Файл: Управление финансами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность финансового контроля заключается в проверке выполняемости установленной финансовой дисциплины публичными и частными субъектами, в экономической эффективности и целесообразности действий, их соответствие задачам государства.

В финансово-правовой науке, помимо определения финансового контроля, имеются и такие как «контроль за финансами», «контроль соблюдения финансового законодательства», «контроль за финансовой дисциплиной» и т. д.

Из множества определений схожим смыслом обладают лишь определения «финансового контроля» и «контроля за финансами», однако на практике их объем и значения не совпадают. Но содержание финансового контроля следует понимать, как вид контрольного процесса.

Необходимо понимать, что мероприятия по финансовому контролю в сравнении с финансово-контрольной деятельностью, могут проводиться как в финансовой, так и в любой другой сфере деятельности.

Большое количество ученых не признают финансовый контроль как вид контроля. Они считают, что финансовый контроль — это часть: стоимостного контроля; государственного контроля; разновидность надзора.

Поэтому можно утверждать, что финансовый контроль[9]:

1) осуществляет свою деятельность только в пределах финансовых отношений, которые возникают при накоплении, распределении и использовании денежных средств;

2) это законная деятельность органов государственной или муниципальной власти, которая выявляет, предупреждает и пресекает:

- ошибки и злоупотребления в управлении государственными или муниципальными денежными и материальными ресурсами, а также государственными или муниципальными имущественными правами, которые могут повлечь прямой или косвенный финансовый, или материальный ущерб государству или муниципалитету;

- несоблюдение финансового, а также бюджетного законодательства;

- недостатки в организации систем управления внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельностью государственных или муниципальных организаций, а также и бюджетных организаций, и их объединения с государственным или муниципальным участием;

- угрозу финансовой безопасности государства или органов местного самоуправления.

Объектами финансового контроля можно считать распорядительные и денежные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Непосредственным предметом финансово-контрольных мероприятий можно считать такие показатели, как выручка, прибыль, любые другие доходы, а также налоги и отчисления во внебюджетные фонды.


Необходимо осуществлять постоянный контроль за выполнением и динамикой данных показателей, который может охватить различные сферы производственно-хозяйственной жизни субъектов и механизм финансово-кредитных отношений.

Институт финансового контроля проводит специфическую оценку состояния и назначения объектов проверки и анализа, т.е. при проведении финансово-контрольных мероприятий, аудиторам следует оценивать размер созданных резервов, потому что это напрямую относится к окончательному значению налогооблагаемого предмета.

К основным задачам финансового контроля относятся:

1. Баланс между потребностью в денежных ресурсах и размером доходов государства;

2. Содействие в выполнении финансовых обязательств перед государством;

3. Выявление возможностей повышения финансовых ресурсов, сокращение себестоимости и увеличение рентабельности;

4. Формирование условий для подходящего расходования материальных ценностей и финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и грамотное ведение бухгалтерского учета т отчетности;

5. Гарантия финансовой дисциплины в сфере налогообложения хозяйствующих субъектов и т.д.

Цель финансового контроля заключается в достижении законности, целесообразности и эффективности исполнительных и распорядительных действий, а именно:

- управление материальными и финансовыми ресурсами, нематериальными объектами муниципальной и государственной собственности, а также муниципальными и государственными имущественными правами;

- обеспечение сохранности и увеличения денежных ресурсов для выполнения различных функций государства и муниципалитета, и помимо этого создание всех необходимых условий;

- обеспечение оптимальности и законности функционирования различных сфер финансово-хозяйственной деятельности страны;

- обеспечение экономической безопасности страны в целом.

Необходимо учитывать, что предмет финансового контроля не ограничивается только одной проверкой денежных средств.

Он охватывает контроль за использованием трудовых, материальных, природных и иных ресурсов государства. В настоящее время процесс производства и распределение опосредствуется лишь финансовыми отношениями.

Органы управления финансов


Характеристика Счетной палаты РФ

Постоянно действующим органом финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ (далее– Счетная палата), состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) (далее – Закон N 41-ФЗ)[10].

Такое правовое положение Счетной палаты соответствует основным положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1977 г. в Лиме на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI), где указано, что «основные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны быть определены конституцией, детали могут быть установлены законом».

Говоря о правовом положении Счетной палаты, отметим, что, хотя ее контрольные полномочия в положениях Конституции РФ полностью не раскрыты, но уже и такое ее правовое положение позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата как особый орган государственного финансового контроля образована и способствует осуществлению парламентом РФ контроля за исполнением федерального бюджета[11].

Счетная палата является особым органом финансового контроля специальной компетенции, который выделяется своим правовым статусом и своим значением. При этом контрольная деятельность Счетной палаты носит публичный характер, в том числе ее контрольная деятельность как юридического лица.

С первых дней своей деятельности Счетная палата делает основной акцент на обеспечение контрольной деятельности по исполнению федерального бюджета и использованию федеральной собственности. С каждым годом масштабы ее контрольной деятельности увеличиваются в аспекте качества контрольных мероприятий и количества объектов, охваченных проверкой.

Это связано с увеличением количества контрольных мероприятий с использованием перспективных форм (видов) контроля как аудита эффективности или стратегического аудита.

При осуществлении финансового контроля Счетной палатой как органа единой системы финансового контроля в РФ его главной целью является обеспечение реализации единой финансово­правовой политики государства при осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуществляет не только контрольно-ревизионную, но также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности (ст. 9 Закона N 41-ФЗ). В целях повышения эффективности работы последняя вправе выбрать «консультанта» для обработки исходной информации как из числа государственных контрольных органов, так и на возмездной основе аудиторские фирмы, а также научные организации, занимающиеся вопросами экономики.


Необходимо также отметить, что контрольным полномочиям субъектов финансового контроля, Счетной палаты в частности, уделено огромное внимание не только законодателя, но и в современной научной литературе эта проблема является актуальной в рамках нового, трехлетнего финансового планирования и особых правил осуществления контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящего из предварительного, оперативного (текущего) и последующего контроля.

В связи с вышесказанным, полагаем остановиться на актуальной проблеме определения контрольных полномочий Счетной палаты в новом ее качестве.

В области функционирования банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета и за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Таким образом, полагаем, что контрольные полномочия Счетной палаты в области финансов следует рассматривать не только как часть ее специальной компетенции, но и как часть ее финансово-правового статуса.

Важно отметить и то, что при осуществлении Счетной палатой финансового контроля, она не только контролирует органы исполнительной и судебной ветви власти, но и активно взаимодействует с ними.

Исходя из изложенного, следует сформулировать вывод о том, что Счетная палата РФ – это независимый орган парламентского финансового контроля в области исполнения бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, использованию федеральной собственности, который свои контрольные функции и полномочия осуществляет независимо от федеральных и региональных органов государственной исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры и органов местного самоуправления. При этом в качестве отрицательного момента следует отметить, что Счетная палата в настоящее время не обладает системой территориальных органов.

2.2. Министерство финансов РФ

Миссия Министерства финансов: Способствовать развитию экономики, справедливому распределению национального дохода, обеспечению финансовой стабильности и национальной безопасности через эффективное и бережное управление государственными финансами, развитие и повышение надежности финансовой системы Российской Федерации[12].


Ценности:

  • Верное служение государству и обществу;
  • Профессионализм;
  • Открытость;
  • Результативность.

К полномочиям Минфина относятся:

  • Составление проекта федерального бюджета, участие в разработке бюджетных проектов;
  • Представление государства в случаях предоставления средств бюджета на возвратной основе;
  • Составление сводной бюджетной росписи бюджета государства;
  • Разработка прогноза консолидированного бюджета страны;
  • Осуществление методического руководства по бухучету и отчетности юридических лиц;
  • Принятие в рамках компетенций нормативных актов;
  • Обеспечение предоставления ссуд и кредитов за счет бюджета;
  • Проведение проверок финансового состояния получателей денежных средств из бюджета;
  • Ведение реестров внешнего и внутреннего долга РФ;
  • Управление госдолгом в рамках своих полномочий;
  • Организация исполнения бюджетов всех уровней;
  • Осуществление других полномочий.

2.3. Федеральное казначейство РФ

Казначейство в Российской Федерации учитывая важность решаемых им задач в системе экономической безопасности страны служит главным инструментом осуществления государственной бюджетной политики и ведущей составляющей единой системы государственного финансового контроля.

Казначейство России представляется на данный момент одним единоличным федеральным органом государственного финансового контроля в границах нашей страны, для которого осуществление предварительного контроля представляется первостепенным направлением его деятельности. Предварительный казначейский контроль — это такой вид контроля, который проводится пока финансовые операции еще на ранних стадиях установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договоров, других финансово ценных документов.

Приоритетными направлениями деятельности Федерального казначейства на стадии предварительного контроля является процесс слежения за соответствием проведенных расходов представленным документам, за устойчивым характером лимитов бюджетных обязательств, за устойчивым характером кассовых расходов, проводимых получателями бюджетных средств и так далее.

Данный вид контроля проводится во время учета органами Федерального казначейства принимаемых получателями бюджетных средств денежных обязательств и препятствует принятию обязательств, назначение которых не обеспечено, установленным законом о федеральном бюджете. Получатели бюджетных средств не обязаны совершать принятие обязательств, оплата которых не установлена в законе о федеральном бюджете.