ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если говорить об использовании «слова» в «Триумфе воли», то этот документальный фильм можно назвать «безмолвным». Кроме речей Гитлера и его соратников в ленте лишь изредка проскальзывают закадровые пометки. Все они лишены оценочности, мы слышим просто констатацию факта. Все эмоциональное воздействие такого звука как «слово» создается лишь за счет эмоций оратора, но когда упоминаешь Гитлера, говорить об эмоциональности излишне. Когда начинает говорить фюрер или его приближенные, музыка затихает, уступая первенство. Сами доклады и выступления построены любимым нацистами способом – начинается со спокойных нот, но потом нарастает и в финале срывается практически на крик. Слова, которые можно сказать спокойно при таком способе изложения набирают значимости и впечатляют гораздо больше. Так же выступлениям фюрера уделено достаточно большое внимание, в общей сложности его речи составляют 23 минуты или 20% от общего хронометража фильма. Если взглянуть на цифры, может показаться, что в ленте присутствует один Гитлер, но фройляйн Рифеншталь размещала его так искусно, что его присутствие в таком количестве не кажется обременительным или лишним. Доподлинно известно, что нацистский вождь никогда не выступал первым и всегда «выпускал на разогрев» кого-то из своих приближенных, но Рифеншталь не всегда соблюдала это правило. В эпизоде с факельным шествием режиссер показывает лишь выступление Гитлера, даже если кто-то и говорил перед ним, из фильма мы этого не узнаем. Заключительная часть ленты может претендовать на звание «уникальной» ведь фюрер выступает первым, а после него Рудольф Гесс произносит знаменитую фразу «Партия – это Гитлер, Гитлер – это Германия, а Германия – это Гитлер!». Выступления приближенных нацистского вождя мало отличается по форме и значимости от выступлений Гитлера, поэтому на ней мы останавливаться не будем. Отдельно можно выделить «слова» немецкого народа, хотя они и не так частотны в фильме и весьма похожи, но несут невероятную эмоциональную окраску. Единственные персонифицированные слова в «Триумфе», которые не принадлежат Гитлеру и его соратникам – это команды и перекличка военнослужащих на параде. Но впечатляет не это, эмоциональность фильму создают массовые выкрикивания лозунгов. Многотысячная толпа единовременно отвечает своему предводителю практически мистическими фразами. Создается впечатление, что все в фильме, каждый его элемент действуют с одной целью – показать мощь, величие и общее единство Германии. Учитывая пропагандистский характер фильма, поражаешься, насколько он продуман, что от режиссера не смогла ускользнуть ни одна мелочь.


Ни один фильм не будет иметь художественную ценность, если в нем будут отсутствовать выразительные средства. В анализируемом фильме мы можем увидеть множество самых разнообразных выразительных средств, но начнем по порядку.

Первое, что мы рассмотрим в нашей научной работе – это точку съемки как средство выразительности. Как я писал ранее именно Лени Рифеншталь начала активно экспериментировать с точкой съемка. Для съемок фильма использовалось 30 камер, что позволило снимать практически с любого ракурса и использовать все возможные точки съемки. В первых кадрах ленты мы видим облака и Нюрнберг с высоты птичьего полета. Мы видим, как рядом пролетает самолет фюрера, а тень от него скользит по улицам города. Затем, когда самолет приземляется, мы попадаем в толпу немцев, приветствующих своего лидера. В данном эпизоде задействовано множество кадров со счастливыми лицами горожан. Чаще всего используется нижняя точка съемки, это сделано для того, чтобы показать открытие лица приветствующих. Мы видим искренние улыбки и восторг в глазах. При верхней или средней точке съемки такого эффекта добиться было бы крайне сложно. Когда Адольф Гитлер садится в машину, начинает преобладать именно верхняя точка, ликующих жителей Нюрнберга мы видим так, как видит их глава нацистской партии, так же используется точка съемки прямо за спиной фюрера, что усиливает эффект присутствия. Так же Лени использовала для съемок дирижабли, сверхверхнюю точку съемки мы можем наблюдать в начале эпизода «гитлерюгенд». Благодаря такой съемке мы можем видеть всю масштабность этого движения. Перед глазами оказываются тысячи палаток, в которых живут десятки тысяч немецких юношей. При виде ровных рядов палаток невольно поражаешься тому, как все организовано и слажено. Как я уже говорил выше, снимая фюрера, Рифеншталь использовала только нижние точки съемки. Благодаря их использованию невысокий Гитлер становился практически гигантом. Сегодня этот способ активно используется и усовершенствуется, так, например, при съемках с особых точек съемки удалось снять фильм «Нападение женщины-великана» где мы видим 15-метровую героиню.

Следующее выразительное средство кино – это кинематографический план. Деление на планы является важнейшим элементом создания фильма. Используя общий, средний или крупный планы мы делаем акцент на том или ином моменте. Общие планы позволяют ввести зрителя в суть происходящего или демонстрируют масштабность происходящего, крупные акцентируют внимания на том или ином элементе. Как я уже писал в предыдущем абзаце, общие планы чаще всего используются при съемках маршей и парадов. Общий парад всех формирований перед фюрером практически весь построен на использовании общих планов. Средние планы в эпизоде используются только тогда, когда в кадре Адольф Гитлер или распорядитель парадом. Хотя нельзя сказать, что главу нацистской партии всегда снимают на среднем плане, более частотны все же общие. Мы видим трибуну, на которой стоит фюрер практически полностью. Здесь снова работает эффект масштабности, перед нами открывается гигантское пространство, занятое военными. В особо эмоциональной части речи Гитлера Рифеншталь использует крупный план лица фюрера, в данном эпизоде это единственный крупный план. Средний план, как переходный между общим и крупным анализировать не будем, так как он является уточняющим и особой окраски не привносит. Его Лени эффектно использует в эпизоде поездки Гитлера по городу, где мы видим ликующих людей, находясь за спиной фюрера. Более интересным оказывается крупный план, его мастерски использует режиссер практически в каждом эпизоде. Крупно мы видим улыбающееся лицо Адольфа в самом начале, затем крупные лица счастливых детей. Создается уверенное ощущение всеобщей радости. Если выписать все крупные планы из фильма, то 90% из них будут с лицами людей, будь то простые горожане или члены национал-социалистической немецкой рабочей партии. Используя эти кадры Рифеншталь задавала тон общему настроению фильма – люди рады Гитлеру, они его с интересом слушают, они его боготворят. Когда будущий диктатор говорит свою речь, самые важные и эмоциональные моменты режиссер так же выделяет крупными планами. Мы можем увидеть, как блестит его кожа от пота и как горят глаза. Этот прием позволяет максимально увеличить воздействие речи, которую произносит фюрер. Следующий момент, когда используются крупные планы – это парады, когда Лени показывает стройно идущих солдат. Крупные планы марширующих ног создают впечатление идеальной слаженности, а соответственно, и силы германской армии. Анализируя раскадровку фильма «Триумф воли» мы можем сделать вывод, что любимый кинематографический план Лени Рифеншталь был крупный.


Режиссер отказывается от использования в фильме контрапунктов и метафор. Даже без их использования кинолента вышло очень яркой и впечатляющей. Учитывая тот факт, что Рифеншталь создала непревзойденное документальное пропагандистское кино без таких активных выразительных средств, мы можем утверждать, что она была гениальным кинодокументалистом. Ведь используя только часть выразительных средств, доступных ей, она смогла создать шедевр документального фильма.


Заключение

При написании данной научной работы мы ставили перед собой цель определить особенности создания документального кино на основе анализа киноленты «Триумф воли». Проведя исследования, мы смогли определить особенность написания сценария к «Триумфу» и выявить конструкцию данного фильма, как образца кинодокументалистики. Следующей задачей мы ставили изучение особенностей монтажа, хотя выявить принципиальные различия в данном вопросе невозможно, мы смогли определить инновационные идеи, введенные Рифеншталь, которые используются и поныне. Следующим нашим шагом был анализ звуковой составляющей фильма. Нам удалось выяснить особенности использования той или иной музыки в различных эпизодах, тем самым объяснить мощную пропагандистскую силу, которой обладает фильм. Последним этапом работы стал анализ средств выразительности, которыми изобилует фильм. Выяснилось, что Рифеншталь использовала в основном операторские и монтажные приемы выразительности. Может показаться странным, что она отказалась от таких эмоционально мощных приемов, как контрапункт и метафора, при должном использовании последнего лента могла бы иметь еще более ошеломительный успех. Благодаря подробному анализу ленты «Триумф воли» мы можем четко сказать, каким должен быть хроникальный документальный фильм. На основе всего вышесказанного мы можем утверждать, что цель данной научной работы достигнута.

Список литературы

Книги:

  1. М. Рабигер. Режиссура документального кино и «Постпродакшн». Москва 2007

  2. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества творчества. - 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Материк, 2005

  3. Муратов С.А. Пристрастная камера. - Учебное пособие для студентов вузов (Серия «Телевизионный мастер-класс»). - М.: Аспект Пресс, 2004

  4. Баскаков В. Е. Кинематографический процесс сегодня. Искусство. 1982 год

  5. Хью Бэдли. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1972.

  6. А. Г. Соколов «Монтаж: телевидение, кино, видео». – М., 2001

  7. О. Салкелд. Лени Рифеншталь. Эксмо. 2011

  8. Р. Мюллер. Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь. Москва. 2003

  9. Л. Рифеншталь. Лени Рифеншталь. Мемуары. Ладомир. 2006

  10. В. Лебедев. Очерк. Сексуальная бабушка Лени Рифеншталь. Мир кино. 2006

  11. Спецвыпуск журнала «Сеанс» про документальное кино. Часть первая: реальности недостаточно


Интернет ресурсы.

  1. Http://ru.Wikipedia.Org/wiki/Рифеншталь,_Лени

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Триумф_воли

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Документальное_кино

  4. Lenizdat.ru «Документальное кино выходит из тени»

  5. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DOKUMENTALNOE_KINO.html

  6. http://www.vertov.ru/news/7/

  7. http://www.inkinoveritas.ru/062_osnovnye_sredstva_kino.php

  8. http://www.actorskino.ru/creators/549-leni-rifenshtal-triumf-voli.html

  9. http://www.pravda.ru/news/culture/09-09-2003/14016-0/ Умерла знаменитая Лени Рифеншталь - любимый режиссер Гитлера Правда.ru 09.09.2003

  10. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/39426/ord/rnd/rnd/1323370365

Оглавление

Введение..........................................................................………………...2