Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти недостатки наиболее остро проявляются в условиях финансового кризиса и роста факторов нестабильности на мировых рынках, сопровождающихся чрезмерным оттоком капиталов из страны. [7]

Основными недостатками ПБУ являются: терминология:

- по причине неразработанности темы в российской учетной практике внедрение национального аналога МСФО неизбежно столкнется с терминологическими проблемами.

В российском учете отсутствует даже понятие «финансовый инструмент», не говоря уже о более частных понятиях. Все вводимые положением термины должны быть четко определены. [8]

По возможности, в тексте ПБУ необходимо избегать терминов, имеющих альтернативное токование в других отраслях права. Понятие «финансовые вложения» в нынешней трактовке РПБУ не несет в себе полезности для пользователя отчетности.

- понятие справедливой стоимости: нет определения понятия «справедливая стоимость», не встречается первоначальное призвание каких - либо объектов по рыночной (справедливой) стоимости (за исключением случаев безвозмездного получения активов, например, ценных бумаг).

-понятие амортизации: понятие амортизации используется только в отношении необоротных активов. Применение амортизации в отношении скидок, дисконтов, премий, прироста стоимости активов может повлечь за собой терминологическую путаницу.

-устаревание: даже стандарты, разработанные на основе международных стандартов, содержат устаревшие правила, снижающие качество учётной информации.

Например, ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» основано на запрещенном в системе МСФО методе обязательств по отчёту о прибылях и убытках, поэтому оно существенно отличается от МСФО 12 «Налоги на прибыль»; в частности, по-разному трактуются временные границы и установлен различный порядок их расчёта.

-методика: основной метод оценки активов и обязательств по правилам ПБУ – историческая стоимость, когда МСФО оценивают активы и обязательства по справедливой стоимости, что делает данную отчётность наиболее полезной для инвесторов и других пользователей.

-пояснительные записки: согласно российским ПБУ основная часть информации, содержащаяся в отчетности, должна приводиться в пояснительной записке, а не в отчётных формах. [9]

Сейчас в отчётных формах по стандартам РПБУ даётся 85% всей ин- формации и лишь 15% - в пояснительной записке. Эти показатели должны выглядеть так: 40% и 60% соответственно.


-другие недостатки: в настоящее время в РПБУ не установлены правила учёта и предоставления информации по важнейшим бухгалтерским объектам в документации. Это касается аренды (лизинга), выплаты вознаграждений работникам, выплаты заработной платы, учёта пенсионных планов, инвестиционной собственности, сельского хозяйства и так далее. Нет подробного описания метода эффективной ставки процента. [10]

В бухгалтерском учёте и балансе не предусмотрено отражение долговых ценных бумаг и предоставление займов по дисконтированной стоимости. Такая информация раскрывается только в пояснительной записке.

В системе российского бухгалтерского учёта происходят постепенные изменения, приближающие наши нормы к международным стандартам финансовой отчётности. На данный момент эти преобразования происходят успешно, внедряя МСФО в России. Сейчас в организациях вынуждены готовить две формы отчётностей: по РПБУ и по МСФО. [11]

Дальнейшее совершенствование ПБУ и ввод новых, поможет российской системе бухгалтерского учёта добиться максимального сходства с международными стандартами, что облегчит бухгалтерский учёт на многих предприятиях и обеспечит большую полезность бухгалтерской отчётности для инвесторов и иных пользователей.

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В настоящее время вопросами стандартизации и унификации стандартов учета и отчетности занимаются следующие организации:

·          Совет по международным стандартам финансовой отчётности;

·          Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН;

·          Европейская Комиссия;

·          Комиссия по ценным бумагам и биржам США;

·          Совет по разработке финансовых учётных стандартов. [12]

Совет по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Soviet, СМСФО) – это ведущая организация в мире по разработке единых учётных стандартов. Для координации учетных стандартов, обеспечения на этой основе сравнимости и надежности информации, он разрабатывает и публикует МСФО, служащих инструментом глобальной унификации финансовой отчетности, что соответствует процессу глобализации экономики. Именно стандарты СМСФО были выбраны в России как основа для создания новых российских стандартов.[13]


СМСФО был создан в 1973 году в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. СМСФО – это независимая частная организация, членами которой в настоящий момент являются 143 объединения бухгалтеров (включая 5 ассоциированных и 4 дочерних члена) из 104 стран общей численностью более 2 млн. человек. [14]

В качестве главных уставных целей определены следующие:

·          формулировать и издавать в общественных интересах стандарты бухгалтерского учета для использования при составлении финансовых отчетов;

·          способствовать принятию и распространению международных стандартов бухгалтерского учета по всему миру;

·          осуществлять деятельность по улучшению и гармонизации бухгалтерских стандартов и процедур, касающихся составления и представления финансовых отчетов. [15]

Работа СМСФО финансируется за счет взносов организаций – участниц, средств Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFA), поступлений от транснациональных компаний и бухгалтерских фирм, а также за счет выручки от издательской деятельности.

Структура Совета состоит из пяти уровней:

1.         Правление Совета (IASC Board)

2.         Консультативная группа (Consultative group)

3.         Консультативный совет по стандартам (Advisory Council)

4.         Постоянный комитет по интеграциям (Standing Interpretations Committee)

5.         Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party)

Правление СМСФО – главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности. Основными функциями правления являются:

·           координация деятельности КМСУ;

·           определение программы его стратегического развития;

·           назначение рабочих групп для подготовки стандартов;

·           контроль за разработкой стандартов;

·           экспертная оценка подготовленных стандартов и окончательное их одобрение. [16]

В правление входят представители бухгалтерских организаций 13 стран, которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров. Помимо представителей стран Правление назначает в свой состав до четырех организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчетов. [17]

Консультативная группа была основана в 1981 году и включает представителей международных организаций, которые заинтересованы в подготовке достоверных финансовых отчетов и используют их в своей деятельности. [18]


Еще одним из органов СМСФО является Консультативный (или Попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 году, в который входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета по стандартам является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета СМСФО. В функции консультативного совета входят:

·          рассмотрение и комментирование стратегии и плана правления с точки зрения их соответствия потребностям членов СМСФО;

·          подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;

·          способствование участию и одобрению работы СМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;

·          поиск источников финансирования работы СМСФО, не влияющих на его независимость;

·          рассмотрение бюджета и финансовой отчетности СМСФО.

Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сейчас в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания. [19]

В 1997 году Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах и могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. [20]

Процедура создания международных стандартов

Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо – язычных странах, главным образом в США и Великобритании. [21]

Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:

1-й цикл – формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).

2-й цикл – разработка проекта стандарта.

3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта.

4-й цикл – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.


5-й цикл – составление плана разработки международного стандарта.

6-й цикл – подготовка проекта международного стандарта. [22]

Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО.

В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков. [23]

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН была создана в 1982 г. и занимается изучением проблем учёта в международном аспекте, содействием стандартизации учёта на национальном и международном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными организациями (ООН, ОЭСР, СМСФО). [24]

Европейская Комиссия занимается гармонизацией учёта в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран – членов Союза: в Голландии, Великобритании и Ирландии – бухгалтерский учёт ориентирован, прежде всего, на кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурга – на банки, во Франции бухучёт сильно зависит от макроэкономического планирования. Основой европейского законодательства в области бухучёта являются 4-я и 7-я Директивы Совета Министров. [25]

Первая затрагивает проблемы составления годовой отчётности акционерными компаниями, вторая посвящена вопросам составления консолидированной (сводной) отчётности. Также была принята Директива по годовой и консолидированной отчётности банков и других финансовых институтов и аналогичная Директива для страховых компаний. В ноябре 1995 г. Европейская Комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухучёта. [26]

Признавалось, что «европейские Директивы не соответствуют международным стандартам, необходимым для целей рынка капиталов. Транснациональные компании вынуждены готовить два комплекта финансовой отчётности, что весьма дорого, и может приводить в замешательство инвесторов». В связи с этим Европейский Союз принял решение о постепенном переходе на МСФО. [27]