ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.08.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Человекотворческая функция. Поскольку культура является областью производства ценностей, то отдельный человек оказывается полностью поглощенным этими нормами и образцами, он становится их носителем. В культуре есть механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека. Это происходит через право, мораль, этикет, наконец, через всю систему ценностей, что способствует сохранению целостности этноса, его социальной и культурной жизни.

4. Адаптационная функция. Культура создает условия для приспособления общества к изменениям и взаимодействия с другими цивилизациями.

Существует множество подходов, которые изучают культуру в различных аспектах.

1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей. Ценностью называют все то, что имеет для человека определенную значимость. Выделяют экономические, политические, этические, эстетические, религиозные ценности, которые выступают регуляторами работы культурных систем. В этой связи изучение аксиологических оснований различных видов социальной практики является одной из основных составляющих изучения феномена культуры. Аксиология также исследует процесс возникновения и развития ценностей, а также формы их присутствия в различных областях жизнедеятельности людей. Данный подход имеет место в ходе исследования поведения индивида, процесса усвоения им культурных ценностей и норм.

2. Психоаналитический подход направлен на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества. Особое внимание обращается на роль бессознательного в поведении людей. Основным понятием данной теории является архетип. Данное понятие обозначает некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний, как отдельного человека, так и целого общества. Под влиянием определенных обстоятельств происходит воскрешение соответствующего архетипа. Именно архетипы формируют фантазию и творческое мышление людей. Теория коллективного бессознательного объясняет наличие повторяющихся образов и мотивов в мифах, мировой литературе, искусстве. Культурные архетипы формируются спонтанно в ходе систематизации культурного опыта людей. Различают два вида архетипов: универсальные и этнические. Первые выражают основания человеческого бытия, а вторые закрепляют основания этноса как культурной целостности. В архетипах отражаются особенности мировоззрения и культуры в целом того или иного народа.


3. Социологический подход рассматривает культуру в качестве социального института, который транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности. Общество рассматривается как устойчивая целостность, отличная от природы

4. Семиотический подход. Семиотика – это научная дисциплина, которая занимается изучением знаковых систем начиная от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Любая знаковая система, во-первых, передает некий смысл, во-вторых, обеспечивает понимание передаваемого сообщения. Осуществление этих функций предполагает наличие определенной внутренней организации знаковой системы. В этой связи семиотический подход рассматривает культуру как динамичную совокупность знаковых систем. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, который организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение.

5. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества. Культура выступает как «технология» человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами.

6.Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура в данном случае есть проявление человеческой сущности, она охватывает все стороны жизни человека и представляет собой процесс воспроизводства человека во всем многообразии его свойств и потребностей.

Следует отметить, что все обозначенные выше подходы взаимодополняют друг друга, способствуют более глубокому и целостному представлению о культуре, так как каждый из них уделяет внимание на одну из существенных ее сторон.

Как известно, общественные отношения разделяются на материальные и духовные. И если материальные отношения существуют независимо от сознания людей, то духовные формируются в результате сознательной деятельности. Тем не менее, между ними существует тесная связь. Это проявляется в том, материальные отношения способствуют формированию общественной потребности в создании духовных ценностей. Таким образом, основой духовной жизни общества выступает духовная деятельность, в результате которой создаются научные и художественные произведения, идеологические концепции, религиозные воззрения и т.д. Духовная деятельность всегда направлена на совершенствование всех сфер общественной жизни. При этом, чтобы стать достоянием общества, сформировавшиеся знания должны обязательно опредмечиваться. Следует отметить, что продуктом духовной деятельности являются не предметы как таковые, а тот смысл, который воплощен в социальных объектах и процессах. Духовная деятельность осуществляется специальными институтами, т.е. научными, идеологическими учреждениями, коллективами театров и т.д. После создания духовных ценностей следует их распространение. Например, научные знания распространяются путем чтения лекций, издания книг; художественные произведения тиражируются и т. д. Эффективность воздействия духовных ценностей на сознание людей зависит напрямую от потребности воспринимать и искать эти ценности. Эти потребности формируются в результате повседневной жизнедеятельности и целенаправленного образования и воспитания.


Именно духовная культура (искусство, мораль, научные знания, религия, традиции и обычаи и др.) формируют мировоззренческие ориентиры, как отдельного человека, так и целого общества. Мораль выступает одним из способов регламентации отношений между людьми. Эта регламентация осуществляется через совокупность нравственных норм, принципов и правил поведения. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное соотношение личного и общественного блага. Особенность морали – это статус «неписанного закона», отсутствие ее юридической закрепленности, что позволяет предотвратить нравственный произвол в различных проявлениях. Если нормы правосознания проводятся в жизнь государственными учреждениями, то нравственные нормы складываются в практике поведения людей, в процессе их общения. Они фактически являются отражением жизненного и исторического опыта. Универсальными нравственными ценностями являются понятия добра и зла, смысла жизни, счастья, справедливости, совести, чести и достоинства. Они пронизывают всю историю человечества, характерны для всех народов и культур, хотя их содержание всячески модифицируется в различные исторические эпохи.

В структуру морали входят моральные принципы, нормы и идеалы. Моральные принципы – фундаментальные представления о должном поведении человека. Основными из них являются принципы коллективизма, индивидуализма, гуманизма, альтруизма и толерантности. Моральные нормы представляют собой конкретные правила поведения человека по отношению к обществу, другим людям, окружающей среде. Нравственный идеал – образец нравственного поведения, который считается в данном обществе наиболее правильным и целесообразным. Нравственный идеал, как правило, имеет конкретно исторический и социальный характер.

Древнейшей формой освоения человеком действительности является искусство. Именно в этой сфере индивид развивается как субъект и объект культуры, выявляются его умения, мастерство, эстетическое сознание. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение действительности. Его продуктом являются эстетические ценности. Оно выступает как выражение внутренней сущности человека, так как личность свое субъективное содержание превращает в общезначимое объективное бытие. При этом искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее универсальность. Искусство создает общезначимые образы, выражающие смысл исторического развития. Предметом искусства выступает сам человек во всех своих взаимоотношениях с миром. Для искусства характерны установка на образность; особый способ обобщения и типизации; использование художественного вымысла.


Искусство выполняет ряд функций, важнейшими из них являются:

  1. Познавательная. Искусство выступает своеобразным способом познания мира.

  2. Коммуникативная. Искусство обеспечивает связь между человеком и обществом, человеком и предшествующим поколением, человеком и другой культурой.

  3. Гедонистическая. Искусство способствует достижению эстетического удовлетворения.

Классическое искусство ориентировалось на нормативность (соответствие образцу, канону), адекватное изображение действительности. Неклассическое искусство (XX – XXI веков) основывается на плюрализме эстетических взглядов, равноправном сосуществовании культурных миров.

Органической частью культуры выступает и религия как форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественное. Эта вера является ядром целой совокупности культов и обрядов, в которых воплощаются важнейшие социальные ценности. Посредством определенных обрядовых действий верующие надеяться получить помощь от Бога. Столетиями существовало представление о том, что без веры человек не может быть нравственным. В христианстве нравственным идеалом выступает образ Христа, в буддизме – образ Будды и т. д. Религия является сложной социокультурной системой, имеющей свою внутреннюю структуру, состоящей из религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных организаций. Религиозное сознание представляет собой совокупность идей и образов, порожденных верой в сверхъестественное, а именно: понимание самого в сверхъестественного, ответы на вопросы о возникновении мира и человека и др. Религиозная деятельность – строго регламентированные поступки, продиктованных верой в сверхъестественное. Религиозная деятельность может быть культовой и внекультовой. Первая выступает в форме обрядов, таинств, праздников. Вторая включает в себя духовную (производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения) и практическую (работа миссионеров, пропаганда вероучения, преподавание в духовно-учебных заведениях) стороны. Религиозные организации – оформленные объединения верующих с профессиональными служителями культа во главе (общины, церкви, секты, деноминации). Социальная роль религии сводится к тому, что она выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегративную, коммуникативную и регулятивную функции. Религия теснейшим образом связана с моралью, искусством, философией. Религия постигает окружающий мир через духовную связь человека и абсолюта, формирует представление о единстве всего человечества. Однако эта форма общественного сознания главным образом связана с репродуктивным элементом духовной культуры, поскольку объявляет вечность и неизменность своих догматов, выступает за сохранение традиций.


Одной из форм духовной жизни общества является наука, которая представляет собой сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, о социальной и духовной реальности. Результаты научной деятельности можно рассматривать как форму общественного сознания. Начиная с эпохи античности задача науки заключалась в том, чтобы объяснять мир. В Новое время с появлением машинного производства предназначение науки усматривалось в преобразовании объективной действительности. В условиях научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Сегодня наука призвана ориентироваться не на одну технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта и творческих способностей. Если в предыдущие эпохи наука функционировала как отдельная часть социального целого, то теперь она пронизывает своим влиянием все сферы общественной жизни.

28.

Понятие техники и технологии, их роль в развитии общества

Истоки становления понятия «техника» уходят далеко в прошлое. Древнегреческое слово techne встречается у античных мыслителей - Платона и Аристотеля. Это понятие включало два следующие основные значения: мастерство и ремесло, умение что-то делать, пользоваться сделанным, искусство изготовления и искусство применения.

В античности к области техники относили земледелие и охоту, мореплавание и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Философы древности пытались уточнить место техники в структуре человеческой деятельности и дать оценку ее роли в познании. Аристотель обращал внимание на специфику и отличие техникознания от других видов знания, таких как, опытное и теоретическое. Он отмечал, что техника это то, что ранее не существовало в природе и не могло существовать само по себе.

Древние греки отмечали противоречивую природу самой техники, проявляющуюся в неоднозначном влиянии на её создателя – человека. Так, великий трагик Софокл в своей «Антигоне» намекал на разрушительное (демоническое) начало техники, которая скрывает в себе потенциальное зло и опасность. Античный историк Геродот, напротив, восхищался разнообразными техническими достижениями древних цивилизаций и придавал технике исключительно позитивный характер. Логическим результатом развития технического знания в эпоху античности стало появление в Древнем Риме к середине III века до нашей эры первых специализированных заведений, в которых осуществлялось обучение людей технической работе. Формировались и оттачивались основные принципы технического знания, такие как оптимальность, надежность, целостность совместимость т. д. На базе математических расчетов и формул производились чертежи и графики, совершенствовался язык и основные понятия технического знания.