Файл: Философия рабочая программа курса вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.08.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) продукт соглашения; б) убеждения, способствующие успеху практики;

в) свойство высказывания, которому соответствуют факты; г) открывающаяся сущность вещи.

3.Выделите положения, где выражено обывательское понимание идеализма:

а) идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

б) идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе» жизни и т.д.;

в) идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное;

г) идеализм – это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.

4.Найдите самый существенный признак метафизического метода в философии:

а) отрицание всякого движения и развития; б) отрицание внутреннего источника развития; в) отрицание бесконечности развития.

5.Определите формы чувственной ступени познания:

а) понятие; б) восприятие;

в) умозаключение; г) представление;

6. Какой тип философского мировоззрения характерен для эпохи Возрождения?

а) наукоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм.

7. Высказывание о культуре, с которым нельзя согласиться:

а) «Бескультурных народов не бывает»;

 

 

б) «Культура наследуется биологически»;

 

 

в)

«Выражение

«малокультурные

народы»

бескультурно»;

г)«Культура

такой

же

древний

феномен,

как и человечество».

 

 

 

8. Из данных понятий постройте ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: понятие, познание, психика, мышление, сознание.

Тест № 5

1. Происходили ли раньше в истории человечества научнотехнические революции? (Да, нет)

55


2.Выберите основной элемент в системе производственных отношений:

а) отношения по поводу собственности на средства производства; б) отношения распределения предметов и услуг; в) отношения обмена деятельностью, товарами и услугами; г) отношения потребления.

3.Можно ли утверждать, что противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением выступают в качестве движущих сил развития экономической жизни общества? (Да, нет.)

4.Экономическая жизнь общества есть сложное взаимодействие различных объективных и субъективных сторон. Выберите из перечисленных главные:

а) объективные потребности и интересы людей; б) производительные силы и производственные отношения (способ

производства); в) экономические законы;

г) экономическое сознание людей – воля, цели, ценностные ориентации, интеллект и т.д.;

д) теоретическое экономическое сознание; е) инстинкт конкуренции;

ж) мастерство, стяжательство, «хозяйственный дух»; з) осознание людьми их экономических интересов.

5.Известно, что существование и развитие общества невозможно без таких факторов, как географическая среда, народонаселение, способ производства материальных благ. Какой из факторов, по вашему мнению, является определяющим?

6.Можно ли утверждать, что воздействие НТР на общество и человека приводит:

а) к негативным последствиям; б) позитивным последствиям; в) имеются и те, и другие.

7.Высказывание Л. Фейербаха, что «во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», свидетельствует о признании им влияния ____________

среды на сознание людей.

а) природной

в) технической

б) социальной

г) космической

Тест № 6

1. Способ периодизации исторического процесса в социальной теории К. Маркса:

а) схема «священное – профанное»;

56

б) схема «первобытнообщинность» - «рабовладение» - «феодализм» - «капитализм» - «коммунизм»;

в) схема «аграрная – индустриальная – информационная»;

2.Какое из определений общественного сознания наиболее содержательно? Общественное сознание – это:

а) отражение и творение общественного бытия; б) общественная психология и идеология; в) совокупность всех его форм.

3.Содержанием какой формы общественного сознания является отношение людей к государству и государственным делам?

а) нравственного сознания; б) эстетического сознания; в) правового сознания; г) научного сознания;

д) политического сознания; е) религиозного сознания; ж) философского сознания.

4.О какой форме общественного сознания можно сказать, что в ней отражается воля господствующего класса, возведенная в закон?

а) о религиозном сознании; б) научном сознании; в) правовом сознании;

г) эстетическом сознании; д) политическом сознании; е) философском сознании.

5.Кто из современных философов связывает начало всемирноисторического процесса с понятием «осевое время»?

а) М. Хайдеггер; б) К. Ясперс; в) О. Шпенглер.

6.Выберите правильный вариант ответа. Материя с позиции современного материализма есть:

а) ткань, из которой шьют одежду; б) вещество в трёх состояниях; в) кирпичик мироздания;

г) философская категория для обозначения объективной реальности.

7.Выберите правильный вариант ответа. В науке различают два уровня исследования:

а) эмпирический и теоретический; б) интуитивный и рациональный; в) чувственный и логический;

г) гуманитарный и естественнонаучный.

57


8. Как называется Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности?

а) Лондонский клуб; б) Парижский клуб;

в) Бильдербергский клуб; г) Римский клуб.

9. Выделение в сознании общества психологических и идеологических уровней проводится:

а) по критерию «обыденное – теоретическое»; б) по степени и характеру выраженности социальных позиций

людей; в) по критерию «истина – ложь»;

г) по критерию «индивидуальное – коллективное».

Тест № 7

1.Из перечисленных ниже проблем выделите проблемы, наиболее актуальные для второй половины ХХ века:

а) философское; б) гуманистические; в) экологические;

г) выживание человечества; д) конец света.

2.Согласно Дарвину, существуют следующие виды борьбы за выживание:

а) внутривидовой, межвидовой и между группами видов; б) внутривидовой, межвидовой, с неживой природой; в) межвидовой и с неживой природой.

3.Определите, какой из указанных подходов к исследованию исторического процесса определяется как марксистский:

а) цивилизационный (культурно-исторический); б) социально-экономический (формационный); в) стадиальный (технико-технологический); г) религиозный (теологический).

4.Определите соотношение понятий «общественное бытие» и «базис» общества. Выберите правильный вариант:

а) они тождественны; б) «общественное бытие» шире по содержанию, чем «базис

общества».

5.Определите соотношение понятий «общественное сознание» и «надстройка» общества:

а) они тождественны;

58

б) «общественное сознание» шире по содержанию, чем «надстройка» общества;

в) «общественное сознание» уже по содержанию, чем «надстройка» общества.

6. Укажите верное положение:

а) человек и его поведение определяются биологическими законами;

б) человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты; г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение

оказывают влияние биологические факторы; д) поведение человека полностью предопределено его генотипом.

7.Какое из суждений наиболее адекватно выражает соотношение природы и общества?

а) общество – часть природы; б) природа – часть общества;

в) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир; г) общество, создав культуру (вторую природу), утратило связь с

природой.

8.Для какой философской позиции характерно понимание общества как части природы?

а) психологизм; б) натурализм.

9.Представителем какого подхода к изучению социальных явлений является Ш. Монтескье?

а) биологический детерминизм; б) географический детерминизм; в) психологический детерминизм.

59