающих. Нарастание темпов информатизации общества, внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения, быт ведет к быстрому их освоению молодым поколением.
Повышение общей информационной культуры, инвариантность информатики по отношению ко всем научным сферам требуют скорейшего освоения компьютерных технологий обучающими с тем, чтобы умело осуществлять учебный процесс в условиях информатизации.
По образному выражению одного из авторов "нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того, кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров".
С принципом опережающей компьютерной подготовки обучающих тесно переплетается принцип максимального использования ресурсов. Определенный дидактический эффект применения КСО может быть достигнут на любой компьютерной технике, которой располагает учебное учреждение. Совершенствование компьютерной техники ведет лишь к повышению уже достигнутого уровня.
В процессе реализации компьютерных технологий обучения должна быть исключена их абсолютизация. Компьютеризация должна выступать не как самоцель, а лишь как средство более эффективного достижения целей, стоящих перед педагогической системой в целом. Отсюда следует следующий важный принцип компьютерного обучения: принцип целесообразного сочетания традиционных и компьютерных дидактических систем. Целесообразность должна определяться в каждом конкретном случае исходя из решаемой дидактической задачи.
2.2. Электронная информационная среда учебной дисциплины
Основываясь на рассмотренных принципах и исходя из установленных задач компьютеризации, в Концепции определена целесообразная форма реализации электронной информационной среды учебной дисциплины.
Учитывая, что электронная информационная среда предназначена для автоматизации основных видов деятельности субъектов педагогической системы в интересах повышения эффективности обучения, такой формой является автоматизированная система подготовки специалиста (АСПС) (рис. 2).
Создание АСПС необходимо осуществлять исходя из общих требований системного подхода: рассматривать ее как совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных единой цели; применять системную методологию к ее разработке и использованию.
Автоматизированная
система подготовки
специалистов
Автоматизированная
подсистема учебной дисциплины
Автоматизированная
подсистема обучения и воспитания Автоматизированная
подсистема обеспечения учебного
процесса Автоматизированная
подсистема научных исследований Автоматизированная подсистема
управления учебным процессом
ЭС АСМ АУК САПР ЭС Информационно-справочная
система АСО ЭС АУК АСМ АСО ЭС САПР
Прим.: АСО – автоматизированная система обучения;
АСМ – автоматизированная система моделирования;
ЭС – экспертная система;
САПР – система автоматизированного проектирования
Рис. 2. Структура автоматизированной системы подготовки специалистов
В основе требований лежит практическая необходимость, целесообразность и эффективность внедрения АСПС в учебный процесс. Следовательно, основными требованиями к АСПС являются:
соответствие задачам и содержанию учебного процесса, процессу управления им;
автоматизация наиболее важных функций;
объективность и достоверность выдаваемой информации, оперативное ее получение;
единство программных, технических и других средств, строгое применение типовых проектных решений;
надежность функционирования и удобство эксплуатации.
Интенсивная дидактическая система учебной дисциплины
Перевод обучающегося в процессе познавательной деятельности с исходного уровня обученности на требуемый осуществляется преподавателем с помощью дидактической системы: методов, средств и форм обучения. Внешними факторами, оказывающими влияние на достижение поставленной цели, являются другие элементы педагогической системы.
В стабилизированной педагогической системе учебного учреждения основное влияние на обучающихся в процессе достижения целей обучения оказывают обучающий и дидактическая система. Их воздействие должно обеспечивать минимизацию времени на достижение целей обучения при повышении качества подготовки специалистов.
Очевидно, что реализация данного требования должна осуществляться не путем увеличения нагрузки на обучающих и обучающихся, а путем повышения эффективности средств обучения и оптимизации дидактической системы.
Оптимизация дидактической системы осуществляется путем совершенствования каждого из ее элементов (методы, средства и формы обучения) и приведения их в соответствие друг с другом, исходя из произошедших изменений.
Системообразующим элементом дидактической системы в условиях компьютеризации учебного процесса, являются компьютерные средства обучения.
КСО должны стать информационной моделью содержания обучения и моделью изучаемой профессиональной деятельности. В КСО реализуется модель дидактической системы, т.е. моделируется процесс обучения.
Педагогической теорией, максимально удовлетворяющей потребностям компьютеризации учебного процесса, является теория и методика систем интенсивного обучения (Золотарев А.А. Концепция интенсивного информатизированного обучения. - М.: Ассоциация «Кадры», 2000. - 76 с.).
В ходе реализации теории и методики систем интенсивного обучения в учебном процессе создается система интенсивного обучения. Она непрерывно совершенствуется в ходе осуществления комплексного поэтапного процесса приведения педагогической системы в состояние, адекватное современным научным требованиям к каждому из ее элементов и к системе в целом. Основное направление этого процесса - интенсификация обучения (преподавания и учения).
Процесс обучения рассматривается как процесс решения дидактических задач. Для решения дидактических задач проектируется и создается интенсивная дидактическая система.
Последовательность изучения соответствующего объема учебной информации в сформированной интенсивной дидактической системе представлена условной траекторией, которая включает девять этапов. Каждому из этапов соответствует своя дидактическая система.
Результаты исследования содержания учебных процедур, реализуемых в процессе познавательной деятельности в системе интенсивного обучения, позволили выделить группы КСО. В зависимости от особенностей используемой этапной дидактической системы различают:
компьютерные средства обучения лекционных этапов;
компьютерные средства обучения рабочих этапов;
компьютерные средства обучения заключительных этапов.
Интегральным компьютерным средством обучения является компьютеризированный учебник (табл. 2).
Табл.2. Компьютерные средства на этапах интенсивного обучения
Этапы интенсивного обучения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Начальный |
Ключевой |
Рабочие |
Итогового обобщения |
Контроля |
Коррекции |
|||
Компьютерные средства обучения |
||||||||
Компьютерные лекции |
Электронный лист основного содержания темы (ЭЛОС) |
Компьютерные модели |
Компьютерный контролирующий курс |
|||||
Автоматизированные учебные курсы (АУК) |
||||||||
Компьютеризированный учебник |
Компьютеризированный учебник (КУ) включает две части: текстовую и компьютерную.
Текстовая часть КУ, разрабатываемая в форме печатного издания, содержит отобранное и структурированное в соответствии с целями обучения научное содержание учебной дисциплины. Ее цель - формирование знаний и начальных умений, необходимых для профессиональной деятельности, создание предпосылок для их совершенствования в ходе работы с компьютерной частью КУ.
Компьютерная часть КУ - программно-методический комплекс, объединяющий основные подсистемы обучения и воспитания АСПС: АОС, ИСС, АСМ, ЭОС (рис. 2). Ее цель - обеспечение процесса формирования знаний, выработки умений и начальных навыков на уровне требований, предъявляемых к обучающимся.