ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)Подходы к пониманию феномена технологий

Соц технологии выступают в 2-ух формах: а) как программа, содержащая процедуры и операции и б) как сама деятельность, построенная в соответствии с соц программой. Технологии соц работы – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых соц службами и соц работниками для достижения поставленных целей в процессе разного рода соц проблем, реализации задач соц защиты населения.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация — на социальных технологиях.

Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают также совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. (более конкретная характеристика)

Представляется плодотворной попытка некоторых авторов выделить в социальных технологиях две формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Компоненты технологического процесса: алгоритм действий, операции, направленные на достижение конкретной цели, инструментарий как арсенал средств

Этапы: формулирование цели воздействия, выработка и выбор способов, организация воздействия, оценка и анализ результатов.

2) Классификация методов социальной работы

Метод – способ достижения конкретной цели. В СР – путь познания или действие. От правильного выбора метода зависит многое

Правила выбора: взвесить последствия, получить заявление от клиента, гарантировать защиту и конфиденциальность

Всеобщий (философский)

Общенаучные (абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство общего и особенного, восхождение от простого к сложному, качественный и количественный анализ)

Частные (организационно-распорядительные, социально-экономические, педагогические, психологические, юридические)

Историко-генетические (истоки проблемы клиента)

Структурно-функциональные (изучение социальной сети и структуры личности)

II. Психологические методы в соц работе. Основная задача, которую ставит перед собой психология –оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно. Психологические подходы к технологии соц работы - глубинная психология, психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный (Адлер) - бихевиористское (психология поведения) влияние окружения на поведение человека. - когнитивная психология –как устроено сознание человека - гуманистическое направление - жизнь человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

III. Педагогические методы в соц работе. 1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. 2. Метод убеждения 3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями. 4. Метод поощрение 5. Метод порицания

3) Социально-экономические методы

Экономические методы социальной работы — важная часть механизма социальной поддержки, ибо они, с одной стороны, побуждают личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, а с другой стороны, оказывают человеку (группе) конкретную социально-экономическую поддержку.

Принцип общественной целесообразности.контингент защищаемых должен быть ограничен теми которые лишены способности к труду и самообеспечению.

Принцип экономической эффективности соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование.

Принцип экономической справедливостиэкономическаязащиту как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто не занимается производственно-рыночной деятельностью.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.государство является главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни.

Принцип экономической самостоятельности местных органов разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

Экономические методы:

I.системаминимальных социально-экономических гарантии.

2.Индексация доходов -автоматическое повышения доходов по мере роста розничных цен и услуг.

3.Компенсация расходов—возмещение расходов органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен (пример: пособие по уходу за ребёнком)

4. Система компенсаций и льгот отдельным категориям населения

5. косвенное финансирование — в частности, в виде освобождения определенных категорий населения от различных видов налогообложения

6. предоставление бесплатных социальных услуг на дому и в стационаре

4) Организационно-распорядительные методы

Организационно-распорядительные методы – ориентированы на мотивы поведения людей, чувство долга, ответственности, закрепленные права полномочий, обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов соц защиты, соц служб их обязанностей.

Система управления: механизм (цели, средства, методы), структура (кадры, техника управления), процесс управления (органы управления, технология, материальная часть), рационализация системы (инновации, обновление кадров)

Классификация методов административного воздействия:

по функциям – регламентирующие (регламентация, ориентация, организация, инструктирование), распорядительные (указы, постановления, приказы, распоряжения), дисциплинарные

Содержание организационной деятельности: определение целей и задач, отбор исполнителей, распределение полномочий, создание условий, командообразование, согласование отдельных работ, контроль

Планирование: определение целей деятельности, выбор средств, обеспечение ресурсами, создание программы, определение сроков, корректировка, прогноз результатов, постановка новых целей и задач

Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой — выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации.

7) Обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Осуществляется путем предоставления гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

В системе социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов особое место занимает социальная помощь на дому. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами.

  Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера.

  В разных регионах страны форма надомного обслуживания развита неодинаково, что обусловлено многими причинами социально-экономического, природно-климатического, национально-этнического и иного характера.

8) Полустационарные учреждения

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Для граждан сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (тяжелых психических расстройств).

9) Стационарные учреждения

Государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (дома-интернаты, психоневрологические дома-интернаты) предназначены для постоянного или временного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание направлено на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам комплекса социальных услуг, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питания и ухода, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга. Для рассмотрения на Комиссии территориальным управлением социальной защиты населения представляются: личное дело гражданина пожилого возраста, инвалида; ходатайство начальника управления; договор о стационарном обслуживании, подписанный гражданином. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях производится за плату. Плату за стационарное обслуживание (приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, медикаментов, оплата коммунальных услуг), плату за социальные услуги, входящие в Гарантированный перечень социальных услуг, и плату за дополнительные социальные услуги.

10) Методика проведения первичного приёма

Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования предназначено для первичного приема граждан, анализа и прогнозирования реальной перспективной потребности в социальном обслуживании и направление в соответствующие отделения Учреждения, создание банка данных о гражданах, обратившихся в Учреждение , а также об организациях и физических лицах ,оказывающих социальную помощь и поддержку гражданам (семьям).

11 Социальный патронаж

Назначение социальной работы — оказание компетентной помощи людям, у которых не достаёт собственных ресурсов самостоятельно решать сложные жизненно важные проблемы.     Социальный патронаж – это особый вид работы, имеющий свои отличительные особенности. Он вовсе не сводится к посещениям семей по их месту жительства для ухода. Это очень сложный и энергоёмкий процесс, связанный как с большим объёмом и содержанием помощи и поддержки, так и с применением специфических, нестандартных методов и форм работы. В первую очередь, он включает в себя активное вмешательство социальной службы в семейную ситуацию, контроль за многими составляющими жизни семьи и оказание на неё непосредственного влияния. Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановление социального статуса семьи.

Задачи социального патронажа:

 Профилактика социального неблагополучия семей.

 Исследование свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи.

 Социальная реабилитация семьи.

    Социальная работа строится в зависимости от того, каковы конкретные трудности семьи. Насколько они запущены и насколько опасна сложившаяся ситуация как для ребёнка, так и для ближайшего окружения.

Оценить объективно ситуацию, ощутить состояние ребенка и его семьи с их переживаниями, способствует более бережному отношению к ним. Эта работа эффективный способ обнаружения, а затем активизации ресурсов, которые имеются в окружении ребенка.     В основе метода лежит, прежде всего, информация, полученная непосредственно от ребенка и от людей из его ближайшего окружения.

1) Теоретико-методологические основы социальных технологий

Соц технологии выступают в 2-ух формах: а) как программа, содержащая процедуры и операции и б) как сама деятельность, построенная в соответствии с соц программой.

Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения. Во-первых, как способы применения теоретических выводов в решении практических задач. Во-вторых, под социальными технологиями подразумевают совокупность приемов и воздействий, которые применяются для достижения целей в процессе решения социальных проблем.

Формы: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Компоненты технологического процесса: алгоритм действий, операции, инструментарий как арсенал средств

Этапы: формулирование цели воздействия, выработка и выбор способов, организация воздействия, оценка и анализ результатов.

2) Современные подходы к классификации социальных технологий

Основой типологии социальных технологий могут стать

следующие признаки:

—объект воздействия (личность, общество, социальные группы);

— масштабы воздействия (глобальные, континентальные,

региональные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— степень зрелости социальных объектов;

— инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

— область общественной жизни: экономика, образование,

здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработки социальных технологий (теоретический,

конкретно-прикладной);

— цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

3) Технология социальной работы в стационарах

Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и др.Для граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Включает меры: по созданию условий жизнедеятельности; реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера; обеспечение ухода и медицинской помощи; организацию отдыха и досуга.

4) Технология социальной работы в полустационарных учреждениях

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Для граждан сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющих медицинских противопоказаний (тяжелых психических расстройств).

5) Технология социальной работы в нестационарных

Социальное обслуживание на дому (для инвалидов, граждан пожилого возраста не имеющих сильных психических заболеваний, или в состоянии ремиссии):

-организация питания, доставка продуктов на дом; -помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; -содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение; -поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями

6) Технологии социокультурного обслуживания клиентов

Социально-культурная реабилитация - комплекс методов и приемов организации досуга клиентов (открытие клубов, кружков, секций и других социально-культурных учреждений, направленных на восстановление социального статуса человека)

Формы социально-культурной реабилитации молодежи:

1) Концерты художественной самодеятельности

2) Вернисажи выставок изобразительного творчества

3) занятия в музыкально-драмматических коллективах

4) школы ремесел, студии

5) кружки вышивания и др.

Целостное представление о жизни молодой человек получает при посещении культурных мероприятий.

7) Технологии предоставления материальной помощи гражданам в ТЖС

В 2011 году в Томской области завершился федеральный эксперимент по предоставлению материальной помощи малоимущим семьям под взаимные обязательства, прописанные в социальном контракте. С 2012 года эта практика применяется на постоянной основе. Об итогах эксперимента можно судить, в частности, по такому показателю, как повторная обращаемость. На сегодняшний день она составляет 2 %. То есть в 98 % случаев семья вышла на самообеспечение.

8) Современные подходы к определению классификации методов социальной работы

Метод – способ осуществления деятельности на основании специфики ситуации и соц. опыта субъекта

Классификация Зайнышева: Всеобщий (философский), общенаучные (абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический, от простого к сложному, единство общего и особенного, качественного и количественного анализа, генетический), конкретно-научные (организационно-распорядительные, социально-экономические, педагогические, психологические).

Басов: метод реабилитации (медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая); метод внешнего замещения (временное замещение отсутствующего ресурса); метод выращивания внутренних ресурсов; методы прямой передачи ресурсов (при социальном обеспечении); метод резервирования ресурсов (социальное страхование).

9) Коммуникативные техники и приёмы

Стиль профессиональной деятельности – совок-ть творческих приёмов, к-рая развивается и активизируется в практике взаимодействия с клиентами.

Компоненты стиля общения: речь, манеры

Реализация коммуникативной техники зависит от личностных особенностей клиента.

Барьеры общения: логический (интерпретация; вопросы-уточнения), фонетический (чёткая речь), эстетический (внешний вид; принимать таким, как есть), влияния «-» эмоций (раздражённость; «золотые слова», внимание к личной жизни, поставить себя на место клиента), состояние здоровья клиента (уметь определить проблему, может ли продолжить, сократить время общения), установки («-» на всех соц.работников; не переубеждать, реально решать проблему)

Преодолению способствует сочетание вербальных и невербальных форм общения

10) Сущность и содержание технологий социального обслуживания клиентов на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленного на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг в соответствии  с территориальным  перечнем гарантированных государством социальных услуг.    Также могут предоставляться дополнительные платные социальные услуги. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.   Принципы: соблюдение прав гражданина и человека; ориентация на индивидуальные потребности; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг.

   Право на: информацию о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера; уважительное и гуманное отношение со стороны работников; согласие; отказ от социального обслуживания.

организация питания, доставка продуктов на дом; -помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; -содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение; -поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями

11) Технологии социального обслуживания клиентов в группах дневного пребывания

Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания.задача этих отделений - предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год.

85,3% составляют женщины, в основном старше 60 лет, и одиноко проживающие; 13% составляют одинокие супружеские пары. Главными мотивами посещения отделения были названы возможность общения (74,5%) и получение бесплатного обеда (6.3,1%). (Москва)

12) Технологии социального обслуживания клиентов в реабилитационных группах

Социальная реабилитация–комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных клиентом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья, изменением соц статуса, девиантным поведением.

Виды социальной реабилитации.1.Социально-медицинская 2.Социально-психологическая.3.Социально-педагогическая –организация и осуществление педагогической помощи при нарушенияхспособности человека к получению образования.4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.5.Социально-средовая –восстановление чувствасоциальной значимости внутри новой социальной среды.

13) Особенности применения в социальной работе вербальной и невербальной форм межличностной коммуникации

Функции вербальной коммуникации: содействие в поиске вариантов выхода из ТЖС, обмен информацией, отношение говорящего к предмету обсуждения, воздействие

Функции невербальной коммуникации: дополнение, замещение, проявление эмоций

Техника вербальной коммуникации: приёмы ведения устной и письменной речи (приём уточнение, имя собственное, убеждающая речь, выдвижение аргументов, аргумент к личности, приёмы обратной связи), эмпатии (зеркальное отражение, я вас слушаю, золотые слова)

Техника невербальной коммуникации: организация пространства первичного приёма, имидж спеца, использование жестов и мимики

14) Классификация форм социальной работы

15) Виды консультирования, применяемые в технологии социальной работы

Социальное консультирование – одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого спец помогает клиенту понять суть его ТЖС и предлагает варианты её решения

Принципы: целесообразность, добровольность, грамотность и компетентность консультанта, доброжелательное отношение, ориентация на ценности клиента, не давать советы, анонимность, включённость клиента в процесс

Виды: контактное (конкретное – инфо+поддержка, программное – объективность, оргвопросы), дистантное (телефонное и переписка, индивидуальная и групповая формы)

16) Методика организации и проведения консультирования

Технология соц консультирования – вз-е, в ходе к-рого консультант передаёт инф с целью помочь в решении ТЖС.

Ориентация на «+» оценочныеотн-я и эмоц теплоту к клиенту

  1. Подготовительный этап: график консультаций, сбор информации о клиентах, предварительный план работы

  2. Основной этап: психол подготовка консультанта, приветствие (предложить сесть, дать 2 минуты освоиться), решение об отказе или проведении (сообщить регламент консультирования), дать выговориться, расспрос, совм интерпретация проблемы, формир новой модели поведения клиента, завершение и оценка эффективности

  3. Заключительный этап: осмысление результатов, оформление протокола консультации (паспортные данные, информация о семье и состоянии здоровья, в чём проблема, результаты, рекомендации,...)

17) Методика посреднической деятельности

Посредническая деятельность осуществляется, когда соц работник не может предложить пути решения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. он содействует приему клиента в другом учреждении или другим специалистом. Этапы:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта.

Приемы:

1. выписка для клиентов необходимых данных об учреждении: адрес и номер телефона, ФИО специалиста, как добраться. Важно объяснить, что клиент может ожидать в учреждении.

Установление контакта с учреждением остаётся за клиентом.

2. сопроводительное письмо. Клиент имеет на руках описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — представление о том, что ожидает от него клиент.

3. сообщать клиенту имя того, к которому следует обратиться.

4. Прежде чем направить клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из близких, проинструктированный работником.

Социальный работник обязан убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.

— Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение.

— Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.

18) Методика проведения первичного приёма

Первичный прием – вид соц консультирования, в ходе которого специалист собирает информации о факторах, приводящих к ТЖС клиента (категория, возраст, данные о месте проживания, работы, наличие детей в возрасте до 18 лет), оказывает консультативную помощь. На первичном приеме консультант осуществляет выбор методов для решения проблемы клиента.

Этапы:

1) Подготовительный этап. Специалист готовит документы для проведения первичного приема: перечни социальных услуг для каждой категории клиентов, бланки заявлений о предоставлении социальных услуг, образцы заполнения документов. Консультант психологически настраивается на приём.

2) Ознакомительный этап. Специалист устанавливает отношения сотрудничества и выявляет причины обращения.документирование полученной информации в журнале первичного приема.

3) Диагностический этап. Специалист осуществляет диагностику и проводит анализ проблемы.

4) Идентификационный этап. Специалист совместно с клиентом формулируют проблему и определяют цель проведения первичного приема.

5) Этап планирования - разработка плана действий по разрешению ТЖС.

6) Этап предоставления конкретной социальной услуги.

7) Завершающий этап. Специалист совместно с клиентом проводит оценку результатов первичного приема.

19) Методика проведения социального патронажа

Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, реабилитационными целями. Три вида:

Первичный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту.

Плановый патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Позволяет выявить изменения, которые произошли со времени последнего посещения.

Комплексный патронаж проводится несколькими специалистами с целью комплексного подхода к разрешению ТЖС. Важно выяснить, какими навыками самообслуживания обладает клиент.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия фиксируются в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Этапы:

1) Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи (договоренность с клиентом о времени визита), выбор методов диагностики (стандартиз интервью, наблюдение).

2) Основной этап – посещение клиента на дому, проведение диагностики (фиксировать необходимую информацию в тетради социального патронажа, где указывается ФИО клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи) оказание социальных услуг.

3) Заключительный этап – подведение итогов патронажа, анализ результатов, разработка рекомендаций по выходу из ТЖС, оказание экстренной помощи, оформление результатов в виде акта обследования жилищно-бытовых условий, в случае первичного заполняется социальная карта клиента.

20) Методика проведения фронтальной беседы

Беседа – наиболее распространённый вид консультирования, одной из форм явл интервью. Оно предполагает воздействие на клиента с помощью вопросов и спец заданий, раскрывающих возможности клиента по выходу из ТЖС. Фронтальная беседа – групповая форма

Алгоритм:

  1. Знакомство: заинтересованность в клиенте, не следует суетиться и пытаться вступить в активный контакт. Помнить, что клиент находится в сложной психологической ситуации. После приветствия – 40сек для адаптации. Обращаться по ИО и на «вы», рассказать о соц. службе

  2. Расспрос, проверка консультационных гипотез: разговорить клиента, эмпатическое слушание, стимулировать на дальнейший рассказ, содействие целенаправленному развитию беседы, формулировка и проверка гипотезы

  3. Воздействие на клиента: акцентирование противоречий, сформулировать варианты выхода из ТЖС и совместно выбрать один.

  4. Подведение итогов: обобщение, обсуждение дальнейшего взаимодействия, спросить о рез-те беседы.

21) Методика проведения социального тренинга

1) Знакомство. Упражнения на объединение и сплочение группы (Методика «Кто Я?», ведущий может строить гипотезу о ТЖС, в конце – обсуждение упражнения, после занятия – анализ документов.Хлопки по кругу: хлопаем в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке, когда я хлопну 2 раза – против часовой)

2) Развитие коммуникативных умений. Каждый участник должен проиграть роль ребёнка, взрослого, родителя («Кто знает, какой ты на самом деле» - разбиваются на пары, рассказывают друг о друге, затем в общем круге – о партнёре. «Ролевая игра» - представить ситуацию, в которой хотелось бы действовать уверенно, разбиться по группам и разыграть каждую по ролям, пробуя разные способы поведения, сначала с позиции взрослого, затем – родителя. «Попроси меня» - выбрать партнёра по степени доверия и искренне попросить о помощи. «Мафия» - для подростков с девиантным поведением)

22) Методика проведения КТД

Игорь Петрович Иванов

Этапы: поиск идеи и постановка задач, коллективное планирование и выбор совета дела, коллективная подготовка, проведение, коллективный анализ дела, ближайшее последействие

Самопридумывание, самопланирование, самоделание, самоанализ

Требования: опора на предшествующий опыт, всеобщее участие, соблюдение последовательности действий

Формы: общественная, трудовая, познавательная, спортивная, художественная, досуговая

23) Социальная диагностика как технология социальной работы

Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализацию в различных сферах. Социальное окружение способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Цель – установление специалистом соц диагноза проблемы клиента и оформление заключения. Структура социальной диагностики:

- поиск и выбор методов, обосновывающих правильность полученной информации;

- исследование ТЖС клиента;

-анализ результатов исследования и формулирование заключения.

Особенностью социальной диагностики является исследование ТЖС клиента, которая всегда уникальна, поэтому в практике чаще всего встречаются эмпирические технологии.

24) Социально-диагностические методы социальной работы

К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, методы тестирования, анализ документов, методы независимых характеристик. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: проективная методика Р. Жиля и др. Информация о причинах возникновения ТЖС может быть получена с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.

Историко-генетические методы – на основании документов и фактических источников.

Структурно-функциональные методы – получение данных о текущем состоянии проблемы.

25) Методика организации и проведения социальной диагностики

Этапы:

1) Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист с клиентом выявляет причины ТЖС.

2) Этап разработки критериев и показателей.

3) Этап подбора методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия ситуации клиента ближайшим его окружением.

4) Этап анализа результатов социальной диагностики.

5) Этап постановки диагноза и определение реабилитационного прогноза. Специалист делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выявляет способности клиента, на основании их будут разрабатываться реабилитационные мероприятия.