ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иллюстративный материал

Использование демонстрационных опытов при изложении темы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основное теоретические положения.

Например, при выяснении понятия пороги чувствительности можно провести следующий несложный опыт, предварительно поставив перед учащимися вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протягивает руку ладонью вверх. На середину раскрытой ладони учитель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли испытуемый прикосновение. Испытуемый отвечает обычно отрицательно, так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Дальше на ладонь испытуемого кладут еще такой же кусочек ваты, затем еще, и так до тех пор, пока испытуемый не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение к коже ладони. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаруживает на своей ладони большой комок ваты. Все наблюдающие за опытом и сам испытуемый без труда отвечают на поставленный в начале опыта вопрос.

Можно применить и другие варианты опытов. Хорошо использовать карточки с напечатанными, на них буквами разного размера или таблицы, применяемые глазными [48] врачами для определения остроты зрения. Карточки предъявляются учащимся, сидящим за последним, средним и первым столом. Их просят прочесть эти буквы. На большом расстоянии мелкий шрифт учащиеся не различают. Анализируя результаты, учащиеся приходят к выводу, что для получения зрительных ощущений раздражитель должен достигать определенной величины.

Чтобы показать, что порог различения определяет не сама по себе величина изменения раздражителя, а отношение этой величины к первоначально действующему раздражителю, можно использовать очень несложный опыт. Преподаватель заранее чертит на доске (рис. 2) три параллельных отрезка разной длины, каждый отрезок разделен на две части. Учащиеся должны определить, равны ли эти части. Оказывается, не всегда это возможно сделать верно, без измерения, так как чувствительность к изменению раздражителя зависит не от величины этого изменения, а от соотношения ее с первоначальным раздражителем (в данном примере всеми ощущается разница в длине частей самой короткой прямой, и труднее ощутить эту различу в длинной прямой).

Вопрос о видах ощущений не требует применения специальной наглядности, так как каждый человек отчетливо осознает свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Менее отчетливо осознаются двигательные ощущения. Поэтому можно провести несложный опыт, иллюстрирующий наличие ощущений движения и положения тела, помогающих человеку регулировать эти движения. Предложите учащимся придать любое положение своей правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Потом предложите им, открыв глаза, проверить точность выполнения движения и, таким образом, установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела.


Значение осязательных ощущений в познавательной деятельности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего предварительно глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросите учащихся определить, что это такое, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предмета человек не сможет определить до тех пор, пока движением пальцев не ощупает предмет. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов (в данном случае кожного и двигательного) в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека с предметом.

10