ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии оценки Курсовой работы по Истории искусств
Тематика Курсовой работы по Истории искусств
Структура Курсовой работы по Истории искусств
Глава I. Эволюция пейзажного жанра в русской художественной культуре второй половины XIX века.
Глава II. Дорога как тематический мотив в пейзаже передвижников.
За определением актуальности помещается история вопроса (обзор основных источников по теме исследования, тех, на которые в основном, опирается автор в создании своего текста). При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением работ и их авторов.
Обзор использованных источников и литературы может быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы. При раскрытии истории вопроса обязательно называются имя автора источника и полное название его труда, а также год издания работы. Например: «Итог … подвел Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В посвященном архитектуре разделе введения к книге он пишет о работах, «именуемых немецкими», которые сильно отличаются украшениями и соразмерностями от древних и новых. «Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими как уродливые и варварские», - сообщает он далее, утверждая, что «манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки, а войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках»». При цитировании обязательно дается ссылка на источник подстрочно1.
Достаточно подробный обзор литературы по теме исследования призван продемонстрировать глубокое знакомство с имеющимися в научной литературе источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке предшествующих исследований. Задача заключается в том, чтобы выявить, какие аспекты поставленной проблемы решены или находятся в стадии разработки, а какие едва или вовсе не затронуты. Именно в этом разделе Введения становится ясно, что еще предстоит изучить, в том числе и автору курсовой работы.
Материал может подаваться а) в хронологическом порядке, начиная с исследований или научных обзоров, появившихся раньше других по времени; б) в логическом порядке, обоснованном логикой развития исследования, в данном случае допускается нарушение хронологии. В текст раздела «История вопроса» вносится только анализ тех источников, которые непосредственно связаны с темой. Никогда не следует самонадеянно заявлять, что выбранная для исследования тема прежде никем и никогда не исследовалась, так как подобные заявления свидетельствуют о неглубоком изучении вопроса.
Цель работы формулируется четко и однозначно, с учетом наличия чего-то неисследованного в проблеме. Как правило, для формулировки цели работы используются глаголы – выявить, определить, для того, что бы предположить какой-то результат – конкретное явление будет определено или выявлено. Например: «Цель работы заключается в выявлении характерных особенностей творчества Михаила Врубеля в контексте символизма как художественного направления в искусстве конца XIX века». Правильная формулировка темы поможет определить стратегию и тактику написания работы.
Задачи работы должны соответствовать сформулированной цели. Задач, как правило, несколько, и их формулировка количество связано с количеством параграфов основной части работы. В совокупности задачи курсовой работы представляют тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги продвижения к ней. Для постановки задач, как правило, используются глаголы: рассмотреть…, определить…, проанализировать (дать анализ)…, обобщить…, выявить…, разобрать…, установить…, показать…, раскрыть…, и т.д. Во Введении задачи подаются в форме перечисления.
Методы и методологию исследования в курсовой работе по Истории искусства во Введении достаточно просто назвать, имея, однако представление об их содержании. Основными направлениями искусствоведческих исследований являются:
«традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета),
социологическое (исследование проблем организации художественной жизни),
формально-аналитическое (проблемы композиции, формообразования),
структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства),
культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).
Также используются методы наблюдения, интервью (в случае, когда исследуется творчество художников-современников), метод фиксации материала в ходе исследования актуального художественного опыта; описательно-биографический метод, историко-типологический. В методологию курсовой работы по Истории искусств могут быть включены элементы герменевтического, семиотического и синергетического методов.
Основными методами исследования рекомендуется выбрать: социологический и психологический дискурс, формально-статистический метод, структурный и функциональный анализ. Возможно, в зависимости от формулировки темы, использование социологического аспекта изучения искусства.
Обязательными методами исследования, без которых не обходится ни одна работа по Истории искусств являются: анализ отдельного произведения, сравнительный анализ нескольких произведений.
В конце Введения описывается структура работы. Например: «На основании вышеизложенного целесообразно разделить работу на 2 главы. Первая посвящена …, во второй рассматривается…» и т.п.
Основная часть.
Основная часть работы посвящена решению в логической последовательности поставленных во Введении задач. Основная часть, как правило, состоит из 2-х глав, каждая из которых подразделяется на 2-3 параграфа. Важно помнить, что объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами.
Содержание первой главы, как правило, посвящается более общим философско-культурным вопросам, очерчивающим фон, среду, в которой находится или которой, возможно, противостоит объект исследования. Например, при постановке такой темы как «Волжский пейзаж в творчестве И.И. Левитана» есть смысл в первой главе рассмотреть проблемы и произведения русского пейзажа того времени, когда художник создавал свои шедевры.
Во второй главе рассматриваются конкретные вопросы, решение которых подводит непосредственно к достижению цели исследования. Так, если остановится на выборе вышеназванной темы, во второй главе будет дан искусствоведческий анализ волжских пейзажей Левитана, выявлены особенности творческого метода автора при их создании, их роль в развитии русского искусства живописи конца XIX века и последующего времени, вплоть до наших дней (в зависимости от поставленной цели).
Общее содержание Основной части курсовой работы должно соответствовать теме исследования и является ее исчерпывающим раскрытием.
Текст Глав и Параграфов курсовой работы делится на абзацы – фрагменты текста в периодичности и логичности, позволяющие изложенным мыслям быть более рельефными и облегчающими восприятие текста при чтении и осмыслении.
Требования к тексту курсовой работы:
а) изложение и структура работы должны быть подчинены логике реализации поставленной цели;
б) собранный материал излагается последовательно и аргументировано, при наличии теоретических положений необходимо их доказывать или обосновывать, например: «Согласно Фаворскому, пространство и время посредством движения образуют тесное единство и выступают необходимым совокупным условием живого восприятия. Пластическое мышление исходит из этого условия как из глубоко осознанной реальности. Отсюда и понимание композиции как воплощенного стремления к цельному восприятию и изображению разнопространственного и разновременного – идея, которую Фаворский развивал и конкретизировал на протяжении всего творческого пути»;
в) текст работы не должен быть перегружен цитатами, прямое цитирование лучше перемежать косвенным (фактическим пересказом того или иного места источника), можно упоминать в тексте ту или иную концепцию или точку зрения, указав источник в подстрочной ссылке;
г) научный текст предполагает известную сложность языка, не допустимо использование в тексте просторечных выражений и простых предложений, при оценке курсовой работы учитывается словесная культура изложения. Текст курсовой работы как минимум не должен содержать грамматические и пунктуационные ошибки.
В конце каждого раздела Основной части курсовой работы (пункта, параграфа, главы) даются краткие выводы из предшествующего изложения. Это необходимо для цельности текста исследования, важно, чтобы его разделы были соединены друг с другом последовательностью текста и не и не имели явных смысловых разрывов.
Требования к стилю курсовой работы:
По стилю изложения курсовая работа по Истории искусств должна представлять собой определенный жанр – научное произведение. Письменная научная речь строится по определенным правилам, определяемым академическим этикетом и традициями изложения своих мыслей с опорой на привлекаемые для их обоснования мнения исследователей и научные концепции.
Наилучшим способом изложения для курсовой работы является формально-логический, так как в тексте обосновывается и доказывается ряд теоретических положений. Например: «Книга – “пространственное изображение литературного произведения”; таков основополагающий тезис Фаворского. Отсюда постоянно проводимая аналогия, - книги и архитектуры» [2, 222].
Научный стиль не предполагает эмоционального изложения и риторики, возможной в художественном произведении. Научный текст должен быть точен и лаконичен, содержать изящную аргументацию и доказательства. В тексте курсовой работы используется понятийный аппарат дисциплины История искусств, которым пишущий текст работы должен владеть. Например: «Работа Леонардо показывает, что исходный мотив зачастую преобразуется у него в нечто иное, что формы меняются не только местами, но и обличиями и значениями: одно существо обретает черты другого, кот становится ягненком и т.п. Композиционный эскиз – не подготовка к реализации определенного мотива, а средство поддержания энергии воображения» [2, 99]. В данном тексте используются такие термины дисциплины как мотив, форма, композиция, эскиз, воображение.
В научной речи используются определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова, предназначенные для логических переходов данной части изложения с предыдущей и последующей, а также для подчеркивания рубрикации текста. Например, вводные слова и обороты «Итак», «Таким образом» используются для обобщения изложенного выше: «Итак, то, что у Врубеля выступает органической доминантой отношения к реальности, Петров-Водкин стремится освоить вполне рационалистически и даже вывести за пределы искусства как такового» [2, 111].
Слова и словесные обороты «Следовательно», «Отсюда следует, что…» помещаются между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, определяют причинно-следственные отношения: «Следовательно, парадокс перцептивной “инсценировки” изображения на пустом месте оказывается действительно снятым, ибо это место, с точки зрения художника, не может быть признано пустым» [2, 101].
Слова и обороты «Вначале», «Во-первых», «Во-вторых», «Прежде всего», «Наконец», «В заключение сказанного», «Справедливо заключить» - предназначены для указания места излагаемой мысли или факта в логической структуре текста: «Справедливо заключить, что история изобразительного искусства является одновременно историей визуальных открытий» [2, 119]. Слова и обороты «Однако», «Тем не менее», «Впрочем», «Между тем» указывают на наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано: «Можно было бы пойти еще дальше, обойтись пока без красок и ограничиться одной только плоскостью, ибо в ней уже представлено искомое свойство. Однако следует указать на одно обстоятельство, которое упустил из виду Дени; речь идет о регулярной форме изобразительной плоскости» [2, 122].
Научная речь имеет грамматические, синтаксические и лексико-стилистические особенности, которые определяются большим количеством существительных в тексте, выполняющих функцию абстрактных понятий, отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например: «… инвариантом множества космологических моделей является соположение вертикально и горизонтальной структур –схема, интегрирующая основные параметры мира» [2, 122].
Особенностью использования глагольных форм в научном тексте является обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду, так как научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас положении вещей: «Не вызывает сомнения глубокая связь представлений о порядке космоса с формообразующими принципами архитектуры и градостроительства» [2, 123].