Файл: Оценка без отметки Цукерман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 312

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Самооценка: рабочее определение 7

У ребенка самооценка есть !!!

1.1. Общая самооценка

1.2. Конкретная самооценка

2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности

2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)

2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы

2.2.4. Диагностика учебной самооценки

2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки

3. Оценка творчества и инициативы

3.1. Признание авторства

3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу

3.1.2. Гипотезы на будущее

3.1.3. Именные открытия

3.2. Умные ошибки

4. Оценка знаний, умений, навыков

4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки

4.2. Зачем нужны баллы?

4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?

4.3.1. Математика

4.3.2. Русский язык

Шли по крыше два кота.

5. Сравнение себя с собой

1.Самооценка: рабочее определение 7

6. Еще раз о целях: что оценивает объективная оценка?

Авторы: В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская

Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601

© Pedagogiskais centrs «Eksperiments»

ISBN 9984-16-020-3

?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Авторы: В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская 2

Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1.Самооценка: рабочее определение 7

1.1. ОБЩАЯ САМООЦЕНКА 9

1.2. КОНКРЕТНАЯ САМООЦЕНКА 11

2.1. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ 19

(Объективная составляющая самооценки) 19

2.2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗНАТЬ О СВОЕМ НЕЗНАНИИ? 28

(Задания с недостающими данными) 28

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию 30

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию 34

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы 37

2.2.4. Диагностика учебной самооценки 42

2.3. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ 52

ВВЕДЕНИЕ

Анна. Запиши, мамочка: «Принц взглянул в мою сторону три раза, улыбнулся один раз, вздохнул один, итого — пять».

Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» — один раз, «Ха-ха-ха» — один раз и «Проходите, проходите, здесь дует» — один раз. Итого — три раза.

Лесничий. Зачем вам нужны все эти записи?

Мачеха. Ах, муженек дорогой, не мешай нам веселиться!

Марианна. Такой бал! Девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Евгений Шварц. Золушка

В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не разли­чаются выражения «получить отметку» (за контрольную работу) или «получить оценку» (этой же работы). Однако, согласно толковым словарям русского языка (см. Ожегов, Ушаков), слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка — это мнение (челове­ка) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отмет­ка — это установленное (государством) обозначение степени зна­ний ученика. В школьном лексиконе эти два слова сблизились до неразличимости, ибо учителей приучили свое личное мнение о цен­ности ученических усилий и достижений высказывать на языке, сфор­мулированном чиновниками Министерства Просвещения. Когда учи­тель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое лич­ное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учи­тель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударст­венный стандарт качества знаний, умений, навыков, чрезвычайно удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но вы­холащивающий главное и в учительском, и в ученическом труде — сам процесс овладения знаниями, умениями, навыками.


Склейка понятий «оценка» и «отметка» произошло хотя бы по­тому, что долгие годы наша страна имела единую общегосударст­венную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему.

На ней выросли несколько поколении учителей и родителей нынешних школьников, и ей пока что нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике. Предлагая на ваш суд безотметочную систему оценивания учебной работы детей, мы отдаем себе отчет в том, что любую систему оценивания взрослые легко могут превратить в опасный инструмент манипулирования детьми. Мы убеждены, что оценка как средство манипуляции ребенком (кнут и пряник) вредна во всех ее вариантах — в отметочном и безотметочном. Даже когда учительница, искренне восхищенная сочинениями детей, написала некоторым авторам открытки с благодарностью за доставленное удовольствие, дети начали перечитывать 0ткрытки и копить эти знаки королевского внимания.

Сочинения писались зачастую исключительно для того, чтобы получить открытку. А был ребенок, который заявил маме: «Меня Анна Дмитриевна разлюбила! Она мне не подарила открытку». И мама к учительнице с просьбой, нельзя ли Боре открытку все же подарить, а то для ребенка погасло солнце.

Да, ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внут­ренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. «Ты сам свой выс­ший cуд» – этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал.

Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, в частности способны­ми самостоятельно оценивать себя и других. Однако, не все те, кто сочтет. эту цель педагогического труда благородной и обязательной, отдаю себе отчет, что не могут ее достигнуть, ставя отметки.

Дело в том, что самооценка начинается там, где ребенок

сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка (любая готовая, навязанная извне и неизменная шкала, безразлично — пяти, десяти или стобалльная) как основной (чаще, единственный) инст­румент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития уме­ний самооценивания. Так памперсы, делая удобной жизнь взрослых, отменяют необходимость приучать ребенка к гигиенической само­стоятельности, к контролю своих физиологических импульсов. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их де­ликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамо­стоятелен в оценке. Так, ребенок, получающий самую качествен­ную пищу из заботливых и умелых рук взрослого, научится есть и разбираться в оттенках вкуса, но останется несамостоятелен в изго­товлении пищи и не сможет прокормить ни себя, ни других. Отме­няя отметку, мы ни в коем случае не отменяем оценивание. Напро­тив, мы заменяем отметку (этакий эмоциональный памперс) раз­вернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это со­трудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообуче­ния.


Наша система оценивания призвана помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без само­любования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Воспитание здоровой самооценки школьников — одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, объ­явившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.

Прежде чем говорить о том, что и как для формирования здоро­вой самооценки ученика может сделать учитель начальной школы, определим саму цель педагогических усилий: ответим на вопрос — что такое самооценка и почему так важно тратить время и силы на ее воспитание.

  1. САМООЦЕНКА: рабочее определение

Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен.

Мишель Монтень

Самооценка — это важнейший орган душевной жизни, служа­щий для регуляции поведения и деятельности человека. Успех или неуспех в деятельности зависит не только от умелости и способно­стей деятеля, не только от везения и стечения внешних обстоятельств, но в значительной мере от того, как человек оценивает свои шансы на успех. Самооценка действует как самореализующееся пророче­ство: моя вера в успех во многом его определяет, моя уверенность в том, что у меня ничего не получится, практически обрекает меня на неудачу.

Самооценка — это своеобразная призма или очки, которые все­гда преломляют, искажают реальность. Так, уверенный в себе чело­век приписывает свои достижения собственным заслугам, неуверен­ный считает успех случайностью («мне повезло»), а неудачу законо­мерностью («я ведь предупреждал, что у меня не получится»). Са­мооценка искажает не только собственные удачи и неудачи, но и оценки окружающих. Один студент, плохо сдав экзамен, будет всем рассказывать о придирчивости экзаменатора, другой — о том, что ему никогда не удастся запомнить такой объем знаний. Автор одной из важнейших книг о детской самооценке — Роберт Берне справед­ливо предупреждает, что «практически не существует такого дейст­вия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации». Так, заслуженные похвалы учителя могут внушить тревожному уче­нику подозрения: «Должно быть я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное». Ученица, считавшая себя неумной, блестяще выполнила тест интеллекта, о чем ей радо­стно сообщили, в надежде, что это поможет девочке перестроить собственную болезненную Я-концепцию. Но девочка предпочла пе­рестроить объективную реальность, не укладывающуюся в Я-концепцию. Через несколько месяцев ее показатели в новом тесте ин­теллекта заметно снизились.


Подобные наблюдения красноречиво говорят о том, что, забо­тясь о развитии интеллектуальных способностей ребенка, усердно снабжая его знаниями и умениями, но игнорируя реальность само­оценки, через которую все наши усилия преломляются, мы, учите­ля, работаем с КПД паровоза. Душевный жар взрослого уйдет в сви­сток, если он не увидит в ребенке человека, оценивающего себя и окружающих самостоятельно. Итак, факт кульминационный, но на­столько самоочевидный, что он постоянно ускользает от педагоги­ческого сознания:


У ребенка самооценка есть !!!

И через этот самооценочный фильтр ребенок процеживает все воздействия внешнего мира, отбирая главным образом те, которые соответствуют его (а не Вашим!) представлениям о себе и своих воз­можностях в этом мире действовать.

Как устроена самооценка? Принято различать два пласта са­мооценки — базисную (общую) и конкретную самооценку.

1.1. Общая самооценка

Общая самооценка или самоуважение, самопринятие состоит в переживании собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущении собственной значимости или ничтожества. Следствием такого общего отноше­ния к себе является ожидание принятия или отвержения от других людей, общее ощущение любимости или нелюбимости, установка на приязнь или неприязнь со стороны окружающих — знакомых и незнакомых, а также ощущение того, насколько внешний мир при­влекателен и заслуживает доверия и сердечного участия."1

Возникая в первый год жизни, общая самооценка нуждается в подпитке, поддержке на протяжении всей жизни, но особенно в дет­стве. Выражения любви, удовольствия от встреч, радости от обще­ния, бескорыстное желание поддерживать отношения просто ради прелести самих отношений — все это, безусловно, значимо для лю­бого человека, но особенно для маленького человека, чрезвычайно зависимого от доброжелательства окружающих и несамостоятель­ного в выборе круга общения и внешних обстоятельств своей жиз­ни.

Попадая в школу, ребенок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребенку, с которым учитель устанавливает исключительно рыноч­ные отношения: ты «стоишь» в школьном мире столько, сколько за­служиваешь своими стараниями. Для того, чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребенок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящееся ни на каком условии (вспомните школьные клише: «Я тебя буду любить, когда ты постараешься», «Тот, кто сидит ровно, того я люблю», «Кто не забыл домашнее задание, тот хороший!»). Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отвержен­ным, ученик обречен на душевное неблагополучие.