ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Спецкурс «особеености развития толерантности у специалиста по социальной работе» методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения темы для создания социального проекта
Разработать программу развития толерантности у одной из категорий клиентов (на выбор):
гентерогенной группы подростков.
группы подростков девочек.
группы подростков мальчиков.
подростков с девиантным поведением (гентерогенная группа)
подростковой гомогенной группы - юношей
подростковой гомогенной группы - девушек
группы старшеклассников лидеров
группы старшеклассников, объединенных совместным творчеством (музыкальная группа, танцевальная студия).
семьи из четырех человек.
малообеспеченной семьи из шести человек.
многодетной семьи.
разновозрастной детской группы в условиях приюта.
гетерогенного трудового коллектива
женского трудового коллектива
мужского трудового коллектива.
группы агрессивных подростков.
группы лиц пенсионного возраста.
группы, включающей в свой состав здоровых детей и детей инвалидов.
группы профессиональных социальных работников.
одновозрастной группы воспитанников детского дома.
разновозрастного детского временного коллектива.
группы объединяющей несколько семей мигрантов.
группы беженцев.
группы студентов специальности социальная работа.
соседей проживающих долгое время в одном доме (подъезде).
План оформления программы.
Стр. 1. Титульный лист. Обязательно указывается: учебное заведение, в котором выполнена работа, подразделение учебного заведения (институт, кафедра); название программы без сокращений и аббревиатур; фамилия, имя, отчество, специальность, курс, группа разработчика программы; фамилия, имя, отчество преподавателя, год выполнения программы.
Стр. 2. Оглавление. Фиксируются основные заголовки с указанием страниц.
Стр. 3-5. Пояснительная записка. Оформляется в произвольной форме, но с указанием следующих параметров: актуальность проблемы, описание категории клиентов и специфики формирования толерантности у них; концептуальные идеи программы, цели, задач, основные направления деятельности, организационное обеспечение, технического оборудования и т.п.
Стр. 5-15. Основное содержание программы. Подробное описание содержания занятий (не менее 5 занятий), форм, методов, приемов работы.
Стр. 16. Заключение. Методические рекомендации. Список использованной литературы.
Тренинг толерантности – одна из самых эффективных форм профилактики конформизма и воспитания терпимости. Данные программы позволяют формировать установки на толерантное поведение, расширяют воспитательный арсенал, показывают важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в межличностных отношениях, вырабатывают общую установку на принятие «другого». Важной целью тренинга является формирование у ребенка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.
Важная составляющая тренинга толерантности – формирование социальной компетентности – знаний и умений строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным и мировоззренческим. Эта задач становится центральной в разрабатываемых групповых формах психологической работы по профилактике и преодолению различных форм ксенофобии, формированию и развитию толерантности.
Тренинг развития ассертивности, коммуникабельности и толерантности для особых детей и подростков
Программа тренинга толерантности выстраивается на работе над качествами, характеризующими толерантную личность. К ним относятся: чувство ответственности, защищенность, знание самого себя (признание достоинств и недостатков), способность к эмпатии, демократичность, признание общества в многообразии его членов.
Цель тренинга: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения. Задачи мы выделяем по трем направлениям: воспитательные, развивающие и обучающие.
Воспитательные:
Формирование толерантных установок по отношению к разным людям, в первую очередь, к ближайшему социальному окружению;
Формирование основ позитивного взаимодействия детей-инвалидов между собой и эмоциональной отзывчивости.
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
Развитие творческого потенциала учащихся коррекционных школ.
Обучающие:
Знакомство детей с понятием «толерантность»; с историческим аспектом толерантности в мире;
Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
Диагностика различий среди участников тренинга.
Программа тренинга состоит из четырех занятий. Первое занятие направлено на развитие у участников ассертивности, второе – на снятие агрессии у детей с инвалидностью. Их цель - создание условий для овладения детьми навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, снятия агрессивных проявлений у детей с инвалидностью, обучение навыкам бесконфликтного общения, воспитание доброжелательного, гуманного отношения к окружающим людям. На третьем занятии мы делаем акцент на развитии коммуникативных способностей детей с инвалидностью, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми и овладение навыками эффективного слушания. Четвертое занятие посвящено формированию толерантности, его цель: формирование толерантности личности детей с инвалидностью через самопознание, взаимопознание и взаимодействие каждого участника тренинга с членами группы, приобретение ими специальных знаний о толерантности, формирование навыков конструктивного толерантного взаимодействия в группе.
Занятия состоят из разноплановых упражнений, которые направлены на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы, самовыражение с помощью метафорических средств, расширение их возможностей установления контакта в ситуациях общения. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и рефлексия. Разминка включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.
Основное содержание занятия включает в себя, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. В конце каждого занятия выделяется время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, обсудить свое настроение. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание, однако ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии.
В ходе тренинга дети с ограниченными возможностями учатся корректно выражать свое мнение, контролировать свои негативные эмоции, бороться с агрессией и многому другому. На основе самоконтроля и взаимного контроля, дети осваивают навыки поведения в социуме. В процессе деятельности осуществляется развитие форм детской самоорганизации в коллективе, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями правил поведения в социуме, преодолению «барьеров» общения. На каждом занятии используются различные проективные методики для диагностики эмоционального состояния группы и ее членов в частности. По окончании тренинга проводится беседа, в ходе которой участники выражают свое отношение к занятиям, полученные эмоции и впечатления.
Занятие по развитию ассертивности у особых детей
Цель:овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.
Ход занятия:
Упражнение-разминка «До черты»
Участник с закрытыми глазами должен пройти 3 метра до линии на полу, максимально к ней приблизившись, но не заступив за нее. На выполнение дается две попытки. Упражнение является своеобразной экспресс – диагностикой: если участник останавливается на достаточно большом расстоянии, не доходя до черты, то у него преобладает мотивация на избегание неудач; если останавливается на черте или за ней – то доминирует мотивация на достижение успеха.
Упражнение «Спящие львы»
Сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость. Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.
Упражнение «Права человека»
Участникам раздаются листы с перечисленными на них правами человека (правилами уверенного поведения). Они обсуждают эти права примерно в следующем контексте: «С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их».
Затем участникам предлагается применить эти правила для решения предложенных ситуаций:
В столовой другой ребенок сел на твое место.
Более сильный ребенок обзывает или дразнит тебя.
Родители запретили тебе дружить с одноклассником, считая его драчуном и хулиганом.
Тебя обвиняют в поступке, которого ты не совершал.