ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.08.2024

Просмотров: 514

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глагол Четвертый

285

она подобна вечерней заре, идущей к родимому дому и прогоняющей мрак пред своим (лучезарным) лицом. Она подобна луне, вздымающейся на небеса, лик которой блеском исполнен.

Она подобна деревьям, окружающим горы.

(Снова таки, обратим внимание на совпадения «чистой руки» богини с «Рукою владычицы», как издревле именовали Каменную Могилу аратты, пра и шумеры; в обоих случаях «руки» сопряже ны с «законом».)

Внявшая увещеваниям Энмеркара, Инанна отвернулась было от Аратты и перестала её защищать... Гонец несколько раз носил грозные приказы из Урука в Аратту, а обратно – неопределённые ответы. Приказы, помимо требований и угроз, включали магиче ские загадки и напоминания о тех временах, когда не только Шу мер и прочие страны (не дунайско днепровская ли Аратта, прародина Энлиля, Инанны и др.?), а «всё благочестивое челове чество, вся вселенная общим наречием искренне восхваляли Эн лиля», чей храм теперь главный в Уруке.

Ответы тоже аппелируют к исторической истине (см. цитату) и сетуют на то, что нынче «Аратта подобна отаре, которая разбре лась; пути её – враждебная (араттам) земля»; взамен дани, кото рую вымагает Энмеркар, его коллега антипод молит прислать зерна своим страждущим от засухи соотечественникам. Не сразу, однако же удовлетворяется эта мольба. (Для понимания этнои сторической принадлежности Аратты немаловажно то обстоя тельство, что зерно из Урука привозят ослами, а дань аратты собираются отправлять лошадьми – впервые прирученными арийскими племенами каспийско черноморских степей.) А пока благодарные горожане собирают в ответ караван, нетерпеливый Энмеркар вновь присылает гонца – с новой головоломкой о ски петре, который надлежит принести в храм Энлиля. На это верхов ный жрец Аратты отвечает достойной загадкой. Такое дипломатическое общение вскоре настолько запутывается, что несчастный гонец уже не в состоянии запоминать поручения. Вот тогда то Энмеркар будто бы изобретает письмо – которое его «неграмотный» коллега из Аратты без затруднений прочитывает.

Глагол Четвертый

286

А пока обдумывает очередной ответ – Инанна, смилосердясь к родному городу, поливает его поля долгожданным дождём.

Теперь Аратта спасена от жажды и голода, защищена разлива ми рек! К тому же богиня устраивает здесь праздник в честь вос кресающего Думузи... Ввиду таких неблагоприятных для себя перемен, Энмеркар решает закончить спор миром – и отправляет в Аратту новую партию зерна, а также скот на предстоящее празд нество. В ответ на это аратты посылают таки дары для храмов Урука...

Конец поэмы почти не сохранился, но всё же понятно, что некто на празднике поучает Энмеркара: дела следует улаживать не вой ною, а миром.

Как видим, основная идея поэмы не утратила свою актуаль ность поныне. Тем более что симпатии автора – на стороне миро любивой Аратты...

Взаключение локщяп укажем на то, что главный герой упомяну той выше «Поэмы о Гильгамеше» выводил свой род из Аратты и был пятым в династии, правившей Уруком в начале III тыс. до н. э. Возможно, что не без этого обстоятельства Поднепровье вспом нило о Гильгамеше в трудные годы конфронтации с Шумеро Акка дом...

Вспомним еще и еще раз о том, что на Руси традиция Арты Ар санпи просуществовала до татаро монгольских времён, что Арта плот (река на Полтавщине) и поныне струится на Украине.

ВИране память об Арте (возможно, о рассмотренной в данном разделе; но не от иранцев ли арабские купцы путешественники узнали о русской, приднепровской Арсании?) доныне остаётся синонимом Золотого века и Высшего миропорядка. А индусы именуют свою страну Бхаратой – «Божественной Аратой»; есть там и провинция Арата... С индо иранской традицией согласуется то, что государственный строй пра , а затем индоевропейской Аратты был общинным, то есть доклассовым или первобыт но коммунистическим.


Глагол Четвертый

287

ВЗЯТИЕ ГОРОДА, древнерусская миниатюра

Взятие города, – рубятся эти и те, В золотой неподвижности обозначая край

Какого то бытия, а на червленом щите Лучшего ратника, – изображен рай, – Несущий ключи встречает за ратью рать, Птица Сирин, покачиваясь на когтях, Поет о том, как шли они умирать, – А Богородица поднимает дитя; Кони совершенны, – шлемы горят

На солнце в виде отрубленной головы, Взятие города,. – вечей за рядом ряд, И золотая ящерица глядит из травы.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

(ВИНОГРАДОВ Н. Б.)

Официальные лица занимаются неофици7 альными делами, А неофициальные лица занимаются офици7 альными делами.

Кто есть кто?

История исследования культурного комплекса Аркаим не сколько необычна. Он был открыт весной 1987 г. на юге Челябин ской обл. в районе строительства крупной оросительной системы. Строительство находилось фактически на стадии завер шения, и по прошествии одного двух сезонов памятник должен был быть затоплен. На защиту Аркаима поднялась Рать Русского Народа, в лице Челябинской областной общественной организа

288

Глаголы русских мудрецов

ции историко – культурное общество «Родина», председатель Ге надий Матвеевич Суздалев, «Союз патриотических объединений Урала и Сибири», сопредцедатели: Александр Репетов (г. Тю мень), Александр Турик (г. Иркутск), Владимир Волков (г.Екате ренбург), Анатолий Шаршин (г. Челябинск), Сергей Наумов (г. Магадан), Владимир Жданов (г. Новосибирск). Благодаря их ду ховному и гражданскому подвигу, древнейший археологический памятник был спасен от варварского разрушения.

Эти безкорыстные и искренние люди и есть истинные жрецы и хозяева Аркаима.

Все это предопределило характер крупномасштабных полевых исследований и напряженную борьбу с Минводхозом РСФСР за спасение уникального археологического объекта (Аркаим..., 1995, с. 196–222). Глубокая лабораторная обработка массовых материалов была отодвинута на будущее.

Аркаим как культурный комплекс включает укрепленное посе ление, прилегающие к нему хозяйственные площадки, могильник и ряд неукрепленных селищ. Памятник расположен на р. Большая Караганка и ее левом притоке – р. Утяганка, в предгорной долине у восточных склонов Уральских гор. Название «Аркаим» (возможно, тюркское «спина», в географической терминологии – хребет, во дораздел) дано по наименованию сопки и урочища.

Укрепленное поселение имеет хорошую сохранность и четко дешифрируется на аэрофотоснимках. На снимках масштаба 1:17 500, сделанных в 1956 г. (рис. 1), Аркаим дешифрируется в виде кольцевой концентрической структуры, образованной двумя вло женными друг в друга кольцами белого фототона. С севера, запа да я юга намечаются фрагменты третьего, незамкнутого внешнего кольца, которое в настоящее время визуально не фик сируется. Участки поверхности, заключенные в двух соседних кольцах, имеют упорядоченную радиальную структуру, обуслов ленную чередованием темных и светлых полос – развалами жи лищных конструкций и радиальных стен. На стереомодели в центре Аркаима выделяется плоская незастроенная площадка прямоугольной формы, ориентированная по линии северо восток

– юго запад.


Глагол Четвертый

289

На аэрофотоснимках различных лет за пределами укрепления фиксируются участки специального назначения, связанные с жиз недеятельностью поселения. Это так называемые аркаимские огороды – следы мелиоративных сооружений и древней обрабо танной почвы, упорядоченные структуры неизвестного назначе ния.

Кроме этого, в районе укрепленного поселения расположены неолитические стоянки (рис. 2,8), могильник позднеямного вре мени (рис. 2, 2), несколько погребальных сооружений поздней бронзы (рис. 2,3,4). Некрополи, связанные с Аркаимом находятся на расстоянии 1,2 км к северо востоку от поселенческого ком плекса (Зданович Д. Г., 1995, с. 43–53).

В процессе полевых исследований поселения и могильника аэ рофотосъемка велась регулярно с двухместного мотодельтапла на обычной и специальной фотоаппаратурой, позволяющей получать качественные стереопары. В последние годы с воздуха регулярно ведется видеосъемка. Аэрофото и видеодокумента ция, а также геофизические работы, проведенные комплексом высокочастотной микромагнитной съемки и электроразведки ме тодом симметричного профилирования каппаметрии (Тибелиус В. Я., 1995, с. 184–193), позволили целесообразно и результатив но решать многие чисто археологические задачи.

Площадь поселения в пределах двух колец фортификационных сооружений около 20 000 м 2 . Археологическими раскопками вскрыто 8055 м2. Геофизические исследования проведены на площади более 14 000 м2.

ПРИРОДА И КЛИМАТ

В целом жизнь человека эпохи бронзы синташтинского куль турного пласта была неразрывно связана с природой Южного Урала и прилегающих к нему с востока степей и лесостепей Се верного Казахстана и Западной Сибири. Этот регион отличается удивительным разнообразием ландшафтов. Горные массивы Урала и Казахского мелкосопочника обращены к бёскрайним рав нинам зауральских степей и Западно Сибирской низменности. Здесь представлены и песчаные полупустыни, и бурное степное разнотравье, скромные березовые,перелески и реликтовые хвой ные массивы.

290

Глаголы русских мудрецов

Узкие предгорные долины переходят в широкие поймы равнин ных рек с их многочисленными старичными озерами и тугайными лесами. Несмотря на всю многоликость обширного региона, его глубинное континентальное расположение и сходные климатиче ские условия обеспечили то единство растительного и животного мира, которое определяет как степную экосистему срединной Ев разии.;

Палеоклиматические наблюдения на материалах поселения Аркаим и других памятников Аркаимской долины для отрезка вре мени среднего и позднего суббореала охарактеризованы палео географическими и палеопочвенными данными. Однако их результаты не всегда согласуются между собой.

По данным споро пыльцевых анализов, начало хроноинтерва ла 4,3–3,5 тыс. л.н. характеризуется резкой аридизацией. На мес те современных настоящих степей существовали сухие степи и полупустыни с преобладанием полыней и маревых. По палеогео графическому варианту, Аркаим возник в кризисной экологиче ской ситуации и существовал в дальнейшем в более благоприятных условиях. В районе Аркаима для интервала вре мени 3800–3400 л.н. отмечается возросшая гумидность климата; появились островные леса (сосна, лиственница, ель, береза). В степных сообществах доминируют разнотравие, злаки. По палео почвенному варианту Аркаим был создан в условиях, близких к со временным, и прекратил свое существование в условиях, несколько более аридных и континентальных.

Расхождения в результатах палеогеографических и палеопоч венных исследований, вероятно, связаны с отсутствием коррек тировки данных, полученных различными методами и для узких хроносрезов. Ситуация осложнена тем, что для позднего этапа суббореала в целом характерно непостоянство природной обста новки.

Археологические и палеозоологические свидетельства позво ляют судить о климате аркаимского времени как о достаточно влажном, с относительно теплыми зимами. Косвенным указанием на существование богатых лесных масссивов является широкое использование древесины при строительстве жилищ и– в метал лургическом производстве.


Глагол Четвертый

291

Палеоантропологические наблюдения говорят о стабильном питании аркаимского человека и в целом о хорошем состоянии здоровья населения эпохи средней бронзы.

УКРЕПЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Внастоящем сообщении речь пойдет о центральном районе сложения культуры. Находится он на. юге Челябинской области в междуречье двух крупных водных артерий – р. Урал на западе и р. Тобол на востоке. Археологическая страна Синташты и Аркаима протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг почти на 400 км. Сегодня здесь известно 16 пунктов с 21 укрепленным поселением, многочисленными селищами и могильниками.

Укрепленные поселения Южного Урала имеют различную пла нировку овал, круг, квадрат. Чаще всего круг и квадрат сочетают ся друг с другом, но ведущей всегда является какая либо одна из геометрических фигур. Расположение домов, хозяйственных по строек, улочек всегда определяется планировкой внешней обо ронительной стены.. .. ; .

Максимальную информацию о крепостях представляет доста точно хорошо исследованное поселение Аркаим, в котором. легко увидеть прообраз будущей городской цивилизации. Городище было обнесено двумя тремя кольцами оборонительных стен и рвов, за которыми, словно спицы в колесе, по кругу расположены жилища.

Вцентре поселка находилась подквад ратная площадь, вход (или въезд) на которую был открыт только с одной стороны. Ос новная часть площади, безусловно, предназначалась для моле ний. Чтобы попасть в центр, вы должны были обогнуть по периметру внутреннюю оборонительную стену, т. е. сделать по поселку полный круг или, точнее, спираль.

Впланировке и архитектуре Аркаима поражает сочетание, с одной стороны, ритуальной значимости, с другой –функциональ ной обусловленности каждой детали. Так, планировка «города», являясь оптимальной в стратегическом отношении, отражает сложные космологические представления древних. Удивительно продуманы системы – отопления, водоснабжения и канализации. Гениальной простотой во всей своей сложности поражают все элементы коммуникаций.

292

Глаголы русских мудрецов

На поселениях петровско синташтинского типа обнаружены круглые глиняные «таблички» со знаками – следы зарождающей ся письменности. Смысловые знаки нарушают орнаментапьную ритмику на многочисленных глиняных сосудах из поселенческих и погребальных комплексов.

К кругу аркаимских памятников правомерно отнести целую се рию находок замечательной каменной антропоморфной и зоо морфной скульптуры. Это особая страница мирового искусства, настоящее открытие , у которой, безусловно, впереди.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ХОЗЯЙСТВО

Судя по находкам костей животных на поселениях и в могипах, основным занятием людей было пастушеское скотоводство. Спе циалисты утверждают, что вблизи поселений располагались и поля древнего земледелия. Поля были разбиты на узкие грядки, ограниченные канавками, в которые из специального подправ ленного старого речного русла – канала поступала вода. В целом это хорошо знакомая по современной этнографии предгорная система, земледелия.

Общественную среду, в которой жил аркаимский человек, ве роятно, нельзя соотносить с первобытностью, с ее коллективным производством и отсутствием какой либо эксплуатации, с кол лективным распределением и потреблением. Однако в социаль ной организации аркаимского общества невозможно увидеть и сложившиеся классовые структуры.

Уже общий взгляд на богатые и разнообразные археологиче ские источники позволяет сделать вывод о высоком уровне хозяй ственного развития. Комплексное хозяйство аркаимцев, рационально гармонично вписанное в природную среду, безус ловно, обеспечивало общество прибавочным общественным, продуктом. Об этом убедительно говорят сложные фортификаци онные сооружения, традиции домостроительства и погребальная практика, требующие огромного количества трудовых затрат и определенной специализации.

Изобилие продуктов питания создавало условия тому, что от дельные члены коллектива либо целые группы людей имели воз можность «выпасть» из производственной сферы и посвятить себя отправлению культовых обрядов или военному делу. Однако


Глагол Четвертый

293

наличие прибавочного продукта не всегда свидетельствует об эксплуатации, этом непременном признаке классового общест ва. Прибавочный продукт на этом этапе общественного развития еще не присваивался отдельными социально значимыми лицами, а поглощался в процессе культурно культовой практики.

ДОМ И СЕМЬЯ

Я представляю себе Аркаим как ярчайший пример синкретиз ма первобытности в слитности и нерасчлененности самых раз личных начал. В самой планиграфии Аркаима, в сочетании кругов и квадрата воплощено неразрывное слияние небесного и земно го. Аркаим – это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок. Но каждое в отдельности это не первое, не второе и не третье...

Вэтом плане интересно одно из понятий «Ригведы», обозна ченное словом «вриджана». Оно встречается в тексте в разных па дежных формах свыше пятидесяти раз и обозначает самое разное: «огороженное место», «загон для скота», «жилище», «не сколько жилищ», «все люди, живущие в одном месте», «армия», «поселок» . Безусловно, за всем этим стоят конкретные историче ские реалии.

Думаю, что на Аркаиме каждая малая семья и большесемейная община имели свои «комнаты» и дома, свою «прописку» , но посе лялись люди здесь на какой то относительно короткий срок в году, на время ритуальных действ и необходимых общественных сборов.

Постоянно на Аркаиме проживало не так уж много человек. Это могли быть жрецы и воины, совмещавшие в себе функции метал лургов. Хотя по предварительным подсчетам, Аркаим мог одно временно вмещать от 1,5 до 2,5 тыс. человек.

Впределах обводных стен, вероятно, не совершалось ни одно го полного цикла какого либо ремесленного производства. Так, судя по металлургическим шлакам и разного рода отходам, мож но предположить, что на Аркаиме производилась, в основном, только отливка предметов из уже готового сырья и велась холод ная обработка изделий из бронзы. Аркаим, безусловно, не город. Однако это то место, та среда, где зарождались элементы город ской культуры.

294

Глаголы русских мудрецов

КЕРАМИКА

Керамика поселения Аркаим, несмотря на все разнообразие форм и орнаментации, безусловно, представляет единый ком плекс, имеющий свою узнаваемость, свою «знаковость». Однако если оказаться в плену традиционных поисков аналогий выделен ным группам и типам, вплоть до отдельных сосудов, то окажется, что таких аналогий множество и они не сконцентрированы на од ной территории, а охватывают значительные пространства степей и лесостепей Евразии (Гутков А.И., 1995). Наиболее близкие па раллели всему аркаимскому комплексу дают поселенческие ма териалы баланбашской (абашевской) культуры Приуралья (Сальников К.В., 1954, с. 52–81; Пряхин А.Д., 1976, с. 88–115; Гор бунов B.C., 1986, с. 22–35, табл. II–IV, VI, VIII).

Отдельные типы аркаимской посуды находят аналогии в много валиковой керамике Украины, в катакомбных и полтавкинских древностях, абашевских и раннесрубных материалах на всей тер ритории распространения этих культур. К востоку от «Страны го родов» аналогии ограничиваются петровскими и раннеалакульскими материалами.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Могильники обычно расположены недалеко от поселений. от нескольких десятков метров до одного километра. В основе пла нировки могильников лежит круг с четко выраженным квадратом в центре погребальной площадки. Квадрат подчеркнут контурами крупных могильных ям, деревянными настилами перекрытиями, иногда грунтовыми выкладками.

Центральный квадрат вписан в два три кольца ям с погребе ниями детей, подростков, иногда взрослых мужчин и женщин. В пределах этих же погребальных колец расположены захоронения жертвенных животных и ритуальной керамики. :

Могильники, окружающие городище, отражают высокий уро вень социальной дифференциации. Здесь, наряду с могилами ря довых общинников, можно выделить погребения жрецов и воинов, захороненных с колесницами и лошадьми, богатыми на борами вооружения и символами власти; Не исключено, что выде ляемые группы погребений отражают предтечу кастовой организации общества.