ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.08.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
а) продукт соглашения; б) убеждения, способствующие успеху практики;
в) свойство высказывания, которому соответствуют факты; г) открывающаяся сущность вещи.
3.Выделите положения, где выражено обывательское понимание идеализма:
а) идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;
б) идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе» жизни и т.д.;
в) идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное;
г) идеализм – это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.
4.Найдите самый существенный признак метафизического метода в философии:
а) отрицание всякого движения и развития; б) отрицание внутреннего источника развития; в) отрицание бесконечности развития.
5.Определите формы чувственной ступени познания:
а) понятие; б) восприятие;
в) умозаключение; г) представление;
6. Какой тип философского мировоззрения характерен для эпохи Возрождения?
а) наукоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм.
7. Высказывание о культуре, с которым нельзя согласиться:
а) «Бескультурных народов не бывает»; |
|
|
|||
б) «Культура наследуется биологически»; |
|
|
|||
в) |
«Выражение |
«малокультурные |
народы» |
бескультурно»; |
|
г)«Культура |
такой |
же |
древний |
феномен, |
|
как и человечество». |
|
|
|
8. Из данных понятий постройте ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: понятие, познание, психика, мышление, сознание.
Тест № 5
1. Происходили ли раньше в истории человечества научнотехнические революции? (Да, нет)
55
2.Выберите основной элемент в системе производственных отношений:
а) отношения по поводу собственности на средства производства; б) отношения распределения предметов и услуг; в) отношения обмена деятельностью, товарами и услугами; г) отношения потребления.
3.Можно ли утверждать, что противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением выступают в качестве движущих сил развития экономической жизни общества? (Да, нет.)
4.Экономическая жизнь общества есть сложное взаимодействие различных объективных и субъективных сторон. Выберите из перечисленных главные:
а) объективные потребности и интересы людей; б) производительные силы и производственные отношения (способ
производства); в) экономические законы;
г) экономическое сознание людей – воля, цели, ценностные ориентации, интеллект и т.д.;
д) теоретическое экономическое сознание; е) инстинкт конкуренции;
ж) мастерство, стяжательство, «хозяйственный дух»; з) осознание людьми их экономических интересов.
5.Известно, что существование и развитие общества невозможно без таких факторов, как географическая среда, народонаселение, способ производства материальных благ. Какой из факторов, по вашему мнению, является определяющим?
6.Можно ли утверждать, что воздействие НТР на общество и человека приводит:
а) к негативным последствиям; б) позитивным последствиям; в) имеются и те, и другие.
7.Высказывание Л. Фейербаха, что «во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», свидетельствует о признании им влияния ____________
среды на сознание людей.
а) природной |
в) технической |
б) социальной |
г) космической |
Тест № 6
1. Способ периодизации исторического процесса в социальной теории К. Маркса:
а) схема «священное – профанное»;
56
б) схема «первобытнообщинность» - «рабовладение» - «феодализм» - «капитализм» - «коммунизм»;
в) схема «аграрная – индустриальная – информационная»;
2.Какое из определений общественного сознания наиболее содержательно? Общественное сознание – это:
а) отражение и творение общественного бытия; б) общественная психология и идеология; в) совокупность всех его форм.
3.Содержанием какой формы общественного сознания является отношение людей к государству и государственным делам?
а) нравственного сознания; б) эстетического сознания; в) правового сознания; г) научного сознания;
д) политического сознания; е) религиозного сознания; ж) философского сознания.
4.О какой форме общественного сознания можно сказать, что в ней отражается воля господствующего класса, возведенная в закон?
а) о религиозном сознании; б) научном сознании; в) правовом сознании;
г) эстетическом сознании; д) политическом сознании; е) философском сознании.
5.Кто из современных философов связывает начало всемирноисторического процесса с понятием «осевое время»?
а) М. Хайдеггер; б) К. Ясперс; в) О. Шпенглер.
6.Выберите правильный вариант ответа. Материя с позиции современного материализма есть:
а) ткань, из которой шьют одежду; б) вещество в трёх состояниях; в) кирпичик мироздания;
г) философская категория для обозначения объективной реальности.
7.Выберите правильный вариант ответа. В науке различают два уровня исследования:
а) эмпирический и теоретический; б) интуитивный и рациональный; в) чувственный и логический;
г) гуманитарный и естественнонаучный.
57
8. Как называется Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности?
а) Лондонский клуб; б) Парижский клуб;
в) Бильдербергский клуб; г) Римский клуб.
9. Выделение в сознании общества психологических и идеологических уровней проводится:
а) по критерию «обыденное – теоретическое»; б) по степени и характеру выраженности социальных позиций
людей; в) по критерию «истина – ложь»;
г) по критерию «индивидуальное – коллективное».
Тест № 7
1.Из перечисленных ниже проблем выделите проблемы, наиболее актуальные для второй половины ХХ века:
а) философское; б) гуманистические; в) экологические;
г) выживание человечества; д) конец света.
2.Согласно Дарвину, существуют следующие виды борьбы за выживание:
а) внутривидовой, межвидовой и между группами видов; б) внутривидовой, межвидовой, с неживой природой; в) межвидовой и с неживой природой.
3.Определите, какой из указанных подходов к исследованию исторического процесса определяется как марксистский:
а) цивилизационный (культурно-исторический); б) социально-экономический (формационный); в) стадиальный (технико-технологический); г) религиозный (теологический).
4.Определите соотношение понятий «общественное бытие» и «базис» общества. Выберите правильный вариант:
а) они тождественны; б) «общественное бытие» шире по содержанию, чем «базис
общества».
5.Определите соотношение понятий «общественное сознание» и «надстройка» общества:
а) они тождественны;
58
б) «общественное сознание» шире по содержанию, чем «надстройка» общества;
в) «общественное сознание» уже по содержанию, чем «надстройка» общества.
6. Укажите верное положение:
а) человек и его поведение определяются биологическими законами;
б) человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;
в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты; г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение
оказывают влияние биологические факторы; д) поведение человека полностью предопределено его генотипом.
7.Какое из суждений наиболее адекватно выражает соотношение природы и общества?
а) общество – часть природы; б) природа – часть общества;
в) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир; г) общество, создав культуру (вторую природу), утратило связь с
природой.
8.Для какой философской позиции характерно понимание общества как части природы?
а) психологизм; б) натурализм.
9.Представителем какого подхода к изучению социальных явлений является Ш. Монтескье?
а) биологический детерминизм; б) географический детерминизм; в) психологический детерминизм.
59