Файл: Философия рабочая программа курса вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.08.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в) А. Тойнби.

4.Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания?

а) гедонистический; б) аксиологический; в) коммуникативный; г) диалогический.

5.Каким термином обозначается методологическая установка, придающая решающее значение в развитии общественноэкономических структур изменению технической и технологической сторон производства?

а) технофобия; б) технократизм; в) индустриализм; г) активизм;

д) технологический детерминизм.

6.Определите, какие из различий, выделенных Н. Бердяевым в работе «Философия творчества, культуры и искусства», относятся к культуре, а какие – к цивилизации?

а) религиозна; б) безрелигиозна;

в) воля к могуществу; г) связана с культом предков; д) национальна; е) интернациональна; ж) механична; и) аристократична;

к) хочет обосноваться на количестве; л) демократична; м) проникнута стремлением к равенству;

н) основана на неравенствах, на качествах.

7.Согласно теории А. Тойнби, механизмом развития цивилизаций является:

а) прогресс человеческого сознания; б) борьба социальных классов; в) действие механизма «вызов-ответ».

Вариант № 2

Тест № 1

1. Перечислите исторические типы философии.

2.Какому философу принадлежит каждое из данных высказываний (Аристотелю, Платону или Гераклиту)?

43

а) «Эйдосы доступны лишь наиболее возвышенной части души»; б) «Я называю формой суть бытия всякой вещи»; в) «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов,

никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий».

3.Определите, какие из перечисленных свойств и идей относятся к древнегреческой философии, а какие – к средневековой:

а) космологизм; б) теологизм; в) натурализм;

г) творение «из ничего»; д) «человек как личность»;

е) «бог-демиург»; «бог-перводвигатель»; ж) «человек как микрокосмос»; з) монотеизм;

и) «философия – служанка богословия»; к) «материя как оно из начал мира»; л) политеизм;

м) «Бог – личность», «Бог – святая Троица»; н) «философия – путь разума к истине»;

о) «Истина приходит к человеку через веру и Откровение».

4.Выберите правильный вариант ответа. Концептуализм –

это…

а) признание существования универсалий до вещей, в Божественном интеллекте;

б) признание существования универсалий только в имени, которым мы называем тот или иной предмет;

в) признание существования универсалий в человеческом уме, которым соответствует нечто в самих вещах.

5.Как решал вопрос о соответствии веры и разума в средневековой философии Фома Аквинский (определите правильный ответ):

а) вера и разум гармонично соответствуют друг другу; б) вера и только вера «вразумляет» разум.

Тест № 2

1.Какой метод лежит в основе марксизма?

а) диалектический; б) структурно-функциональный анализ; в) метафизический.

2.Кто является автором данного тезиса: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Но дело заключается в том,

чтобы изменить его»? (Гегель, Кант, Фейербах, Маркс, Фихте, Ленин).

44


3.Кто из представителей немецкой классической философии оказал наибольшее влияние на формирование материалистической позиции Маркса? (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах).

4.Отличается ли гегелевская концепция диалектики от материалистической? (Да, нет).

5.Назовите автора работы «Материализм и эмпириокритицизм». (Гегель, Маркс, Ленин, Плеханов, Фейербах).

6.Кто из русских философов отстаивал позиции марксизма?

а) Вл. Соловьев; б) Г.В. Плеханов; в) М.В.Ломоносов.

7.Кто является автором следующего высказывания: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»? (Гегель, Маркс, Кант,

Энгельс, Ленин).

8.Кому принадлежит высказывание: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»? (Плеханов, Энгельс, Маркс,

Ленин).

9.Что является основным в материалистическом понимании общества:

а) учение о роли народных масс; б) учение об общественно-экономических формациях;

в) признание закономерного характера развития общества; г) признание решающей роли материального производства.

10.Законы общества, как и законы природы, носят объективный характер. Есть ли между ними различия? (Да, нет).

11. Основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории; б) идея активности субъекта в познании; в) разработка диалектики как теории развития;

г) преодоление созерцательности предшествующего материализма; д) достижение единства материализма и диалектики; е) формулировка «категорического императива».

Тест № 3

1. Какое определение бытия наиболее характерно для античной философии?

а) бытие есть все существующее, весь бесконечный, многообразный мир; бытие есть космос;

б) бытие есть реальный процесс жизни людей, совокупность всех общественных отношений, центральным моментом которых является бережное отношение людей друг к другу;

45



в) бытие единично и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.

2.Какое определение бытия наиболее характерно для средневековой философии?

а) бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль;

б) бытие – это путь человека от Града Земного к Граду Божьему; в) бытие есть Бог, единственная подлинная реальность, абстрактное

бытие; г) бытие есть внутренний, субъективный мир человека, уникальная

полнота его индивидуальных переживаний, чувств, эмоций, мыслей.

3.Что наиболее характерно в определении движения для материалистической философии ХVII -ХVIII вв.?

а) движение есть атрибут бытия; б) движение есть способ существования материи;

в) движение есть всякое изменение или изменение вообще; г) движение есть механическое движение, есть перемещение тел в

пространстве; д) движение есть способ существования идеи.

4.Кто из философов впервые сформулировал проблему соотношения движения и покоя и попытался доказать, что движение есть видимость, кажимость, по существу движения нет? (Фалес,

Гераклит, Зенон, Кант, Гегель).

Тест № 4

1. Какой из законов диалектики выражает суть, ядро диалектики?

а) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; б) закон отрицания отрицания;

в) закон единства и борьбы противоположностей.

2.Выберите правильный вариант ответа. С точки зрения материалистической философии категории – это:

а) априорные формы рассудка; б) разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных

общностью каких-либо признаков; в) отражение наиболее общих и существенных свойств, сторон,

отношения явлений действительности и познания.

3.Элементы какого закона диалектики проявляются в следующих высказываниях Марка Твена:

«Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что».

46


4. Выберите правильный вариант ответа:

а) общее существует самостоятельно, независимо от единичного; б) общее реально не существует, в действительности существуют

только единичные вещи; в) общее реально существует, но оно существует через единичное,

проявляется в нем как повторяющееся во многих единичных вещах; г) общее существует только как имя, которое присваивается вещи

познающим субъектом.

5. Выберите правильный вариант ответа. Закон отрицания отрицания:

а) позволяет понять противоречивый характер прогресса в природе и обществе;

б) показывает, что развитие идет по прямой линии; в) раскрывает направление развития природы, общества, мышления.

Тест № 5

1.Выстройте ряд факторов, обусловливающих политическую жизнь общества по степени первичности, важности:

а) духовная культура; б) моральные законы общества;

в) государственное устройство; г) обычаи и традиции;

д) уровень развития материального производства; е) характер разделения труда, отношения собственности; ж) политическая власть; з) политическая идеология.

2.Выделите решающий фактор, определяющий возникновение государства:

а) необходимость реализации общественных функций; б) возникновение классов и классовых противоречий; в) насилие.

3.Выделите основной и исторический первый элемент политической системы общества:

а) политические партии; б) профессиональные союзы; в) государство.

4.Какие из перечисленных определений характеризуют сущность государства?

а) государство – это организация, созданная для того, чтобы люди жили спокойно и счастливо;

б) сущность государства в его насилии; в) государство – это организация, обеспечивающая своим

гражданам мир и всеобщую защиту;

47

г) государство – это орудие, машина для эксплуатации одного класса другим;

д) государство – это доклассовая организация общества, решающая крупномасштабные экономические проблемы (ирригация, строительство стратегических дорог и т.д.);

е) государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций?

5.Что из перечисленных элементов входит в структуру обыденного политического сознания, а что – в структуру теоретического?

а) чувства людей, оправдывающие конкретные действия лидеров политических партий, движений, либо отвергающие их;

б) система научных по форме взглядов; в) безразличие к политической жизни; г) политические документы; д) политические мифы;

е) наличие профессионалов-идеологов.

6.По мнению какого мыслителя «Всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений»?

а) З.Фрейда; б) К.Юнга; в) Э.Фромма.

7.Каким термином обозначают мировоззренческую позицию, которая заключается в абсолютизации роли науки в системе культуры?

а) техницизм; б) сциентизм; в) рационализм.

Тест № 6

1.Кто из перечисленных философов считал, что человек – существо не общественное? (Аристотель, Гоббс, Декарт, Гегель).

2.Какие определения сущности человека относятся к античной философии, а какие – к философии христианского средневековья?

а) человек стремится к нравственному совершенству на основе познания истины;

б) человек – пассивный участник божественного порядка и является существом тварным;

в) человек – существо общественное, государственное, политическое;

г) человека делает человеком душа, а тело – враждебная ей материя;

48