ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 0
ГСЧС включает в себя все задачи по обеспечению природной и технической безопасности страны, в т. ч. функции ГО.
Организационно в состав ГСЧС входит комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям, территориальные и отраслевые подсистемы, звенья, принадлежащие перечисленным структурам, и имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.
Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС.
Республиканский уровень включает: Совет Министров, республиканские органы государственного управления; учреждения, подчиненные Правительству РБ.
Территориальный уровень включает все области и г. Минск, их исполнительные и распорядительные органы.
Местный уровень – это территория района, города, районов в городе, их распорядительные и исполнительные органы.
Объектовый уровень – это объекты, отнесенные к категориям по ГО; объекты, размещенные в зоне опасного химического, радиационного заражения катастрофического затопления, объекты с численностью работающих не более 300 человек, территория организации, конкретного объекта.
Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими органами ГСЧС являются:
на республиканском уровне – Комиссия по ЧС при Совете Министров РБ и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
207
на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска, – комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссия по ЧС при исполнительных органах районов (городов);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – комиссия по ЧС организации (объекта).
Комиссии по ЧС на республиканском, территориальном и местном уровнях возглавляют заместители соответствующих руководителей, на объектовом уровне – руководитель объекта.
Органами повседневного управления по ЧС являются:
на республиканском уровне – Министерство по чрезвычайным ситуациям, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных правительству РБ;
на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;
на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;
на объектовом уровне – структурные подразделения, организации (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ЧС.
Руководство всей системой ГСЧС повседневно осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя исполнительного и распорядительного органа, организации (объекта) в пределах конкретной территории области (г. Минска), района (города), организации (объекта) устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности – при нормальной производ-
ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий:
режим повышенной готовности – при ухудшении производ-
ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; чрезвычайный режим – при возникновении и во время ликвида-
ции ЧС.
208
Для каждого режима устанавливается перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях ГСЧС.
В режиме повседневной деятельности:
наблюдение за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях;
планирование и выполнение государственных программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защите населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС и повышению устойчивости работы промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
совершенствование подготовки руководящего состава органов управления по ЧС, сил и средств системы ГСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление всех видов страхования.
В режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее нормализации;
уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств системы ГСЧС, уточнение планов их действий и перемещение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
организация защиты населения;
209
перемещение оперативных групп в район ЧС;
организация ликвидации ЧС;
определение границ зоны ЧС;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
13.2.Силы и средства ГСЧС
Всостав сил и средств ГСЧС входят:
силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС;
силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС состоят:
из органов и подразделений МЧС (1-й эшелон – готовность 30 с);
территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения (в постоянной готовности);
штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;
учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
специализированных подразделений, создаваемых на базе организаций строительного комплекса.
Аварийно-спасательные формирования должны иметь материаль- но-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее чем трех суток.
В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти (областей, г. Минска, районов), на территории которых сложились ЧС.
210
Непосредственное руководство ликвидацией последствий осуществляется соответствующей комиссией по ЧС.
Основу аварийно-спасательных сил ГСЧС образуют:
пожарные аварийно-спасательные отряды (ПАСО) областных управлений МЧС-6;
пожарные аварийно-спасательные части (ПАСЧ) МЧС-313;
пожарные аварийно-спасательные посты (ПАСП) МЧС-518;
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения министерств (ведомств), территориальных подсистем.
На базе Республиканского отряда специального назначения (РОСН) МЧС в целях оперативного реагирования на ЧС за пределами Беларуси сформирован отряд корпуса сил СНГ.
На случай возникновения ЧС, связанных с терактами, создан мобильный отряд МЧС. Оба эти подразделения могут работать в автономном режиме и выдвигаются к месту ЧС за 4–6 ч.
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окру-
жающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Департамента по гидрометеорологии;
Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС;
институтов НАН Беларуси;
Министерства здравоохранения;
ГосударственнойлеснойохраныМинистерствалесногохозяйства;
ветеринарной службы и станции защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрода);
профильных научно-исследовательских организаций;
подразделений, организаций (учреждений) сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:
1) сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
2) представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;
3) прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
211
4)контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
5)проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
6)контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
7)прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
8)прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.
13.3. Место гражданской обороны в системе ГСЧС
Общее руководство ГО в стране возложено на правительство Республики Беларусь, начальником гражданской обороны является Председатель Совета Министров Республики Беларусь.
Непосредственное руководство гражданской обороной Республики Беларусь возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на нее задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГО.
Гражданская оборона тесно связана с ГСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.
На объектах экономики руководство ГО осуществляет руководитель объекта, который является начальником ГО.
При начальнике создается штаб ГО – основной орган управления, через который осуществляется планирование, организация, проведение и контроль выполняемых мероприятий.
Для выполнения специальных мероприятий создают службы гражданской обороны: оповещения и связи, медицинская, аварийноспасательная, убежищ и укрытий, противорадиационной и противохимической защиты, транспортная, материально-технического снабжения, противопожарная и другие.
На хозяйственных объектах ликвидация ЧС осуществляется силами гражданских формирований гражданской обороны (ГФГО).
212
Вкачестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно из числа работников объекта.
Вгражданские формирования гражданской обороны не включаются инвалиды, беременные женщины и женщины, имеющие детей до 8-летнего возраста.
Существует два вида формирований:
1)формирования общего назначения;
2)формирования служб гражданской обороны.
Формирования общего назначения предназначены для самостоя-
тельного выполнения спасательных и других неотложных работ, а формирования служб – для выполнения специальных задач и усиления формирований общего назначения.
Комплектование формирований осуществляется по производственному принципу: по цехам, участкам производства, рабочим сменам и бригадам с учетом следующих общих положений:
сохранения существующей структуры организации;
сохранения специализации персонала с учетом производственной деятельности, квалификации и опыта работы;
назначения минимального состава звеньев, групп и других структурных подразделений формирования;
обеспечения условий быстрого оповещения и сбора личного состава и техники формирования.
Формирования обеспечиваются аварийно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением и другим имуществом службами хозяйственного объекта.
Основными организационными единицами гражданских формирований ГО являются отряды, команды и группы.
Структура и численность их может меняться в зависимости от технической оснащенности организаций, предполагаемых условий и объемов работ.
Организационная структура ГФГО объектов экономики различна, но, как правило, включает: командный состав, спасательные, аварий- но-технические, пожарные и медицинские группы, звенья управления, связи и разведки (рис. 26, 27, 28).
В сводной команде (рис. 26) – 108 чел. Техника: бульдозер – 1, автокран – 1, компрессорная станция – 1, электростанция силовая – 1, электростанция осветительная – 1, грузовых автомобилей – 6, сварочный аппарат – 1.
213
Рис. 26. Организация сводной команды ГО объекта экономики
Рис. 27. Организация сводной команды противорадиационной и противохимической защиты объекта химической промышленности
Возможности команды по ведению АСиДНР за 10 ч:
извлечение пострадавших из-под завалов и поврежденных убежищ – до 500 чел.;
откопка и вскрытие заваленных убежищ – 3–4 шт.;
устройство проездов по завалу шириной 3–3,5 м – до 1 км;
возведение убежищ из лесоматериалов на 50–100 чел. – 3–4 шт.;
отключение 5–10 участков разрушенных сетей;
устройство до 100 м обводных линий на водопроводных, канализационных и газовых сетях.
214
Рис. 28. Организация лесопожарной команды лесхоза
В составе команды противорадиационной и противохимической защиты объекта химической промышленности (ПРиПХЗ), рис. 27: личного состава – 110 чел., поливомоечных машин – 4, бульдозер – 1, экскаватор – 1, санитарный автомобиль – 1, автокран – 1, сварочных аппаратов – 5.
Возможности команды по ведению АСиДНР:
извлечение пострадавших людей из-под завалов и убежищ –
200чел.;
дезактивация проездов с твердым покрытием шириной 6 м мойкой (расход воды 3 л/м2) – 24 км;
дегазация (дезинфекция) поливной суспензией ДТС-ТК (расход
2л/м2) – 40 км;
дезактивация транспорта струей воды – 200 ед.;
локализация и ликвидация очагов с СДЯВ (ремонт коммуникаций, дегазация очагов с СДЯВ) – 2 очага;
устройство проездов по завалу шириной 3–3,5 м – до 500 м.
В составе лесопожарной команды (рис. 28): личного состава – 40 чел., бульдозера– 2, грузовыхавтомобилей– 3, прицепы-цистерны– 2, мотопомпы М-600 – 2, ранцевых огнетушителей – 18 шт.
Возможности этой команды за 10 ч работы:
локализация пожара (пуск встречного низового огня от создаваемых опорных полос) – 24–34 км;
тушение низового пожара 20–25 км.
13.4. Опасные производственные объекты. Декларация промышленной безопасности
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по преду-
215
преждению и ликвидации ЧС на промышленных объектах Законом РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» введено обязательное декларирование безопасности производственных объектов РБ, деятельность которых связана с химически, ядерно-, радиационно, взрыво- и пожароопасными производствами и технологиями и представляет повышенную угрозу жизни и здоровью их персонала и населения.
Декларация промышленной безопасности является документом,
в котором отражены характер и масштабы опасности на соответствующем объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям по предупреждению этих ситуаций и ликвидации их последствий.
Декларация безопасности – это официальное заявление о готовности к обеспечению безопасной деятельности производственного объекта РБ.
Отнесение к особо опасным производствам основывается на величине пороговых количеств потенциально опасных веществ, обращающихся на производственном объекте или хранящихся на предприятии (табл. 26).
Таблица 26
Предельные количества опасных веществ |
||
|
|
|
Наименование опасного вещества |
Предельное количество |
|
опасного вещества, т |
||
|
||
|
|
|
Аммиак |
500 |
|
Нитрат аммония |
2 500 |
|
Нитрат аммония в форме удобрения |
10 000 |
|
Акрилонитрил |
200 |
|
Хлор |
25 |
|
Оксид этилена |
50 |
|
Цианистый водород |
20 |
|
Триоксид серы |
75 |
|
Фосген |
0,75 |
|
Метилизоционат |
0,15 |
|
Воспламеняющиеся газы |
200 |
|
Горючие жидкости на складах и базах |
50 000 |
|
Горючие жидкости транспортировка по трубопроводу |
200 |
|
Токсичные вещества |
200 |
|
Высокотоксичные вещества |
20 |
|
Окисляющие вещества |
200 |
|
Взрывчатые вещества |
50 |
|
216 |
|