ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
4 Период «консервации» - 1966 (1968) – 80-гг.
Наблюдается тенденция к замыканию в своих коллективах. И все же брошенные в 60-е годы семена возрождения детских коллективов проросли. В период, называемый теперь общественным застоем, коммунарская методика жила и развивалась, хотя и локально. И в школу, несмотря на ее антидемократический дух, пришли многие традиции коллективных отношений, формы самоуправления; перенимался гуманный и творческий стиль руководства и интересные делаю
В этот период продолжается деятельность коммунарско-макаренковского содружества (КМС) – объединения педагогов и педагогических отрядов под крышей макаренковских секций педагогического общества РСФСР.
В 60-70-е годы по всей стране возникают коллективы, подхватывающие опыт и методику, и педагогические идеи как бы «самовнедряются» в практику. Так возникает коммунарское движение, а методика, ставшая его педагогической основной, начинает именоваться в практике «коммунарской». Привлекательность идей, результативность методики, ее заразительность и предсказуемость, открывали широкие возможности для творчества как педагогов, так и их воспитанников. Способы организации жизнедеятельности, характер отношений и позиция взрослых в коллективе отличались от массовой практики и при этом совпадали с представлениями педагогов и воспитанников (особенно воспитанников!) о том, каким должен быть «настоящий» коллектив.
По существу, в условиях жесткой, регламентированной общественной и педагогической системы И.П. Иванов разрабатывает методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отношений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности - высокой степенью свободы самореализации и ориентацией на социальное творчество. Осознаваемая личностно-значимая перспектива развития коллектива, участие в реальном труде, взаимодействие в разных по составу и возрасту объединениях позволяло личности приобрести собственный опыт разнообразных отношений, а соответствующая методическая инструментовка («Советы дел», «Чередование творческих поручений», «Разведка», «Работа по микроколлективам» и др.) делала процесс коллективообразования интенсивным и динамичным при одновременной широкой возможности индивидуальной свободы выбора.
Теоретические и методические идеи И.П. Иванова чаще всего (как в 60-е, так и сейчас), проникали в сознание педагогов стихийно, через опыт, как бы передаваясь «из рук в руки», но не были включены в процесс профессиональной подготовки педагогов. Такое положение не могло не сказаться на судьбе как самого автора, так и его открытия.
5 Период – «расконсервации» - с 1986 г. До настоящего времени.
Начинается с публикации в «Учительской газете о педагогике сотрудничества. Популярность коммунарской методики растет, неслучайно в 1987 г. на заседании Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики» в Москве состоялась дискуссия «Коммунарская методика как феномен педагогической действительности», в которой приняли участие более 200 человек. Авторы докладов и статей анализировали предпосылки создания, теоретические основы, историю становления концепции И.П. Иванова, методики коллективного творческого воспитания, высказали свое мнение по проблемам распространения методики, раскрыли опыт ее применения в различных типах учебно-воспитательных учреждений.
С 80-х годов, благодаря усилиям его учеников и последователей стало возможным издание ряда книг И.П. Иванова, создание обучающих программ, проведение конференций и семинаров, и в целом развития гуманистических идей педагогики коллективного творческого воспитания.
В начале 90-х выходят в свет работы И.П. Иванова, многие из которых ему уже не суждено было увидеть: Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994; Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990; Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков, 1998; Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. Киев, 1992; Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.
Его единомышленники стремятся приблизить его идеи к широкой педагогической общественности:
Иванова Л.А. Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова. СПб., 1998; Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. - Кострома, 1989, Педагогика общей заботы /Под ред. Т.В. Трухачевой. СПб.: Образование, 1996; Педагогика общей заботы: понятийный аппарат: Словарь-путеводитель по понятиям педагогической концепции / Под ред. Е.В. Титовой. СПб., 1998; Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
Однако в конце XX – начале XXI века в силу разных причин, и в том числе изменения ориентиров развития нашего общества, в массовой педагогической практике оказались поставлены под сомнение нравственные идеалы воспитания и накопленный ранее гуманно-демократический опыт работы с детьми. А поскольку в концепции Иванова прежде всего важна нравственная логика, это значительно осложнило развитие воспитательного процесса в образовательных учреждениях в русле идей педагогики общей заботы.
В 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялся педагогический форум, просвященный юбилею И.П. Иванова, на котором обсуждались самые острые проблемы воспитания детей и молодежи.