Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
На предварительной стадии контролируется соответствует ли содержание проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, который содержится в платежном документе, представляемым в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств, и наличие у получателя бюджетных средств, документов, подтверждающих возникновение у него денежного обязательства.
Предварительный казначейский контроль совершается раньше фактического исполнения бюджета, если говорить иначе предварительный контроль предшествует зачислению налоговых и других платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию какого-либо рода решений по финансовым и связанным с финансами вопросам. Фактически данный вид контроля происходит в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.
Первоочередной целью предварительного бюджетного контроля, видеться в превенции расходования бюджета не надлежащим образом. Текущий казначейский контроль используется в ходе исполнения бюджета посредством анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных имеющих сведения об использовании средств бюджетополучателями.
Данный контроль, заключающийся в постоянной проверке соблюдения распорядителями бюджетных средств финансовой дисциплины. Главное назначение текущего бюджетного контроля видеться в распоряжении бюджетных средств, исходя из приняты нормативов.
Предварительный, также, как и текущий бюджетный контроль, проводимый органами Федерального казначейства, включает все организации, которые финансируются из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного на Федеральное казначейство возлагаются полномочия по контролю за соответствием информации, расположенной в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок(ЕИС), утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям.
2.4. Проблемы и развитие управления финансами
На фоне современного состояния государственных финансов в Российской Федерации все ярче проявляется проблема в организации и осуществлении контроля за их получением, распределением и использованием.
Ее решение становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования системы управления государственными средствами, без которого невозможно дальнейшее нормальное устойчивое развитие нашего государства.
Более того, ни одна из имеющихся социально экономических проблем не будет решена до тех пор, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе финансового контроля не будет придана надлежащая надежность, и она не станет стабильной и устойчивой.
Имеющиеся проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие, как:
- стиль работы руководителей всех уровней и ветвей власти, степень их профессионализма и компетентности;
- недостаточно полное определение и документальное закрепление процедур, правил и порядка проведения финансового контроля;
- отсутствие четко работающей системы информационного обеспечения и др.
К внешним факторам относятся уровень развития экономики и законодательной базы, финансово-кредитная и налоговая политика государства, соблюдение контролирующими и подконтрольными органами действующего законодательства и ряд других факторов.
Анализ показывает, что наиболее острые проблемы, имеющие место при осуществлении финансового контроля в современных условиях, на первоочередное решение которых должны быть направлены усилия руководства нашей страны и органов государственной власти, заключаются в следующем.
1. На сегодняшний день отсутствует целостная, адекватная современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, система финансового контроля.
Компоненты этой системы законодательно не закреплены, хотя в научных исследованиях ни один год данному вопросу уделяется повышенное внимание. Причем в научной литературе встречается большое количество разнообразных элементов системы финансового контроля и их комбинаций.
2. В России отсутствует не только система финансового контроля, но и научно обоснованная концепция финансового контроля, как совокупность общепринятых взглядов на его цель, задачи, формы, методы организации и осуществления, а также как программный документ, отражающий долгосрочную перспективу и приоритетные направления развития финансового контроля в Российской Федерации.
Разработка Концепции финансового контроля на долгосрочную перспективу в качестве программного документа следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор достижения стабильности в экономике и экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, базирующийся на неуклонном соблюдении норм действующего законодательства.
В существовании концепции финансового контроля заинтересовано и общество в целом, и государство, все законопослушные экономические субъекты и граждане страны, поскольку такая концепция позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов.
Ее использование на практике в качестве нормативной правовой основы сделает бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов.
3. В современной России отсутствует полноценная и отлаженно действующая нормативная правовая база, касающаяся финансового контроля, которая позволяет четко регулировать процесс его организации и осуществления.
До настоящего времени вопрос о разработке и принятии нормативного правового документа, регламентирующего вопросы организации и проведения финансового контроля в Российской Федерации, остается открытым. Принципиально значение имеет строгое установление и нормативное закрепление понятия, цели и задач финансового контроля, в том числе, государственного финансового контроля, внутреннего и внешнего финансового контроля.
4. В современной России действует довольно большое количество органов финансового контроля, имеющих различные цели, задачи, функции, сферу деятельности, полномочия, подчиненность и ответственность. Эти органы зачастую работают не согласованно и разобщенно, слабо взаимодействуя друг с другом.
Сегодня не является исключением дублирование отдельных функций разных субъектов финансового контроля, имеющих разную ведомственную принадлежность и разный уровень подчинения (например, региональный и муниципальный уровни).
Государством постоянно ведется работа в этом направлении, дублирующие функции исключаются, контрольные органы переподчиняются, ликвидируются, реорганизуются.
5. Одна из основных проблем эффективного функционирования финансового контроля — отсутствие адекватных мер к нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности.
Ужесточение ответственности за допущенные нарушения способно повысить уровень финансовой дисциплины экономических субъектов. И в результате будет способствовать снижению количества злоупотреблений и экономических преступлений.
Эти меры должны быть не только сопоставимы реальным масштабам совершенных нарушений, но и являться неким «стоп-фактором» для того, чтобы не совершать подобные нарушения в будущем.
6. В настоящее время слабо развит механизм взаимодействия органов финансового контроля между собой, органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также органов финансового контроля с правоохранительными органами, и информационный обмен данными по проводимым мероприятиям и их результатам.
Они должны более тесно взаимодействовать при осуществлении своей работы при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля.
7. Важнейшее значение имеет разработка критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля и деятельности контрольных органов, основанной на единообразном и общепризнанном подходе, что должно найти отражение в федеральном законе «О финансовом контроле в Российской Федерации».
Разработанные количественные и качественные критерии и показатели эффективности финансового контроля должны играть двойную роль: с одной стороны, свидетельствовать об уровне работы контрольного органа; с другой стороны, — выявлять и устранять возникающие в проверяемых организациях нарушения.
8. Одной из ключевых остается проблема подготовки кадров для контрольных органов. Необходима разработка комплекса мер для регулярного повышения квалификации и профессионального уровня сотрудников контрольных органов, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных и научно-практических мероприятиях.
9. Актуальной проблемой при осуществлении финансового контроля является то, что иногда по результатам проведения контрольных мероприятий контрольными органами принимаются необоснованные и неправомерные решения и организациям, в отношении которых проводился финансовый контроль, приходится отстаивать свои права в судебном порядке. \
На сегодняшний день судебная практика в этом направлении, когда суд принимает сторону проверяемой организации, обширна.
Следовательно, складывается ситуация возможности повторного и многократного вынесения неправомерного решения со стороны контролирующих органов без привлечения их к ответственности.
В этой связи, в целях недопущения подобных ситуаций важным является введение административной и дисциплинарной ответственности за принятие неправомерных решений сотрудниками контрольных органов и контрольными органами в целом с наложением штрафа. Более того, было бы целесообразно результаты судебных решений, вынесенных в пользу проверяемого объекта, размещать на официальных сайтах контрольных органов в открытом доступе. В отношении сотрудников, являвшихся ответственными за принятие неправомерных решений, предлагается ввести запрет на участие в проведении контрольных мероприятий в течение определенного периода времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обеспечения эффективности внешний государственный финансовый контроль за расходами бюджета, необходимо разрешить проблему того, как взаимодействуют субъекты внешнего контроля, доступность их информации друг для друга.
По этой причине необходимо формировать единую автоматизированную информационную систему контрольных органов, независимо от того, к какому ведомству они принадлежат.
Управление финансами со стороны государства является основным инструментом его воздействия на рыночные отношения внутри страны. Таким образом, Правительство получает возможность определять приоритетные направления деятельности в стране, стимулировать использование финансовых накоплений частного сектора и домашних хозяйств. Через законодательство насаждаются правила поведения в финансовой и социально-экономической сфере жизни общества. Появляется возможность поддерживать и развивать образование, медицину, культуру и науку. Так же поддерживается стабильность национальной валюты, осуществляется влияние на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства.
Таким образом, подводя итоги важно сказать о том, что к настоящему времени имеется ряд системных проблем в области организации и проведения финансового контроля в России.
К таким проблемам следует отнести:
- отсутствие единой системы и единой концепции финансового контроля, закона о финансовом контроле;
- перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и нескоординированность действий;
- отсутствие адекватных мер к организациям-нарушителям действующего законодательства при ведении ими финансово-хозяйственной деятельности;
- неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля;
- отсутствие единых критериев и показателей оценки эффективности финансового контроля;
- низкая эффективность системы подготовки кадров для органов финансового контроля;
- отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие необоснованных и неправомерных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий.
В связи с этим дальнейшему развитию этого инструмента социально-экономической политики Российской Федерации должно уделяться повышенное внимание со стороны всех заинтересованных сторон.