Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Финансовый контроль необходимое условие функционирования любой экономики. Назначение финансового контроля заключается в том, что его целью является содействие реализации финансовой политики государства, а также обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства.
Выступая, в качестве формы реализации контрольной функции финансов, контроль также является необходимым элементом общего процесса выстраивания государственного управления.
Следует отметить, что именно от финансового контроля во многом зависит реализация намеченных задач, которые стоят перед бюджетной системой РФ.
Государственный финансовый контроль осуществляется посредством федеральных органов власти, а также исполнительной властью, в число которой входят компетентные лица. Для развития государственного финансового контроля очень важную роль играет указ Президента по обеспечению государственного контроля. Данный контроль проводится над целесообразностью использования государственных средств, а также имеет основной целью предотвратить нарушения финансовой дисциплины.
Также контроль осуществляется над денежным обращением и использованием различных внебюджетных фондов, и проводится проверка состояния внутреннего и внешнего долга, резервов государства. Система финансового контроля – это и счётная плата РФ, Центральный банк министерство финансов и так далее. В этом процессе также принимает участие и Федеральная служба надзора, а также служба, которая осуществляет финансовый мониторинг. Также это и другие органы, которые занимаются осуществлением контроля за движением потока денежных средств.
Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.
Органы финансового контроля – это в том числе Министерство финансов, и оно представляет собой очень важный субъект, который занимается осуществлением финансового контроля. Оно контролирует состояние финансового рынка на текущий момент.
Министерство в целом осуществляет координацию, а также контроль за деятельностью служб, которые находятся в его управлении. Также министерство руководствуется конституцией во время принятия каких-то важных решений, и принимают во внимание основные конституционные законы. Минфин ведёт свою деятельности наряду с другими организациями, которые являются ответственными за ведение хозяйственной деятельности.
Целью работы является изучение сущности, процессов управления финансами.
Задачи:
- раскрыть сущность управления финансами;
- исследовать органы, осуществляющими управления финансами в России.
Предметом работы является сущность, органы управления финансами в России.
Объектом работы является система управления финансами в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основы управления финансами
1.1. Сущность процесса управления финансами
Сам термин «финансы» произошел от латинского слова и означает «денежных платеж». Через финансы можно отследить товарный поток, интенсивность обменных операций, а также работу государства по выполнению своих функций и целей. В общем смысле под финансами понимаются денежные экономические отношения. Они складываются относительно формирования, распределения, применения фондов частного и государственного накопления в целях обеспечения социальных, хозяйственных, производственных нужд[1].
Финансы влияют на интенсивность воспроизводства, а также на перераспределение продукта. Они позволяют отследить степень удовлетворения общества предложенными товарами и услугами. Таким образом, отличительными особенностями финансов можно назвать их участие в распределении, обеспечении одностороннего движения денежных средств, создании государственного бюджета страны.
К главным принципам финансов можно отнести:
- Необходимость создания единства нормативно-правовой и законодательной базы.
- Обеспечение универсальности документооборота и обмена информацией.
- Обобщение налоговой, кредитно-денежной систем.
- Целевое использование финансов.
- Диверсификация источников накопления и размещения средств.
- Обеспечение принципа сбалансированности.
Финансы напрямую связаны с движением денег, но полностью не охватывают все операции, связанные с ними. К ним относится тот сегмент, где формируются фонды накопления для частных и государственных нужд, то есть резервы предприятий и государственный бюджет. По сути, финансы описывают отношения, а не сами субъекты и объекты воздействия. Функционально финансы участвую в распределении денежных средств между территориями, субъектами, государствами[2].
Благодаря ним происходит равномерное распределение национального дохода и общественного продукта. Финансы позволяют отслеживать функционирование других рынков, эффективность политики государства и так далее, то есть выполняют контролирующую функцию. Они дают возможность власти воздействовать на экономические процессы в обществе через фискальную политику, трансфертные платежи, таможенную политику. Функция стабилизации проявляется через создание относительно равных социальных и экономических условий для всех граждан государства.
Финансы являются достаточно сложной категорией. Они проникают во все сферы жизни общества, обслуживают практически весь комплекс отношений между людьми. Состояние рынка финансов, его элементов моментально сказывается не только на внутренней структуре экономики страны, но и на международном и даже мировом уровне. Ярким примером может быть финансовый кризис 2008 года, когда структурные изменения в финансовой системе США повлекли за собой провал мирового финансового рынка.
Негативные последствия коснулись большинства стран мира. Управление финансами является одним из важнейших инструментов поддержания стабильности и работоспособности системы. По сути, это комплекс мероприятий, нацеленных на увеличение финансовых результатов и эффективности системы хозяйствования. Как правило, менеджмент в финансовой сфере подразделяется на управление государственными финансами, а также финансами предприятий и отдельных индивидов.
Он решает две задачи: ищет источники формирования финансовых фондов; определяет объемы и направления инвестиционной деятельности. Благодаря финансовому управлению реализуются функции прогнозирования, анализа, контроля, оперативного вмешательства, планирования. Каждый из этапов является важным звеном, которое невозможно исключить. Кроме того, данные этих элементов могут быть использованы в других сферах экономической деятельности[3].
Например, финансовый анализ формирует представление о текущем состоянии дел, позволяет вносить коррективы в финансовую политику, а также он дает возможность идентифицировать нарушения функционирования экономической, социальной, производственной и других систем.
1.2. Объекты и субъекты управления финансами
К объектам относят[4]:
— финансовую деятельность государства в целом и хозяйствующих субъектов в частности (предприятий, корпораций, обществ и т.п.);
— направления финансовой политики согласно субъектам управления;
— частные стоимостные категории и финансовые параметры (основные средства предприятия, оборотные, выручка, прибыль, издержки производства, капитал, инвестиции и др.);
— конкретные финансовые коэффициенты (рентабельность, платежеспособность, ликвидность, капиталоемкость, капиталоотдача, оборачиваемость активов и т.п.);
— органы управления финансами.
Когда речь идет о финансовом управлении, то следует определить и объекты, и субъекты управления финансами. Объектами являются различные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами. Это:
— финансовые службы организаций, учреждений, предприятий;
— финансовые и налоговые инспекции;
— страховые учреждения.
Таким образом, управление финансами состоит из объектов управления, которые представляют собой финансовые отношения, возникающие в финансах государства, муниципальных структур и субъектов хозяйствования, и субъектов управления, которые включают органы стратегического и оперативного управления.
1.3. Финансовый контроль
В финансовом праве существуют определенные категории и понятия, которые не имеют четкого юридического содержания и структуры. К таким категориям можно отнести «финансовый контроль». Бюджетный кодекс РФ не дает точных определений, что такое бюджетный и государственный финансовый контроль, поэтому существует мнение, что это одно и то же[5].
Это мнение ошибочно, так как второе понятие намного шире и включает в себя не только бюджетный контроль, а также налоговый и валютный. Исходя из этого, теоретическое определение понятия «финансового контроля» до сих пор актуально, не смотря на все внесенные законодательные изменения[6].
Наличие эффективной системы финансового управления позволяет обеспечить законность всей финансовой деятельности государства. Контроль – это важный элемент процесса управления.
Правовая основа любого вида контроля зависит от характера общественных отношений, которые сложились в определенной сфере государственного управления.
Финансовый контроль понимается как вид финансовой деятельности государства, который включает в себя функции, действующие в различных сферах, таких как образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Финансовый контроль составляет каждую из них[7].
Это закономерно, потому что финансы несут в себе не только распределительную функцию, но и контрольную. Государство накапливает, распределяет и использует денежные средства для финансирования своих потребностей. Эффективная реализация задач и функций государства зависит от финансового контроля над финансовой деятельностью его органов.
Необходимо понимать, что финансовый контроль включает в себя контрольно-ревизионные работы, которые помогают выявить финансовые нарушения.
В настоящее время большое внимание уделяется правовому регулированию общественных отношений в сфере государственного финансового контроля и надзора.
В Российской Федерации были проведены мероприятия по обновлению механизма финансового контроля и созданию системы органов регионального финансового контроля.
Контроль является неотъемлемой частью процесса управления. В связи с этим, государство обязано создавать финансовую основу своего функционирования, путем создания адекватной системы финансового контроля.
Работа финансового контроля обуславливается тем, что финансы выполняют как распределительную, так и контрольную функцию, поэтому государство должно контролировать ход выполнения этих задач.
Целью системы финансового контроля является обеспечение реализации прав государства правовыми средствами для удовлетворения своих финансовых интересов и финансовых интересов граждан. Они создают и обеспечивают баланс публичных и частных интересов в финансовой сфере.
Финансовый контроль понимается как деятельность государства за соблюдением полноты поступлений государственных доходов и проверкой учетных записей, но в данный момент понятие стало намного шире[8].
В настоящее время финансовый контроль характеризуется разнообразием выполняемых целей и задач. Он не только проверяет правильность ведения финансово-отчетной документации, выполняет требования финансового законодательства, выявляет и пресекает нарушения финансовой дисциплины, но и является основополагающей функций управления финансовыми процессами, которые имеют целевое направление.
Финансовый контроль – это составной элемент всего механизма государственного контроля. Он функционирует с помощью всей системы органов власти и управления и специально созданных контрольных органов, в которых участвуют общественные организации, трудовые коллективы и граждане в установленном законом порядке.