Файл: Sivkova_N_I_Programma_praktiki_19_10_2010.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

Кафедра маркетинга

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ,

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

по специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)»

Кострома

2010

ББК 65.42с6 П784

Рецензент

М. К. Гуляева, кандидат экономических наук, доцент

Программа учебно-ознакомительной, производственной и П784 преддипломной практики для студентов II–V курсов дневной формы обучения по специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)» / сост. ст. препод. Н. И. Сивкова. – Кострома : КГУ

им. Н. А. Некрасова, 2010. – 49 с.

ББК 65.42с6

© Н. И. Сивкова, составление, 2010 © КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................................

4

1.

Цели и задачи практики............................................................................

4

 

1.1. Учебно-ознакомительная практика......................................................

4

 

1.2. Производственная практика .................................................................

5

 

1.3. Преддипломная практика......................................................................

6

2.

Этапы прохождения практики.................................................................

6

3.

Подведение итогов практики.................................................................

10

4.

Содержание практики.............................................................................

13

 

4.1. Учебно-ознакомительная практика....................................................

13

 

4.2. Производственная практика ...............................................................

17

 

4.3. Преддипломная практика....................................................................

25

Приложения....................................................................................................

33

 

3

 


ВВЕДЕНИЕ

Рыночные отношения предъявляют новые требования к подготовке специалистов для коммерческой деятельности. При этом особое значение придается профессионализму, знанию экономического механизма торговой деятельности и предприимчивости.

Качественная подготовка специалистов в области коммерческой деятельности предполагает помимо изучения теории управления коммерческой деятельностью также получение практических навыков в области закупок, сбыта и торгово-посреднической деятельности. Это позволяет расширить представления студентов о ней и закрепить полученные теоретические знания, ознакомиться с хозяйственной деятельностью торговых предприятий, а также со спецификой деятельности предприятий различных организационно-правовых форм, коммерческих служб промышленных предприятий и предприятий (организаций) сферы услуг. При подготовке отчета по практике студент учится критически осмысливать хозяйственные ситуации, находить и обосновывать варианты развития предприятия.

Данная программа содержит общие требования к организации прохождения учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики. Состоит из разделов, включающих календарные планы и содержание программы практики. Учебная и преддипломная практика может быть организована:

в службах закупок и сбыта промышленных предприятий;

на торговых предприятиях (предприятия оптовой, розничной торговли, торговые дома, брокерские и дилерские фирмы, оптовые базы, торговые биржи);

в коммерческих службах предприятий (организаций) сферы услуг.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

1.1.Учебно-ознакомительная практика

Учебно-ознакомительную практику студенты II курса дневной формы обучения специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)» проходят на различных торговых предприятиях и в коммерческих службах промышленных предприятий, предприятий сферы услуг на основании приказа Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».

4

Цель практики состоит в том, чтобы подготовить студента к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: информа- ционно-аналитической, товарно-производственной, сбытовой, экономи- ко-управленческой, планово-финансовой, проектно-исследовательской, а также собрать необходимый материал для выполнения курсового или дипломного проекта.

Кроме того, целью практики является освоение студентами практики коммерческой деятельности, экономического и организационного механизма функционирования различных коммерческих структур.

Задачи практики

1.Изучение организации коммерческой деятельности конкретного предприятия: характеристика, состав и структурное построение служб, их задачи и функции, система взаимоотношений между ними.

2.Знакомство с системой управления коммерческими и промышленными предприятиями при различных организационно-правовых формах.

3.Изучение экономического механизма коммерческой деятельности: формирование ресурсов, затрат, текущих, экономических и финансовых результатов, организации труда и заработной платы.

4.Закрепление и применение в практической деятельности теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения специальных дисциплин.

5.Формирование способности проведения технико-экономических расчетов, навыков практической коммерческой деятельности.

6.Организация систематической самостоятельной работы с учебной, научной, специальной, нормативно-методической литературой, способствующей формированию творческого подхода в решении проблем научноисследовательской, учебной и профессиональной деятельности.

1.2. Производственная практика

Производственную практику студенты IV–V курса дневной формы обучения специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)», независимо от специализации, проходят в коммерческих службах промышленных предприятий, в структурных подразделениях торговых предприятий, коммерческих службах предприятий сферы услуг.

Главной целью производственной практики является углубленное изучение деятельности коммерческих служб промышленных предприятий, экономического и организационного механизма функционирования торговых предприятий, овладение практическими навыками будущей профессии, сбор статистического и аналитического материала, необходимого для написания дипломной работы по избранной теме.

5


Задачи практики зависят от места ее прохождения и определяются в соответствии с программой.

Профессиональная подготовка студента предполагает в период практики обязательное выполнение самостоятельных исследовательских (изыскательских) работ и экономических расчетов на основе организационноэкономической и управленческой документации, нормативной, коммерческой информации.

1.3. Преддипломная практика

Цель преддипломной практики – закрепить теоретические знания, полученные студентами за время обучения в вузе, сформировать умения применять их в профессиональной деятельности.

В задачи практики входит не только изучение деятельности предприятия согласно структуре, представленной в программе, но и участие студента в мероприятиях и исследованиях, проводимых на предприятии, критический анализ деятельности предприятия по общим и специальным вопросам. При этом критический анализ деятельности предприятия по специальным вопросам предполагает :

использование знаний, полученных студентом в процессе теоретического обучения;

разработку и изучение перспективных направлений дальнейшего развития предприятия;

получение положительной аттестации от руководства организации

сцелью дальнейшего устройства на работу.

2. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Подготовительный – размножение программ и отчетной документации, заключение договоров.

Основной этап – сбор и анализ материалов в соответствии с утвержденной программой практики, написание и оформление отчета.

Подведение итогов – защита отчетов в утвержденные сроки.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено 2 вида практик – учебно-ознакомительная (2 недели) и производственная (12 недель). В целях обучения производственная практика разделена на две части.

6

О – учебно-ознакомительная, 2 недели – II курс (2 семестр – июль). П – производственная, 2 недели – IV курс (8 семестр – июнь – июль).

Д – преддипломная, 10 недель – Vкурс (10 семестр – январь – март).

Всоответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 351300 «Коммерция (торговое дело)» студенты проходят практику в службах закупок и сбыта промышленных предприятий и предприятий сферы услуг, в торговых предприятиях. Прохождение практики предполагает закрепление студентов на конкретных местах в качестве работни-

ков или стажеров (что оговаривается в специальном приказе или распоряжении руководителя предприятия), подчинение их правилам внутрен-

него распорядка данного предприятия, выполнение студентами работ в соответствии с должностной инструкцией и данной программой практики. При этом в обязанности студента входит ведение дневника, где ежедневно отмечается ход выполнения работ в соответствии с календарным планом, дается персональная характеристика студента во время прохождения практики руководителями практики от предприятия (организации).

Входе прохождения практики студент выполняет задание по утвержденному блоку дисциплин, согласованному с преподавателем. В отчете должны быть все предусмотренные программой и согласованные с руководителем практики от университета разделы.

Отчет о практике должен содержать введение, в котором должны быть определены цели и задачи практики и заключение. В заключении подводятся итоги исследования задач, сформулированных во введении, даются выводы по работе в целом, отмечаются имеющиеся проблемы и даются предложения по совершенствованию той или иной области практики. Такие предложения должны «вытекать» из основного текста отчета.

Взаключении рекомендуется использовать следующие обороты: исследовано; показано; установлено; обосновано; доказано; выявлено; предложено; рассмотрено и т.п. Отчет проверяется и визируется руководителем практики предприятия.

Таблица 1

Структура практики и распределение времени работы студента

 

Вид

Время на рассмотрение

Раздел

данного раздела, дни

 

практики

О

П

Д

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационная структура управления

 

 

 

 

предприятием, его юридический статус.

 

 

 

 

Основные виды деятельности

О, П

2

1

 

2. Кадровый персонал предприятия:

 

 

 

 

основные категории персонала и органи-

 

 

 

 

зация труда

О, Д

2

 

4

7


Окончание табл. 1

 

Вид

Время на рассмотрение

Раздел

данного раздела, дни

практики

 

О

П

Д

 

 

 

 

 

 

 

3. Перечень основных поставщиков

 

 

 

 

и потребителей.

 

 

 

 

Формирование хозяйственных связей.

О, Д

2

 

4

Организация закупок и продаж

П, Д

 

1

4

4. Экономические основы развития пред-

 

 

 

 

приятия. Ресурсы предприятия

П, Д

 

1

4

5. Основные показатели развития пред-

 

 

 

 

приятия

П

 

1

 

6. Качество и ассортимент производимых

 

 

 

 

(реализуемых) товаров, работ, услуг,

 

 

 

 

товарно-ассортиментная политика

О, П, Д

1

1

4

7. Организация и планирование закупок.

О

2

 

 

Хозяйственные связи по закупкам и про-

 

 

 

 

дажам на предприятии

П, Д

 

1

4

8. Нормирование, состояние и учет запа-

 

 

 

 

сов, методика планирования.

 

 

 

 

Контроль за состоянием запасов

П, Д

 

1

4

9. Организация и планирование сбыта

 

 

 

 

готовой продукции (для промышленных

 

 

 

 

предприятий).

О,

 

 

 

Организация и планирование товаро-

 

2

 

 

оборота.

П, Д

 

1

4

10. Затраты торгового предприятия

П, Д

 

1

4

11. Прибыль и рентабельность. Эффек-

 

 

 

 

тивность функционирования коммерче-

 

 

 

 

ского предприятия.

 

 

 

 

Планирование доходов и расходов.

П, Д

 

1

4

12. Экономический анализ коммерческой

 

 

 

 

деятельности предприятия

П, Д

 

1

4

13. Коммерческая логистика и транс-

 

 

 

 

портное обеспечение коммерческой дея-

 

 

 

 

тельности. Торгово-технологический

 

 

 

 

процесс на предприятии

П, Д

 

1

4

14. Учет, отчетность в подразделениях

 

 

 

 

коммерческой службы промышленного

 

 

 

 

предприятия или торговой фирмы

О, П, Д

2

1

4

15. Внешнеэкономическая деятельность

 

 

 

 

предприятия. Таможенное дело

Д

 

 

4

16. Организация маркетинговой деятель-

 

 

 

 

ности на предприятии

О, П, Д

2

1

4

Индивидуальное задание

 

 

 

10

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

14

14

70

 

 

 

 

 

8


Структура практики и распределение времени студента на изучение материала составлено с учетом прохождения практик на одном предприятии. При составлении отчета по производственной и преддипломной практике изученные ранее вопросы дублируются и/или дополняются из предыдущих отчетов о практике.

Программа практики может быть дополнена рабочей (индивидуальной) программой по просьбе фирмы, где студент проходит практику. Индивидуальная программа или программа на группу студентов разрабатывается руководителем практики или непосредственно при участии студента или группы студентов. При разработке индивидуальной программы руководитель практики от университета может самостоятельно или по согласованию с фирмой внести изменения или дополнения в соответствии со спецификой объекта.

При прохождении производственной и преддипломной практики студент также должен собрать материал для написания курсовой (дипломной) работы, выполнение которой контролируется руководителем курсовой (дипломной) работы. В ходе производственной и преддипломной практики студенты должны использовать навыки конспектирования, реферирования анализа и методической литературы по специальности, сбора и обработки практического материала, написания отчета.

Руководство практикой

Непосредственно руководство практикой осуществляется как со стороны института (университета) в лице преподавателей кафедры, так и со стороны предприятия (организации) в лице наиболее квалифицированных работников.

За время прохождения студентами практики руководитель от института (университета) обеспечивает:

1.Правильное распределение студентов по базам практики и рабочим местам в соответствии с приказом ректора.

2.Своевременное и качественное консультирование студентов по всем вопросам прохождения практики.

3.Систематический контроль за ходом практики и выполнением необходимых работ.

4.Доведение информации о ходе практики до учебного отдела, руководства факультета и кафедры.

Руководитель практики от предприятия (организации) обеспечивает:

1.Организацию прохождения практики на конкретном предприятии (в организации).

2.Общее знакомство с предприятием (организацией), его структурными подразделениями.

9