Файл: Лекция 3.Теория потреб.повед..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 11. Равновесие потребителя

(внутренняя точка потребительского оптимума)

Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия (точка В2).


  1. Линии «доход-потребление», «цена-потребление». Кривые Энгеля

Рассмотрим поведение потребителя при изменении цен и дохода.

X1 X2 X3 X

Линия «доход–потребление» Линия «цена–потребление»

и кривая Энгеля и линия спроса

Линия G – «доход–потребление». Бюджетные линии построены для различных уровней I1 < I2 < I3. Если G возрастает, то товары Х и Y называются нормальными. Товар, потребление которого с ростом дохода убывает, называется некачественным. Высококачественным называется товар, на который расходуется весь данный доход потребителя.

При помощи графика «доход–потребление» можно построить зависимость между объемом потребления и доходом – кривую Энгеля.

Кривые Энгеля показывают изменение приобретения товаров в зависимости от дохода: 1 – некачественный товар, 2 – нормальный товар, 3 – товары высшего качества.

Если доход увеличивается – увеличивается приобретение продуктов питания (1). Затем начинают приобретать (2) – одежда, обувь, мебель. Когда доход еще вырос – покупают (3) – технику, бриллианты.

Линия М – «цена–потребление» показывает зависимость потребляемого объема от изменения цены данного блага. Рх1 > Рх2 > Рх3. По мере снижения цены уменьшается наклон бюджетной линии к оси Х, а оптимальное потребление данного блага растет. Эта взаимосвязь позволяет построить кривую индивидуального спроса.

При рассмотрении линии ”цена-потребление” рост потребления товара Х в результате снижения его цены происходит в зависимости от двух факторов: во-первых, рост дохода дает возможность больше покупать товара Х, во-вторых, чем меньше цена товара Х, тем больше он будет замещать собой товар Y. Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.


7