Файл: Лекция 3.Теория потреб.повед..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3. Теория потребительского поведения

1. Полезность и два подхода к её определению

В рыночной экономике острой проблемой становится реализация продукции (как продать?). Поэтому в микроэкономике особое место принадлежит теории потребительского поведения. Эта теория призвана ответить на вопросы: каким образом покупатель осуществляет свой выбор? чем он руководствуется? Во-первых, покупателю свойственна свобода выбора (выбирает он); во-вторых, теория потребительского поведения исходит из посылки рационального поведения потребителя, т.е. стремления потребителя получить больший эффект от своего выбора при покупке товара. Покупатель приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эффект, который возникает от удовлетворения потребностей, называется полезностью. Экономическое понятие полезности нельзя смешивать с физиологическим. Все то, что приносит эффект полезно.

В экономической науке есть два подхода к полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Количественный подход заключается в том, что предполагается количественная мера полезности (сколько). Поэтому ввели гипотетическую количественную величину utility - полезность - ютиль (ютил). Может измеряться как общая полезность - TU (total utility), так и предельная - MU (margimal utility). Общая полезность - потребительский эффект, который приносит данное количество товаров (например, общая полезность пяти килограммов яблок). Предельная полезность - потребительский эффект, который приносит последняя единица данного продукта.

По мере насыщения потребности в том или ином товаре предельная полезность снижается (например, мороженого в жаркий день). Закон понижения предельной полезности называется Iым законом Госсена: по мере насыщения полезности в том или ином благе его полезность снижается.

Потребитель осуществляет свой выбор, сопоставляя полезности с ценами. Рациональное поведение потребителя заключается в том, чтобы на каждый затраченный рубль получить возможно больший потребительский эффект. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:

,


где MU1, MU2, MU3, Mun - предельные полезности 1, 2, 3, n-го товаров;

Р1, Р2, Р3, Рn - цены 1,2,3, n-го товаров;

 - предельная полезность денег.

Эта формула выражает IIой закон Госсена: на последнюю единицу денег покупателю безразлично, что покупать.

Например, имеется два продукта - помидоры (х) и огурцы (y), из которых покупатель должен сделать выбор. Их цены соответственно Рх = 3, Рy = 2. Предположим, дана общая полезность каждого товара. Вычислим предельную полезность и отношение ее к цене и заполним таблицу 2.

Таблица 2

Коли-

Товар х

Товар y

чество

tux

mux

mux/px

tuy

muy

muy/py

1

30

30

10

16

16

8

2

57

27

9

28

12

6

3

81

24

8

38

10

5

4

99

18

6

46

8

4

Из таблицы видно, что наивысшая предельная полезность, отнесенная к единице цены, у помидоров. Поэтому сначала покупаем 1 кг помидоров. По той же причине покупаем и 2-ой кг помидоров. А вот при третьей покупке нам безразлично, что покупать - помидоры или огурцы - так как их предельная полезность на 1 рубль одинакова.


Кардиналистский подход к определению полезности, представленный в работах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, ущербен тем, что не имеет возможности дать определенную количественную меру этим ютилям. Оценка полезности для каждого покупателя субъективна.

На рубеже XVIII - XIX вв кардиналистский подход испытал кризис. Ему на смену пришел ординалистский подход (работы Р. Аллена и Дж. Хикса). Суть их теории заключалась в том, что не надо искать количественную меру каждой полезности, а надо изучать предпочтения потребителями одного набора продуктов другому. Такой подход открыл широкое пространство для математического моделирования.


  1. Кривые безразличия. Предельная норма замещения

Графически система предпочтений потребителя выражается с помощью кривых безразличия.

Предположим, существуют корзины А, В, С, D с различными наборами яблок и груш (табл.3).

Таблица 3

Корзины

Яблоки

Груши

А

4

7

В

5

5

С

6

4

D

8

3

Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждой из которых соответствуют наборы продуктов с одинаковой совокупной полезностью (рис.2).

Рис.2. Кривая безразличия

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия (рис.3).

Рис.3. Карта безразличия

Предельная норма замещения

Для иллюстрации предельной нормы замещения изобразим кривую безразличия относительно двух благ x и y и на этой кривой отметим две комбинации А и В (рис. 6).

Y

Рис.6. Определение предельной нормы замещения


Переходя от А к В, потребитель сокращает потребление товара y на y=-2 в обмен на увеличение товара х на х=1 ед., но общий уровень удовлетворения потребителя останется неизменным.

Предельной нормой замещения благом х блага y (MRSxy - marginal rate of substitution) называется количество блага y, которое должно быть сокращено при увеличении блага х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.

, где U=const.

  1. Бюджетные линии и потребительское равновесие

Бюджетная линия - всевозможные комбинации из двух продуктов, которые способен приобрести потребитель при фиксированной величине его денежного дохода.

Предположим, наш бюджет I - 160 руб. Цена первого продукта Рх=20 руб., цена второго продукта Рy=10 руб. Надо израсходовать все деньги, приобретая наборы этих продуктов.

Первая покупка: 0Х и 16 ед. прод.Y = 160 руб.

Вторая покупка: 1 продукт Х - 20 руб. и 14 ед.продукта Y-140 руб.

Третья покупка: 2Х - 40 руб. и 12Y - 120 руб.

Четвертая покупка: 3Х - 60 руб. и 10Y - 100 руб.

Пятая покупка: 4Х - 80 руб. и 8Y - 80 руб.

Шестая покупка: 5Х - 100 руб. и 6Y - 60 руб.

Седьмая покупка: 6Х - 120 руб. и 4Y – 40 руб.

Восьмая покупка: 7Х – 140 руб. и 2Y – 20 руб.

Девятая покупка: 8Х – 160 руб. и 0Y.

Построим график (рис.10):

0 1 2 3 4 5 6 7 8 Х

Рис.10. Бюджетная линия

Отсюда можно вывести формулу: I = XPx + YPy , из которой следует, что: , гдеопределяет наклон бюджетной линии,- верхняя точка бюджетной линии (на оси Y),- нижняя точка бюджетной линии (на оси Х).

Совместим карту безразличия и бюджетную линию (рис.11). Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели: 1) потратить весь доход, поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии (В0). Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (В4); 2) занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Наборы В1 и В3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора В1 к набору В2, потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.