ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
1)Подходы к пониманию феномена технологий Соц технологии выступают в 2-ух формах: а) как программа, содержащая процедуры и операции и б) как сама деятельность, построенная в соответствии с соц программой. Технологии соц работы – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых соц службами и соц работниками для достижения поставленных целей в процессе разного рода соц проблем, реализации задач соц защиты населения.
Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация — на социальных технологиях. Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. (более конкретная характеристика) Представляется плодотворной попытка некоторых авторов выделить в социальных технологиях две формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Компоненты технологического процесса: алгоритм действий, операции, направленные на достижение конкретной цели, инструментарий как арсенал средств Этапы: формулирование цели воздействия, выработка и выбор способов, организация воздействия, оценка и анализ результатов. |
2) Классификация методов социальной работы Метод – способ достижения конкретной цели. В СР – путь познания или действие. От правильного выбора метода зависит многое Правила выбора: взвесить последствия, получить заявление от клиента, гарантировать защиту и конфиденциальность
Всеобщий (философский) Общенаучные (абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство общего и особенного, восхождение от простого к сложному, качественный и количественный анализ) Частные (организационно-распорядительные, социально-экономические, педагогические, психологические, юридические) Историко-генетические (истоки проблемы клиента) Структурно-функциональные (изучение социальной сети и структуры личности) II. Психологические методы в соц работе. Основная задача, которую ставит перед собой психология –оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно. Психологические подходы к технологии соц работы - глубинная психология, психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный (Адлер) - бихевиористское (психология поведения) влияние окружения на поведение человека. - когнитивная психология –как устроено сознание человека - гуманистическое направление - жизнь человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения. III. Педагогические методы в соц работе. 1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. 2. Метод убеждения 3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями. 4. Метод поощрение 5. Метод порицания |
|
3) Социально-экономические методы Экономические методы социальной работы — важная часть механизма социальной поддержки, ибо они, с одной стороны, побуждают личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, а с другой стороны, оказывают человеку (группе) конкретную социально-экономическую поддержку. Принцип общественной целесообразности.контингент защищаемых должен быть ограничен теми которые лишены способности к труду и самообеспечению. Принцип экономической эффективности соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Принцип экономической справедливостиэкономическаязащиту как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто не занимается производственно-рыночной деятельностью. Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.государство является главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни. Принцип экономической самостоятельности местных органов разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Экономические методы: I.системаминимальных социально-экономических гарантии. 2.Индексация доходов -автоматическое повышения доходов по мере роста розничных цен и услуг. 3.Компенсация расходов—возмещение расходов органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен (пример: пособие по уходу за ребёнком) 4. Система компенсаций и льгот отдельным категориям населения 5. косвенное финансирование — в частности, в виде освобождения определенных категорий населения от различных видов налогообложения 6. предоставление бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре |
4) Организационно-распорядительные методы Организационно-распорядительные методы – ориентированы на мотивы поведения людей, чувство долга, ответственности, закрепленные права полномочий, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов соц защиты, соц служб их обязанностей. Система управления: механизм (цели, средства, методы), структура (кадры, техника управления), процесс управления (органы управления, технология, материальная часть), рационализация системы (инновации, обновление кадров) Классификация методов административного воздействия: по функциям – регламентирующие (регламентация, ориентация, организация, инструктирование), распорядительные (указы, постановления, приказы, распоряжения), дисциплинарные Содержание организационной деятельности: определение целей и задач, отбор исполнителей, распределение полномочий, создание условий, командообразование, согласование отдельных работ, контроль Планирование: определение целей деятельности, выбор средств, обеспечение ресурсами, создание программы, определение сроков, корректировка, прогноз результатов, постановка новых целей и задач Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой — выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. |
|
7) Обслуживание на дому Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. В системе социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов особое место занимает социальная помощь на дому. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами. Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера. В разных регионах страны форма надомного обслуживания развита неодинаково, что обусловлено многими причинами социально-экономического, природно-климатического, национально-этнического и иного характера.
|
8) Полустационарные учреждения Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Для граждан сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (тяжелых психических расстройств).
|
|
9) Стационарные учреждения Государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (дома-интернаты, психоневрологические дома-интернаты) предназначены для постоянного или временного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание направлено на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам комплекса социальных услуг, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питания и ухода, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга. Для рассмотрения на Комиссии территориальным управлением социальной защиты населения представляются: личное дело гражданина пожилого возраста, инвалида; ходатайство начальника управления; договор о стационарном обслуживании, подписанный гражданином. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях производится за плату. Плату за стационарное обслуживание (приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, медикаментов, оплата коммунальных услуг), плату за социальные услуги, входящие в Гарантированный перечень социальных услуг, и плату за дополнительные социальные услуги. |
10) Методика проведения первичного приёма Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования предназначено для первичного приема граждан, анализа и прогнозирования реальной перспективной потребности в социальном обслуживании и направление в соответствующие отделения Учреждения, создание банка данных о гражданах, обратившихся в Учреждение , а также об организациях и физических лицах ,оказывающих социальную помощь и поддержку гражданам (семьям). |
|
11 Социальный патронаж Назначение социальной работы — оказание компетентной помощи людям, у которых не достаёт собственных ресурсов самостоятельно решать сложные жизненно важные проблемы. Социальный патронаж – это особый вид работы, имеющий свои отличительные особенности. Он вовсе не сводится к посещениям семей по их месту жительства для ухода. Это очень сложный и энергоёмкий процесс, связанный как с большим объёмом и содержанием помощи и поддержки, так и с применением специфических, нестандартных методов и форм работы. В первую очередь, он включает в себя активное вмешательство социальной службы в семейную ситуацию, контроль за многими составляющими жизни семьи и оказание на неё непосредственного влияния. Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановление социального статуса семьи. Задачи социального патронажа: Профилактика социального неблагополучия семей. Исследование свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи. Социальная реабилитация семьи. Социальная работа строится в зависимости от того, каковы конкретные трудности семьи. Насколько они запущены и насколько опасна сложившаяся ситуация как для ребёнка, так и для ближайшего окружения. Оценить объективно ситуацию, ощутить состояние ребенка и его семьи с их переживаниями, способствует более бережному отношению к ним. Эта работа эффективный способ обнаружения, а затем активизации ресурсов, которые имеются в окружении ребенка. В основе метода лежит, прежде всего, информация, полученная непосредственно от ребенка и от людей из его ближайшего окружения. |
|
|
1) Теоретико-методологические основы социальных технологий Соц технологии выступают в 2-ух формах: а) как программа, содержащая процедуры и операции и б) как сама деятельность, построенная в соответствии с соц программой. Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов в решении практических задач. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают совокупность приемов и воздействий, которые применяются для достижения целей в процессе решения социальных проблем. Формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами. Компоненты технологического процесса: алгоритм действий, операции, инструментарий как арсенал средств Этапы: формулирование цели воздействия, выработка и выбор способов, организация воздействия, оценка и анализ результатов. |
2) Современные подходы к классификации социальных технологий Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки: —объект воздействия (личность, общество, социальные группы); — масштабы воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.); — сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы); — степень зрелости социальных объектов; — инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач; — область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность; — уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной); — цель, реализуемая в результате применения данной технологии. |
|
3) Технология социальной работы в стационарах Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и др.Для граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Включает меры: по созданию условий жизнедеятельности; реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера; обеспечение ухода и медицинской помощи; организацию отдыха и досуга. |
4) Технология социальной работы в полустационарных учреждениях Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Для граждан сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющих медицинских противопоказаний (тяжелых психических расстройств). |
|
5) Технология социальной работы в нестационарных Социальное обслуживание на дому (для инвалидов, граждан пожилого возраста не имеющих сильных психических заболеваний, или в состоянии ремиссии): -организация питания, доставка продуктов на дом; -помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; -содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение; -поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями |
6) Технологии социокультурного обслуживания клиентов Социально-культурная реабилитация - комплекс методов и приемов организации досуга клиентов (открытие клубов, кружков, секций и других социально-культурных учреждений, направленных на восстановление социального статуса человека) Формы социально-культурной реабилитации молодежи: 1) Концерты художественной самодеятельности 2) Вернисажи выставок изобразительного творчества 3) занятия в музыкально-драмматических коллективах 4) школы ремесел, студии 5) кружки вышивания и др. Целостное представление о жизни молодой человек получает при посещении культурных мероприятий. |
|
7) Технологии предоставления материальной помощи гражданам в ТЖС В 2011 году в Томской области завершился федеральный эксперимент по предоставлению материальной помощи малоимущим семьям под взаимные обязательства, прописанные в социальном контракте. С 2012 года эта практика применяется на постоянной основе. Об итогах эксперимента можно судить, в частности, по такому показателю, как повторная обращаемость. На сегодняшний день она составляет 2 %. То есть в 98 % случаев семья вышла на самообеспечение. |
8) Современные подходы к определению классификации методов социальной работы Метод – способ осуществления деятельности на основании специфики ситуации и соц. опыта субъекта Классификация Зайнышева: Всеобщий (философский), общенаучные (абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический, от простого к сложному, единство общего и особенного, качественного и количественного анализа, генетический), конкретно-научные (организационно-распорядительные, социально-экономические, педагогические, психологические). Басов: метод реабилитации (медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая); метод внешнего замещения (временное замещение отсутствующего ресурса); метод выращивания внутренних ресурсов; методы прямой передачи ресурсов (при социальном обеспечении); метод резервирования ресурсов (социальное страхование). |
|
9) Коммуникативные техники и приёмы Стиль профессиональной деятельности – совок-ть творческих приёмов, к-рая развивается и активизируется в практике взаимодействия с клиентами. Компоненты стиля общения: речь, манеры Реализация коммуникативной техники зависит от личностных особенностей клиента. Барьеры общения: логический (интерпретация; вопросы-уточнения), фонетический (чёткая речь), эстетический (внешний вид; принимать таким, как есть), влияния «-» эмоций (раздражённость; «золотые слова», внимание к личной жизни, поставить себя на место клиента), состояние здоровья клиента (уметь определить проблему, может ли продолжить, сократить время общения), установки («-» на всех соц.работников; не переубеждать, реально решать проблему) Преодолению способствует сочетание вербальных и невербальных форм общения |
10) Сущность и содержание технологий социального обслуживания клиентов на дому Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленного на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг в соответствии с территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Также могут предоставляться дополнительные платные социальные услуги. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе. Принципы: соблюдение прав гражданина и человека; ориентация на индивидуальные потребности; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг. Право на: информацию о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера; уважительное и гуманное отношение со стороны работников; согласие; отказ от социального обслуживания. организация питания, доставка продуктов на дом; -помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; -содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение; -поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями |
|
11) Технологии социального обслуживания клиентов в группах дневного пребывания Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания.задача этих отделений - предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год. 85,3% составляют женщины, в основном старше 60 лет, и одиноко проживающие; 13% составляют одинокие супружеские пары. Главными мотивами посещения отделения были названы возможность общения (74,5%) и получение бесплатного обеда (6.3,1%). (Москва) |
12) Технологии социального обслуживания клиентов в реабилитационных группах Социальная реабилитация–комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных клиентом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья, изменением соц статуса, девиантным поведением. Виды социальной реабилитации.1.Социально-медицинская 2.Социально-психологическая.3.Социально-педагогическая –организация и осуществление педагогической помощи при нарушенияхспособности человека к получению образования.4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.5.Социально-средовая –восстановление чувствасоциальной значимости внутри новой социальной среды. |
|
13) Особенности применения в социальной работе вербальной и невербальной форм межличностной коммуникации Функции вербальной коммуникации: содействие в поиске вариантов выхода из ТЖС, обмен информацией, отношение говорящего к предмету обсуждения, воздействие Функции невербальной коммуникации: дополнение, замещение, проявление эмоций Техника вербальной коммуникации: приёмы ведения устной и письменной речи (приём уточнение, имя собственное, убеждающая речь, выдвижение аргументов, аргумент к личности, приёмы обратной связи), эмпатии (зеркальное отражение, я вас слушаю, золотые слова) Техника невербальной коммуникации: организация пространства первичного приёма, имидж спеца, использование жестов и мимики
|
14) Классификация форм социальной работы
|
|
15) Виды консультирования, применяемые в технологии социальной работы Социальное консультирование – одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого спец помогает клиенту понять суть его ТЖС и предлагает варианты её решения Принципы: целесообразность, добровольность, грамотность и компетентность консультанта, доброжелательное отношение, ориентация на ценности клиента, не давать советы, анонимность, включённость клиента в процесс Виды: контактное (конкретное – инфо+поддержка, программное – объективность, оргвопросы), дистантное (телефонное и переписка, индивидуальная и групповая формы) |
16) Методика организации и проведения консультирования Технология соц консультирования – вз-е, в ходе к-рого консультант передаёт инф с целью помочь в решении ТЖС. Ориентация на «+» оценочныеотн-я и эмоц теплоту к клиенту
|
|
17) Методика посреднической деятельности Посредническая деятельность осуществляется, когда соц работник не может предложить пути решения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. он содействует приему клиента в другом учреждении или другим специалистом. Этапы: 1. определение проблемы клиента, оценка возможностей решения; 2. оценка и выбор учреждения, способного решить проблему; 3. помощь клиенту в установлении контакта. Приемы: 1. выписка для клиентов необходимых данных об учреждении: адрес и номер телефона, ФИО специалиста, как добраться. Важно объяснить, что клиент может ожидать в учреждении. Установление контакта с учреждением остаётся за клиентом. 2. сопроводительное письмо. Клиент имеет на руках описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — представление о том, что ожидает от него клиент. 3. сообщать клиенту имя того, к которому следует обратиться. 4. Прежде чем направить клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить сведения о клиенте. 5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из близких, проинструктированный работником. Социальный работник обязан убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана. — Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение. — Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем. |
18) Методика проведения первичного приёма Первичный прием – вид соц консультирования, в ходе которого специалист собирает информации о факторах, приводящих к ТЖС клиента (категория, возраст, данные о месте проживания, работы, наличие детей в возрасте до 18 лет), оказывает консультативную помощь. На первичном приеме консультант осуществляет выбор методов для решения проблемы клиента. Этапы: 1) Подготовительный этап. Специалист готовит документы для проведения первичного приема: перечни социальных услуг для каждой категории клиентов, бланки заявлений о предоставлении социальных услуг, образцы заполнения документов. Консультант психологически настраивается на приём. 2) Ознакомительный этап. Специалист устанавливает отношения сотрудничества и выявляет причины обращения.документирование полученной информации в журнале первичного приема. 3) Диагностический этап. Специалист осуществляет диагностику и проводит анализ проблемы. 4) Идентификационный этап. Специалист совместно с клиентом формулируют проблему и определяют цель проведения первичного приема. 5) Этап планирования - разработка плана действий по разрешению ТЖС. 6) Этап предоставления конкретной социальной услуги. 7) Завершающий этап. Специалист совместно с клиентом проводит оценку результатов первичного приема. |
|
19) Методика проведения социального патронажа Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, реабилитационными целями. Три вида: Первичный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Позволяет выявить изменения, которые произошли со времени последнего посещения. Комплексный патронаж проводится несколькими специалистами с целью комплексного подхода к разрешению ТЖС. Важно выяснить, какими навыками самообслуживания обладает клиент. Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия фиксируются в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Этапы: 1) Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи (договоренность с клиентом о времени визита), выбор методов диагностики (стандартиз интервью, наблюдение). 2) Основной этап – посещение клиента на дому, проведение диагностики (фиксировать необходимую информацию в тетради социального патронажа, где указывается ФИО клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи) оказание социальных услуг. 3) Заключительный этап – подведение итогов патронажа, анализ результатов, разработка рекомендаций по выходу из ТЖС, оказание экстренной помощи, оформление результатов в виде акта обследования жилищно-бытовых условий, в случае первичного заполняется социальная карта клиента. |
20) Методика проведения фронтальной беседы Беседа – наиболее распространённый вид консультирования, одной из форм явл интервью. Оно предполагает воздействие на клиента с помощью вопросов и спец заданий, раскрывающих возможности клиента по выходу из ТЖС. Фронтальная беседа – групповая форма Алгоритм:
|
|
21) Методика проведения социального тренинга 1) Знакомство. Упражнения на объединение и сплочение группы (Методика «Кто Я?», ведущий может строить гипотезу о ТЖС, в конце – обсуждение упражнения, после занятия – анализ документов.Хлопки по кругу: хлопаем в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке, когда я хлопну 2 раза – против часовой) 2) Развитие коммуникативных умений. Каждый участник должен проиграть роль ребёнка, взрослого, родителя («Кто знает, какой ты на самом деле» - разбиваются на пары, рассказывают друг о друге, затем в общем круге – о партнёре. «Ролевая игра» - представить ситуацию, в которой хотелось бы действовать уверенно, разбиться по группам и разыграть каждую по ролям, пробуя разные способы поведения, сначала с позиции взрослого, затем – родителя. «Попроси меня» - выбрать партнёра по степени доверия и искренне попросить о помощи. «Мафия» - для подростков с девиантным поведением) |
22) Методика проведения КТД Игорь Петрович Иванов Этапы: поиск идеи и постановка задач, коллективное планирование и выбор совета дела, коллективная подготовка, проведение, коллективный анализ дела, ближайшее последействие Самопридумывание, самопланирование, самоделание, самоанализ Требования: опора на предшествующий опыт, всеобщее участие, соблюдение последовательности действий Формы: общественная, трудовая, познавательная, спортивная, художественная, досуговая |
|
23) Социальная диагностика как технология социальной работы Социальная диагностика – интегративная технология, которая включает совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с людьми, самореализацию в различных сферах. Социальное окружение способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи. Цель – установление специалистом соц диагноза проблемы клиента и оформление заключения. Структура социальной диагностики: - поиск и выбор методов, обосновывающих правильность полученной информации; - исследование ТЖС клиента; -анализ результатов исследования и формулирование заключения. Особенностью социальной диагностики является исследование ТЖС клиента, которая всегда уникальна, поэтому в практике чаще всего встречаются эмпирические технологии. |
24) Социально-диагностические методы социальной работы К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, методы тестирования, анализ документов, методы независимых характеристик. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: проективная методика Р. Жиля и др. Информация о причинах возникновения ТЖС может быть получена с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов. Историко-генетические методы – на основании документов и фактических источников. Структурно-функциональные методы – получение данных о текущем состоянии проблемы. |
|
25) Методика организации и проведения социальной диагностики Этапы: 1) Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист с клиентом выявляет причины ТЖС. 2) Этап разработки критериев и показателей. 3) Этап подбора методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия ситуации клиента ближайшим его окружением. 4) Этап анализа результатов социальной диагностики. 5) Этап постановки диагноза и определение реабилитационного прогноза. Специалист делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выявляет способности клиента, на основании их будут разрабатываться реабилитационные мероприятия. |
|