ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Серия <Высшее профессиональное образование>
ВЕРШИНИН М.С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ Конспект лекций
Соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург
2000
УДК 159.9
ББК 88
В 37
Вершинин М.С.
В37 Конфликтология: Конспектлекций. -СПб.: Изд-во Михайло-
ва В.А.. 20001.-64 с. ^N5-8016-0094-9
Виздании даны основные представления о предмете и методах конфликтологии, природе и динамике социального конфликта, проанализирована специфика политического, правового, организационно-управленчес- кого и др. конфликтов, рассмотрены проблемы управления конфликтами Предназначено для студентов высших учебных заведений.
ББК 88
УДК 159.9
18ВМ 5-8016-0094-9
cВершинин М.С.
c Издательство Михайлова В.А.
Содержание |
|
|
ЛЕКЦИЯ 1. |
|
|
ПРВДМЕТКОНФЛИКГОЛОГИИ .......................................... |
5 |
|
1. |
Конфликтология как научная дисциплина ............................... |
5 |
2. |
Направления в разработке теории конфликта................................ |
6 |
3. |
Методология и методы конфликтологии.................................. |
7 |
ЛЕКЦИЯ2. |
|
|
КОНФЛИКТКАКСОЦИАЛЬНОЕ |
,...........;..,........ 10 |
|
ЯВЛЕНИЕ ............................................ |
||
1. |
Понятие социального конфликта ........................................... |
10 |
2. |
Причины социального конфликта........................................... |
11 |
3. |
Типология конфликтов ..................................................... |
12 |
4. |
Динамика социального конфликта......................................... |
16 |
ЛЕКЦИЯ 3. |
|
|
ПОЛШИЧЕСКИЙКОНФЛИКГ........................................... |
18 |
|
1. |
Понятие политического конфликта........................................ |
18^ |
2. |
Типы политических конфликтов............................................ |
19 |
3. |
Международный |
|
политический конфликт........................................................ |
|
|
21 |
|
ЛЕКЦИЯ 4. |
|
|
|
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕКРИЗИСЫ.............. |
:.............. |
:................ |
23 |
|
1. |
Понятие и типология |
|
|
|
политических кризисов ....................................................... |
|
|
23 |
|
2. |
Кризисы политического развития |
.............. |
:........................... |
24 |
ЛЕКЦИЯ 5. |
|
|
|
|
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕКОНФЛИКТЫ.............................. |
|
|
27 |
|
1. |
Природа этнополитического конфликта................................. |
|
27 |
|
2. |
Сущность и эволюция |
|
|
|
этнополитических конфликтов ............................................. |
|
|
30 |
|
3. |
Типология этнополитических конфликтов на территории |
|
||
бывшегоСССР.................................................................. |
|
|
31 |
|
ЛЕКЦИЯ 6. |
|
|
|
|
ПРАВОВОЙКОНФЛИКТ.................................................... |
|
|
35 |
1. |
Природа правового ко нфликта............................................. |
35 |
|
2.Разновидности правовых конфликтов..................................... |
36 |
||
3. |
Разрешение правовых конфликтов......................................... |
37 |
|
ЛЕКЦИЯ 7. |
|
|
|
ОРГАНИЗАЩОННаУПРАВЛЕНЧБСКИЙ |
|
|
|
КОНФЛИКТ..................................................................... |
|
42 |
|
г |
|
|
|
-1. Понятие и разновидности |
|
|
|
организационно-управленческого конфликта ....................... |
42 |
||
2. |
Специфика проявления |
|
|
организационно-управленческого конфликта ....................... |
43 |
||
3.Управление организационно-управленческим |
|
||
конфликтом................................................................... |
|
45 |
|
ЛЕКЦИЯ8. |
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕКОНФЛИКГАМИ........................................ |
|
48 |
|
1. |
Компромисс и |
|
|
консенсус................... |
;..,................................. 48 |
||
2. |
Предупреждение и стимулирование |
|
|
конфликтов................................................................... |
|
49 |
|
3. |
Методы урегулирования конфликтов ..................................... |
51 |
|
4. |
Разрешение конфликта .................................................. |
|
'53 |
Лекция I. Предмет конфликтологии
ЛЕКЦИЯ 1.
ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ
1. Конфликтология как научная дисциплина
До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают соци- ально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.
Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-
60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее
предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.
Конфликт -столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения.
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то
6
Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ
ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.
2. Направления в разработке теории конфликта
В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.
1.Концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).
2.Теории К.Маркса, М.Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).
По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд <функциональных предпосылок> стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов <социального контроля>, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое
общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и кон-
Лекция 1. Предмет конфликтологии
фликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, <кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники>. С его точки зрения, социальный конфликт -результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а <рациональная регуляция> - к <контролируемой эволюции>.
Видный американский специалист по общей теории систем КЭ.Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Иными словами, конфликт - <это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой
стороны>.
Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта определено в одной из последних работ известного современного социолога А.Турена <Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе> (1988). Автор говорит о <разных социологиях>: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение <социального порядка>, т.е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая - <социология действия>, напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов.
3. Методология и методы конфликтологии
Методологическую основу конфликтологии как теоретико-при- кладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории
Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ
конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии-вопрос > о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем , социальной мобильности. Политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно,
анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп.
Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, напри-
мер, пишет: <Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами>.
Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества -с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, -две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно:
ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.
Объективный и субъективный методы методы в конфликтологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологичес-
кой науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором -рассмотрение конфликта сточки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противополжными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими
Лекция 1. Предмет конфликтологии
сторонами и обществом в лице исследователя. Как объективный, так и субъективный метод только в единстве дают знание о конфликтной реальности, позволяют понять объективную и субъективную стороны конфликта и связанного с ним поведения.
Конфликты любого уровня и вида в обществекомплексноеявление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются соци- ально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Если, например, предметом изучения является межличностный конфликт, то доминирующими методами будут социально-психологические. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы исследования.
В литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Соответственно следует различать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 199'6. ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследова-
ния. 1991. ь5.