ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Рис. 11. Равновесие потребителя
(внутренняя точка потребительского оптимума)
Потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия (точка В2).
Линии «доход-потребление», «цена-потребление». Кривые Энгеля
Рассмотрим поведение потребителя при изменении цен и дохода.
X1
X2
X3
X
Линия «доход–потребление» Линия «цена–потребление»
и кривая Энгеля и линия спроса
Линия G – «доход–потребление». Бюджетные линии построены для различных уровней I1 < I2 < I3. Если G возрастает, то товары Х и Y называются нормальными. Товар, потребление которого с ростом дохода убывает, называется некачественным. Высококачественным называется товар, на который расходуется весь данный доход потребителя.
При помощи графика «доход–потребление» можно построить зависимость между объемом потребления и доходом – кривую Энгеля.
Кривые Энгеля показывают изменение приобретения товаров в зависимости от дохода: 1 – некачественный товар, 2 – нормальный товар, 3 – товары высшего качества.
Если доход увеличивается – увеличивается приобретение продуктов питания (1). Затем начинают приобретать (2) – одежда, обувь, мебель. Когда доход еще вырос – покупают (3) – технику, бриллианты.
Линия М – «цена–потребление» показывает зависимость потребляемого объема от изменения цены данного блага. Рх1 > Рх2 > Рх3. По мере снижения цены уменьшается наклон бюджетной линии к оси Х, а оптимальное потребление данного блага растет. Эта взаимосвязь позволяет построить кривую индивидуального спроса.
При рассмотрении линии ”цена-потребление” рост потребления товара Х в результате снижения его цены происходит в зависимости от двух факторов: во-первых, рост дохода дает возможность больше покупать товара Х, во-вторых, чем меньше цена товара Х, тем больше он будет замещать собой товар Y. Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.