ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Лекция 3. Теория потребительского поведения
1. Полезность и два подхода к её определению
В рыночной экономике острой проблемой становится реализация продукции (как продать?). Поэтому в микроэкономике особое место принадлежит теории потребительского поведения. Эта теория призвана ответить на вопросы: каким образом покупатель осуществляет свой выбор? чем он руководствуется? Во-первых, покупателю свойственна свобода выбора (выбирает он); во-вторых, теория потребительского поведения исходит из посылки рационального поведения потребителя, т.е. стремления потребителя получить больший эффект от своего выбора при покупке товара. Покупатель приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эффект, который возникает от удовлетворения потребностей, называется полезностью. Экономическое понятие полезности нельзя смешивать с физиологическим. Все то, что приносит эффект полезно.
В экономической науке есть два подхода к полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Количественный подход заключается в том, что предполагается количественная мера полезности (сколько). Поэтому ввели гипотетическую количественную величину utility - полезность - ютиль (ютил). Может измеряться как общая полезность - TU (total utility), так и предельная - MU (margimal utility). Общая полезность - потребительский эффект, который приносит данное количество товаров (например, общая полезность пяти килограммов яблок). Предельная полезность - потребительский эффект, который приносит последняя единица данного продукта.
По мере насыщения потребности в том или ином товаре предельная полезность снижается (например, мороженого в жаркий день). Закон понижения предельной полезности называется Iым законом Госсена: по мере насыщения полезности в том или ином благе его полезность снижается.
Потребитель осуществляет свой выбор, сопоставляя полезности с ценами. Рациональное поведение потребителя заключается в том, чтобы на каждый затраченный рубль получить возможно больший потребительский эффект. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:
,
где MU1, MU2, MU3, Mun - предельные полезности 1, 2, 3, n-го товаров;
Р1, Р2, Р3, Рn - цены 1,2,3, n-го товаров;
- предельная полезность денег.
Эта формула выражает IIой закон Госсена: на последнюю единицу денег покупателю безразлично, что покупать.
Например, имеется два продукта - помидоры (х) и огурцы (y), из которых покупатель должен сделать выбор. Их цены соответственно Рх = 3, Рy = 2. Предположим, дана общая полезность каждого товара. Вычислим предельную полезность и отношение ее к цене и заполним таблицу 2.
Таблица 2
Коли- |
|
Товар х |
|
|
Товар y |
|
чество |
tux |
mux |
mux/px |
tuy |
muy |
muy/py |
1 |
30 |
30 |
10 |
16 |
16 |
8 |
2 |
57 |
27 |
9 |
28 |
12 |
6 |
3 |
81 |
24 |
8 |
38 |
10 |
5 |
4 |
99 |
18 |
6 |
46 |
8 |
4 |
Из таблицы видно, что наивысшая предельная полезность, отнесенная к единице цены, у помидоров. Поэтому сначала покупаем 1 кг помидоров. По той же причине покупаем и 2-ой кг помидоров. А вот при третьей покупке нам безразлично, что покупать - помидоры или огурцы - так как их предельная полезность на 1 рубль одинакова.
Кардиналистский подход к определению полезности, представленный в работах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, ущербен тем, что не имеет возможности дать определенную количественную меру этим ютилям. Оценка полезности для каждого покупателя субъективна.
На рубеже XVIII - XIX вв кардиналистский подход испытал кризис. Ему на смену пришел ординалистский подход (работы Р. Аллена и Дж. Хикса). Суть их теории заключалась в том, что не надо искать количественную меру каждой полезности, а надо изучать предпочтения потребителями одного набора продуктов другому. Такой подход открыл широкое пространство для математического моделирования.
Кривые безразличия. Предельная норма замещения
Графически система предпочтений потребителя выражается с помощью кривых безразличия.
Предположим, существуют корзины А, В, С, D с различными наборами яблок и груш (табл.3).
Таблица 3
-
Корзины
Яблоки
Груши
А
4
7
В
5
5
С
6
4
D
8
3
Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждой из которых соответствуют наборы продуктов с одинаковой совокупной полезностью (рис.2).
Рис.2. Кривая безразличия
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия (рис.3).
Рис.3. Карта безразличия
Предельная норма замещения
Для иллюстрации предельной нормы замещения изобразим кривую безразличия относительно двух благ x и y и на этой кривой отметим две комбинации А и В (рис. 6).
Y
Рис.6. Определение предельной нормы замещения
Переходя от А к В, потребитель сокращает потребление товара y на y=-2 в обмен на увеличение товара х на х=1 ед., но общий уровень удовлетворения потребителя останется неизменным.
Предельной нормой замещения благом х блага y (MRSxy - marginal rate of substitution) называется количество блага y, которое должно быть сокращено при увеличении блага х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.
, где U=const.
Бюджетные линии и потребительское равновесие
Бюджетная линия - всевозможные комбинации из двух продуктов, которые способен приобрести потребитель при фиксированной величине его денежного дохода.
Предположим, наш бюджет I - 160 руб. Цена первого продукта Рх=20 руб., цена второго продукта Рy=10 руб. Надо израсходовать все деньги, приобретая наборы этих продуктов.
Первая покупка: 0Х и 16 ед. прод.Y = 160 руб.
Вторая покупка: 1 продукт Х - 20 руб. и 14 ед.продукта Y-140 руб.
Третья покупка: 2Х - 40 руб. и 12Y - 120 руб.
Четвертая покупка: 3Х - 60 руб. и 10Y - 100 руб.
Пятая покупка: 4Х - 80 руб. и 8Y - 80 руб.
Шестая покупка: 5Х - 100 руб. и 6Y - 60 руб.
Седьмая покупка: 6Х - 120 руб. и 4Y – 40 руб.
Восьмая покупка: 7Х – 140 руб. и 2Y – 20 руб.
Девятая покупка: 8Х – 160 руб. и 0Y.
Построим график (рис.10):
0 1 2 3 4 5
6 7 8 Х
Рис.10. Бюджетная линия
Отсюда можно вывести формулу: I = XPx + YPy , из которой следует, что: , гдеопределяет наклон бюджетной линии,- верхняя точка бюджетной линии (на оси Y),- нижняя точка бюджетной линии (на оси Х).
Совместим карту безразличия и бюджетную линию (рис.11). Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели: 1) потратить весь доход, поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии (В0). Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (В4); 2) занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Наборы В1 и В3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора В1 к набору В2, потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.