ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет

им. Н.А. Некрасова»

Курсовая работа по телевизионной публицистике и

основам документального кино

Особенности создания документального фильма

(на основе анализа киноленты «Триумф воли»)

Выполнил:

студент 4-го курса

филологического факультета

отделения журналистики

Ланже Глеб

Научный руководитель:

доцент кафедры журналистики

Елманов Виктор Сергеевич

Кострома

2012

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни кинематограф стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня мы можем увидеть фильмы самых разных видов и жанров. Первый вид — художественный, или игровой, фильм. Второй — документальное кино. Третий — на­учно-популярное кино, включающее и учебное кино. Наконец, четвертый вид — мультипликационное ки­но. Каждый из этих видов в свою очередь делится на подвиды и жанры. Например, в художественном кинематографе мы можем насчитать более 25 жанров, документальный же включает в себя всего лишь из 3 жанра: истинно документальное кино (объективное документальное кино), образовательные фильмы (предназначенные для учебных целей) мокьюментари (псевдо - документальное кино, постановочное, вымышленное). Но при всем многообразии фильмов, художественные и документальные фильмы имеют общие черты, но так же и различия.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня все больше размываются рамки между документальным и игровым кино. При создании игрового кино, все чаще используются методы кинодокументалистики, так же в неигровом кино иногда появляются элементы или приемы художественного фильма. Эта научная работа посвящена особенностям создания документального фильма на основе анализа киноленты «Триумф воли».

Цель данной работы выявить особенности документального кино.


Для достижения намеченной цели ставились задачи:

  • Дать определение понятию - «документальное кино»;

  • Определить основные особенности создания документального фильма;

  • Проследить использование выразительных средств в документальных кинолентах.

Глава I

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА - НАПРАВЛЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ

Если обратиться к Википедии, то мы получим следующую информацию:

«Документальное кино (или неигровое кино) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

«Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности».[1

Первые документальные кадры были сделаны на заре кинематографа. Темой для неигровых фильмов становились какие-то интересные случаи, культурные мероприятия (например, открытие памятника), а так же известные люди того времени (например, Лев Толстой)

«Реконструкции подлинных событий в игровом (англ. fiction) кинематографе (напр. историческая драма, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино» [2]

«Неигровое кино - второе название этого вида кинематографа, в противоположность игровому, то есть художественному, как его чаще всего называют. Это наименование представляется более точным, потому что, «документальное» кино с легкостью может быть художественным, то есть являться искусством, а «художественное» - антихудожественным, малохудожественным или художественным лишь по названию». [3]

Впервые документальные кадры были сделаны ещё при зарождении кинематографа, фактически кинематограф начался с неигрового кино. Эффект присутствия – вот главное отличие документальных фильмов. Быстрее других это поняли сами основатели кинематографа - братья Люмьер, разослав в 1896 г. своих агентов-видеооператоров по всему миру, чтобы те снимали самые интересные события.


1.1 Особенности документального кино

«Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создается сценарий». [4]

Структура документальной киноленты может быть разнообразна: используются репортажная съемка, естественные и интерьерные съемки, архивное фото и видео. C самого зарождения и до сегодняшнего дня, неигровое кино не теряет актуальности, правда из кинотеатров оно перекочевало на экраны телевизоров и стало частью телевизионной индустрии.

Подготовка и создание документального кино занимает достаточно долгое время, так как подбирается необходимый материал, пишется сценарий. Причем подготовка для создания документального фильма всегда происходит по-разному, здесь нужно учитывать несколько факторов:

  • Тематика документального фильма

  • Для какой аудитории создается кино

  • Где будет транслироваться лента

  • Какова будет конструкция кино

Документальные фильмы могут быть посвящены любой теме, будь то съезд партии КПСС, сбор урожая или рассказ о неизвестном художнике. Но при этом форма подачи и сам процесс подготовки к съемкам и созданию документального фильма будет отличаться.

«Документальное кино рассчитано на вдумчивого, умного зрителя. Телевидение требует более упрощенных форм. В телевизионном фильме не должно быть никаких длиннот и чересчур сложных образов. Все должно быть предельно понятно. То, что на телевидении называют документальным кино, им, по сути, не является. Это некий отдельный жанр, лишь использующий схожие приемы. В упрощенном варианте». [5]

Так же работать над созданием документального фильма можно в принципиально разных стилях. Так, например можно снимать ленту «ситуативной камерой», камерой подглядывания, когда операторская группа вливается в определенную среду. В таком случае съемочная группа находится в месте, где ведутся съемки достаточно долго. В итоге участники съемок привыкают к присутствию камеры, и на экране мы можем увидеть вполне реальную жизнь. Такие ленты легко выстроить драматургически: там есть начало, кульминация и конец.

Однако в документальном кино используются и совершенно другие приемы. К примеру, Эдгар Бартенев, снимал фильм "Нярма" об оленеводах с Ямала, стараясь вжиться в их быт. Таким образом, зритель переживает за героев ленты, а журналист, повествующий их истории, остается за кадром. [6]


Конструкция фильма может быть самой разной: рассказ героя, записи из дневника, один день из жизни, рассказы людей, знавших героя и т.д.

Другой особенностью кино, в том числе и документального, является звук. Необходимо учесть то, что воздействие звуков достаточно велико. Звук в аудиовизуальных искусствах - это физическое явление, которое вместе с эмоциональной составляющей воздействует единовременно и пространственно, а так же работает на усиление эффекта. Звуковой образ очень важен в документальном кино, ведь с помощью него можно не только обозначить настроение, но и рассказать какую-то историю, показать те или иные качества человека, создать акцент или наоборот сгладить шероховатости. Если обратиться к книге А.Г. Соколова «Монтаж: телевидение, кино, видео», мы сможем разобраться с понятием звука в кино.

Сам звук в кино тоже не однозначен, его можно поделить на три категории: «музыка», «слово», «шум». Каждая из них имеет свою классификацию. К примеру, «слово» делится на четыре вида: авторский текст, диалог, закадровый диалог или монолог, внутренний монолог.

Встречается два виды музыки в кинематографе: «музыка внутри кадра» и «закадровое музыкальное сопровождение». Если объект, издающий звуки музыки находится в кадре и мы его можем увидеть, значит можно сказать, что это «музыка внутри кадра». Закадровое музыкальное сопровождение подбирается автором и может нести разные функции – рассказывает отношение автора к действию, которое происходит на экране, выражает чувства героя. А так же формировать у зрителя нужное настроение и т.д.

Шумы в кино могут выполнять разные функции и решать разнообразные художественные задачи. Мы можем выделить несколько функций шума.

1. Создание реальной звуковой атмосферы экранного действия.

2. Функция создания определенного настроения.

3. Создание звукового образа.

4. Драматургическая функция шумов.

5. Функция символизации события.

Из этого мы можем понять, что шум – это не просто звуковой придаток – это самостоятельное выразительное средство, при умелом использовании которого можно добиваться самых различных результатов. [7]

Так же в создании фильма без внимания нельзя оставить процесс монтажа, ведь именно в это время может изменяться авторская интерпретация. Монтажера документального кино можно по праву назвать вторым режиссером, именно поэтому многие режиссеры документального кино никому не доверяют монтировать свои фильмы и делают раскадровку самостоятельно. Существует три вида монтажа: линейный, нелинейный и гибридный.


Линейный монтаж подразумевает перезапись видео с двух (или нескольких) видеоисточников на записывающее устройство с вырезанием лишних и “состыковкой” нужных кадров и добавлением эффектов. Главный минус – высокая потеря качества, большая трудоемкость и немалое количество видеоаппаратуры.

Нелинейный монтаж осуществляется на компьютере. При этом исходное видео сначала отцифровывают, а затем монтируют. Плюсы - потери качества при многократных “перемещениях” практически нет, значительная экономия аппаратуры. Минусы - работа не в реальном времени, долгая обработка видео, высокая трудоемкость, ограниченное количество видео, которое можно поместить в компьютер.

Гибридный монтаж сочетает в себе плюсы линейного и нелинейного монтажа (нелинейная система видеомонтажа выступает в роли видеоисточника). Минус - высокая цена.

Сегодня основным видом монтажа считается нелинейный, так как он позволяет монтировать в любое время и практически в любом месте, где есть компьютер, а так же задействует небольшие ресурсы. [8]

Сюжет фильма, пусть и хорошо смонтированный будет ничем, без выразительных средств. В кинодокументалистике они имеют особое значение, ведь здесь нельзя переснять кадр или сцену, поэтому правильная съемка и использование выразительных средств решает одну из основных задач – заинтересовать зрителя.

Основными выразительными средствами в документальном кино являются:

  • Точка съемки

  • Планы

  • Контрапункт

  • Метафора

При документальной съемке мы не всегда можем использовать все возможности выбора точки съемки и зачастую должны пользоваться тем, что есть. Но при этом выбор точки съемки играет значительную роль.

При необходимости создать строгую уравновешенную композицию необходимо выстроить симметричный кадр, в котором будут отсутствовать лишние элементы. Для получения устойчивой композиции нужно разместить объект съемки в центре кадра. Немаловажно и масштабное соотношение элементов, например, большой храм и маленькие люди под его основанием.

Следующим выразительным средством мы можем назвать планы съемки. Мы будем разбирать 4 основных плана: общий, средний, крупный и сверхкрупный (деталь).

Общий план обычно используется для того, чтобы охарактеризовать место действия, для отражения глобальности события, для того, чтобы передать общую атмосферу действия, настроения эпизода.