Файл: Вершинин М.С. Конфликтология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Серия <Высшее профессиональное образование>

ВЕРШИНИН М.С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ Конспект лекций

Соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования

Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург

2000

УДК 159.9

ББК 88

В 37

Вершинин М.С.

В37 Конфликтология: Конспектлекций. -СПб.: Изд-во Михайло-

ва В.А.. 20001.-64 с. ^N5-8016-0094-9

Виздании даны основные представления о предмете и методах конфликтологии, природе и динамике социального конфликта, проанализирована специфика политического, правового, организационно-управленчес- кого и др. конфликтов, рассмотрены проблемы управления конфликтами Предназначено для студентов высших учебных заведений.

ББК 88

УДК 159.9

18ВМ 5-8016-0094-9

cВершинин М.С.

c Издательство Михайлова В.А.

Содержание

 

ЛЕКЦИЯ 1.

 

ПРВДМЕТКОНФЛИКГОЛОГИИ ..........................................

5

1.

Конфликтология как научная дисциплина ...............................

5

2.

Направления в разработке теории конфликта................................

6

3.

Методология и методы конфликтологии..................................

7

ЛЕКЦИЯ2.

 

КОНФЛИКТКАКСОЦИАЛЬНОЕ

,...........;..,........ 10

ЯВЛЕНИЕ ............................................

1.

Понятие социального конфликта ...........................................

10

2.

Причины социального конфликта...........................................

11

3.

Типология конфликтов .....................................................

12

4.

Динамика социального конфликта.........................................

16

ЛЕКЦИЯ 3.

 

ПОЛШИЧЕСКИЙКОНФЛИКГ...........................................

18

1.

Понятие политического конфликта........................................

18^

2.

Типы политических конфликтов............................................

19

3.

Международный

 

политический конфликт........................................................

 

 

21

ЛЕКЦИЯ 4.

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕКРИЗИСЫ..............

:..............

:................

23

1.

Понятие и типология

 

 

 

политических кризисов .......................................................

 

 

23

2.

Кризисы политического развития

..............

:...........................

24

ЛЕКЦИЯ 5.

 

 

 

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕКОНФЛИКТЫ..............................

 

 

27

1.

Природа этнополитического конфликта.................................

 

27

2.

Сущность и эволюция

 

 

 

этнополитических конфликтов .............................................

 

 

30

3.

Типология этнополитических конфликтов на территории

 

бывшегоСССР..................................................................

 

 

31

ЛЕКЦИЯ 6.

 

 

 

ПРАВОВОЙКОНФЛИКТ....................................................

 

 

35


1.

Природа правового ко нфликта.............................................

35

2.Разновидности правовых конфликтов.....................................

36

3.

Разрешение правовых конфликтов.........................................

37

ЛЕКЦИЯ 7.

 

 

ОРГАНИЗАЩОННаУПРАВЛЕНЧБСКИЙ

 

 

КОНФЛИКТ.....................................................................

 

42

г

 

 

 

-1. Понятие и разновидности

 

 

организационно-управленческого конфликта .......................

42

2.

Специфика проявления

 

 

организационно-управленческого конфликта .......................

43

3.Управление организационно-управленческим

 

конфликтом...................................................................

 

45

ЛЕКЦИЯ8.

 

 

УПРАВЛЕНИЕКОНФЛИКГАМИ........................................

 

48

1.

Компромисс и

 

 

консенсус...................

;..,................................. 48

2.

Предупреждение и стимулирование

 

конфликтов...................................................................

 

49

3.

Методы урегулирования конфликтов .....................................

51

4.

Разрешение конфликта ..................................................

 

'53

Лекция I. Предмет конфликтологии

ЛЕКЦИЯ 1.

ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Конфликтология как научная дисциплина

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают соци- ально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-

60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее


предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

Конфликт -столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то

6

Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

2. Направления в разработке теории конфликта

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.

1.Концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).

2.Теории К.Маркса, М.Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд <функциональных предпосылок> стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов <социального контроля>, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое


общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и кон-

Лекция 1. Предмет конфликтологии

фликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, <кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники>. С его точки зрения, социальный конфликт -результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а <рациональная регуляция> - к <контролируемой эволюции>.

Видный американский специалист по общей теории систем КЭ.Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Иными словами, конфликт - <это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой

стороны>.

Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта определено в одной из последних работ известного современного социолога А.Турена <Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе> (1988). Автор говорит о <разных социологиях>: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение <социального порядка>, т.е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая - <социология действия>, напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов.

3. Методология и методы конфликтологии

Методологическую основу конфликтологии как теоретико-при- кладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории

Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии-вопрос > о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем , социальной мобильности. Политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно,

анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп.

Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, напри-

мер, пишет: <Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами>.


Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества -с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, -две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно:

ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.

Объективный и субъективный методы методы в конфликтологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологичес-

кой науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором -рассмотрение конфликта сточки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противополжными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими

Лекция 1. Предмет конфликтологии

сторонами и обществом в лице исследователя. Как объективный, так и субъективный метод только в единстве дают знание о конфликтной реальности, позволяют понять объективную и субъективную стороны конфликта и связанного с ним поведения.

Конфликты любого уровня и вида в обществекомплексноеявление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются соци- ально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Если, например, предметом изучения является межличностный конфликт, то доминирующими методами будут социально-психологические. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы исследования.

В литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Соответственно следует различать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 199'6. ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследова-

ния. 1991. ь5.