ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.08.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
14Вопрос
Приток ПЗИ в промышленно развитые страны увеличился со 136,63 млрд. долл. в 1987 г. до 589,4 млрд. долл. в 2001 г., т.е. в 4,3раза, но в 2002 г. снизился до 460,3 млрд долл. , или на 22% Экспорт текущих ПЗИ увеличился с 184,68 млрд. долл. до 924,2 млрд. долл. за 1987-2000гг., или в 5 раз, а в 2001 г. сократился до 470,1 млрд долл. 2001-2002 годы стали неблагоприятным периодом для ПЗИ в развитых странах, когда импорт ПЗИ сократился в 16 из 26 странах. Сказались такие причины, как: резкое уменьшение сделок по трансграничным слияниям и поглощениям компаний; снижение деловой активности в отдельных отраслях; снижение деловой активности, падение цен на фондовых рынках. Позитивная динамика импорта и экспорта ПЗИ сохранялась лишь в Люксембурге (ставшим основным реципиентом ПЗИ в мире по итогам 2002г.), Австралии, Германии, Финляндии и Японии. В совокупном экспорте и импорте капитала доминирующие позиции занимают два государства — США и Великобритания, на которые приходится 45% импорта и 38% экспорта прямых инвестиций в странах ОЭСР в 90-е годы. Именно эти два государства пострадали от неблагоприятной ситуации – на их долю пришлась половина совокупного падения объема привлеченных текущих ПЗИ. Одной из главной причин 34стало резкое сокращение активности в сфере трансграничных слияний и поглощений. Самым крупным реципиентом и самым крупным инвестором являются страны-члены Европейского союза (импорт 374,4 млрд. долл., экспорт — 470,1 млрд. долл.)
15 Вопрос
В течение последних сорока лет западноевропейская интеграция играет важную роль в ПЗИ в странах Европы, стимулируя капиталовложения, как внутрирегиональные, так и из стран-нечленов ЕС. Основным инвестором из третьих государств в ЕС являются США.
Американские компании имеют самый длительный по времени рекорд пребывания в Европе, начальный отсчет которого ведется еще с 19 века. Особенно быстро объем американских капиталовложений увеличился после вступления в силу Парижского договора о создании ЕОУС и Римского договора о создании ЕЭС. Удельный вес ЕС в накопленных американских ПЗИ за рубежом возрос с 15% в 1950 г. до 50 % в 1998 г. Функционирование единого внутреннего рынка ЕС также стимулировало капиталовложения японских компаний. При этом доля ЕС в совокупных прямых инвестициях Японии значительно возросла в конце 80-х годов и достигла 30%. Однако,ЕС уступает и США, и азиатским развивающимся (НИС) странам по объему вложенных японских ПЗИ. Быстро растут взаимные капиталопотоки в Европейском союзе, что оказывает огромное влияние на западноевропейскую интеграцию. Конец 80-х гг. и начало 90-х гг. стали периодом беспрецедентной внутрирегиональной инвестиционной активности. Доля взаимных инвестиций возросла с 4% в 1982 г. до 64% в 1997, но затем снизилась до 60,5% в 200г.
16 Вопрос
Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика с
овокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, корпорации). Инвестиционный климат принимающей страны и определяющие его факторы. 17 вопрос Инвестиционный климат принимающей страны и определяющие его факторы. Понятие инвестиционного климата. Инвестиционный климат для ПЗИ. Классификация факторов, определяющих инвестиционных климат для ПЗИ. Традиционные и нетрадиционные факторы инвестиционного климата. Инвестиционный климат для портфельных инвестиций.Оценка инвестиционного климата иностранным инвестором. Политическая и экономическая стабильность. Валютное регулирование. Внутренний рынок. Инфраструктура. Налоги и таможенные сборы. Импортные и экспортные льготы. Финансовая и банковская системы. Правовые условия функционирования иностранного капитала.Инвестиционный климат в России и факторы его определяющие. Макроэкономика. Государственное управление и экономическая политика. Права собственности и корпоративное управление. Интеллектуальная собственность. Виртуальная экономика и структурная политика. Законодательство и судебная защита. Соблюдение обязательств по контрактам. Преступность и коррупция. Налоги. Банковская система и институты финансового рынка. Топливно-энергетический комплекс. Экологическое законодательство. Валютная и торговая политика. Политика местных властей. Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов. Пути улучшения инвестиционного климата в России. Реформа системы государственного управления. Административная реформа. Реформа технического регулирования. Реформа правоприменения. Налоговая реформа. Совершенствование антимонопольного законодательства. Реформирование финансовой инфраструктуры 18 вопрос Иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на экономики многих стран мира в настоящее время. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны включает в себя несколько аспектов. Во-первых, иностранные инвестиции являются стабильным источником финансирования. Постоянный приток иностранных инвестиций обеспечивает непрерывное поступление капитала в экономику принимающей страны, что увеличивает её производственные способности, а также влияет на накопление капитала. Во-вторых, инвестирование капитала в экономику другой страны влечёт за собой передачу технологий, управленческих навыков, обмен опытом. Промышленные технологии получают своё развитие на территории принимающей страны, что повышает её уровень технологического развития. 19 вопрос Инвестиционная политика - это часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. 20 вопрос Различают несколько инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике регулирования капиталопотоков: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим; режим транспарентности. Суть режима наибольшего благоприятствования (РНБ): принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любого другого государства. Национальный – это режим, при котором принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам по крайней мере такой же благоприятный режим, как и для национальных предпринимателей. В последние годы распространилась концепция предоставления справедливого и равноправного режима в инвестиционных соглашениях между странами. К сожалению, термин до сих пор не имеет четкого определения и предполагает как минимум два возможных понятия: к сторонам, имеющим привилегии, относятся равно и справедливо; к сторонам, имеющим привилегии, относятся с учетом международного минимального стандарта для инвесторов. Принцип транспарентности, распространившийся в мировой практике недавно, требует своевременного уведомления инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран, в том числе через публикацию и/или иной способ доведения информации об инвестиционных режимах, о действующем законодательстве и внесении в него изменений или дополнений и др., а также проведение брифингов о текущей инвестиционной политике, о возможных в будущем шагах правительства в этом направлении, объяснение специфики административных процедур и практики регистрации, лицензирования и др.
21 вопрос В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:
- Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
- Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
- Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
- Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
- Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
- Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
- Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
22 вопрос Сущность и классификация иностранных инвестиций. Необходимость и цели их привлечения в экономику РФ. Особенности регулирования иностранных инвестиций на двусторонней основе и основные положения двусторонних договоров о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Государственная политика принимающей страны по стимулированию иностранных инвестиций. Инструменты государственного регулирования иностранных инвестиций. Общая характеристика закона «О соглашениях о разделе продукции». Участники по соглашению о разделе продукции. Условия выполнения работ в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Раздел продукции в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Технико-экономическое обоснование создания совместного предприятия. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки. Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций. Государственная поддержка прямых иностранных инвестиций. Сравнительный анализ прямых и портфельных иностранных инвестиций. Национальная инвестиционная политика: стимулирование иностранных инвесторов в РФ. Факторы, определяющие экспорт капитала. Факторы, определяющие импорт капитала. Объем и структура поступления иностранных инвестиций в экономику РФ.
Международные корпорации и их роль в прямом инвестировании. Определение и характеристика прочих иностранных инвестиций. Основные положения закона «Об иностранных инвестициях» и т.д.
23 вопросI группа - МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ • Таможенно-тарифные и количественные ограничения. • Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. "добровольные" ограничения экспорта. • Технические барьеры - национальные стандарты, правила безопасности, здравоохранения и др. Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции. • Заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков. Содействует росту взаимных инвестиций стран - участниц группировки, стимулирует ТН К к развитию регионального интегрированного производства. • Введение правил о происхождении товаров. Ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции. • Создание экспортно-производственных зон. Стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли, • Финансирование экспорта. Стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, поможет негативно сказаться на экспортно ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер. • Введение экспортного контроля. Содействует росту ПЗИ в экспортозамещающие отрасли. • Заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле. Влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений. II группа - МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ П3И • Налоговые льготы. • Льготы в таможенно-тарифной области. • Субсидирование инвестиций. Стимулируют прямое инвестирование в отрасли, желательные для национальных интересов. • Полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг. Стимулирует инвестиции в сферу услуг. • Финансовая помощь иностранным инвесторам, в частности, для развития инфраструктуры, подготовки кадров. Стимулирует все инвестиции и может быть использована для расширения их объема. III группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ • Установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний. • Действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПЗИ. • Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж. Ограничивают финансовые переводы за границу. • Ограничения объема производства. Ограничивают производство. • Производственные требования. Заменяют импорт. • Требования в отношении передачи технологии. Требуют передачи технологии. • Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произведенной продукции на местном рынке. Заменяют импорт. • Требования сбалансированности торговли. Заменяют экспорт других товаров. • Установление нормы содержания местных компонентов в стоимости готовой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом. Заменяет импорт. • Требования в отношении расширения экспорта товаров. Заменяют экспорт других товаров. • Требования замещения импорта товаров. Заменяют импорт. • Запрет на функционирование на местном рынке, в т.ч. ограничения на создание совместных предприятий. Ограничивает все прямые инвестиции, но особенно негативно влияет на высокотехнологические инвестиционные проекты, связанные с приобретением патентов и лицензии. • Валютные ограничения. Ограничивают финансовые переводы за границу. IV группа - МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ КОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНУЮ ДЕЛОВУЮ ПРАКТИКУ • Меры в отношении раздела рынков. Ограничивают экспорт. • Меры в отношении организации тендеров. • Меры в отношении отказа от дилерских связей. Ограничивают экспорт/импорт. • Меры в отношении отказа от исключительных дилерских связей. Запрещают экспорт. • Меры в отношении установления трансфертных цен. Ведут к низким ценам на экспорт. • Меры в отношении дифференциации цен. Ведут к установлению завышенных цен. • Меры в отношении фиксации цен. Ведут к установлению завышенных цен. • Меры по "связанной торговле". Заменяют другой импорт/экспорт. • Меры по поддержанию розничных цен. Ведут к установлению завышенных импортных цен. V группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СТРАНАМИ БАЗИРОВАНИЯ ТНК (ИЛИ СТРАНАМИ - ЭКСПОРТЕРАМИ КАПИТАЛА) • Меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК. Ограничивают торговлю. • Налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования. Субсидируют инвестиции. • Льготное кредитование малых и средних компаний, вкладывающих ПЗИ в экономику главным образом развивающихся стран и государств с переходной экономикой. Субсидирует инвестиции. • Система инвестиционного страхования или гарантирования возможных экономических и политических рисков, связанных с изменением общеэкономических условий хозяйствования в принимающей стране. • Создание специальных органов по поддержке иностранного инвестирования. • Разработка программ поддержки инвестиций. • Предоставление информационных услуг по организации выставок, ознакомительных поездок, специальных маркетинговых исследований, рекламы на государственных телеканалах, использование государственных визитов и поездок.
24 вопрос Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться pазмер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.
Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата.
25 вопрос Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия, т.е. приобретение иностранным инвесторомне менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации. Данный вид инвестиций часто называют реальными, стратегическими или долгосрочными; Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9, с.105-106