Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
Согласно марксистской теории, определенная причина появления государства, определяющее его классовую сущность, является социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистический противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.
Марксистская доктрина государства и закон содержит следующее основные положения:
1) Государство и право всегда являются классовыми явлениями, и
потому что есть только в классовом обществе.
2) Они возникают с делением общества на классы как цель необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда.
Развитие государства и права в конечном итоге определяется производственными отношениями и: государство и закон, имея относительную автономию оказывает противоположное влияние на все сферы жизни общества.
Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства.
Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. С изменением типов классового общества тип меняется государство и закон. С исчезновением классов внутри коммунистов формации государства и права отмирают. Должно следует отметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, из-за того, что до настоящее время, после его появление, классы не исчезли ни в одном обществе, ни в одной стране мира.
Именно материалистическая теория происхождения государства и права имеет под собой строго научные основы. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права.
В материалистической концепции стали формироваться два подхода. Один - марксистский. Второй подход - немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела». При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского.
Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», А.Б. Венгеров специально подчеркивает, «что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века». Считая ошибочным «преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса», А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская «теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам».
2.7. Психологическая теория
В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. По данным английского парламента Лидер Э. Берк: «Государственная жизнь не определяется абстрактными схемами и контракт, но по истории и традициям. Поэтому революция незаконна.
Реформа, основанная на национальной традиции - это правильный путь. Политическая свобода не является абсолютной, но относительная концепция равенство граждан - это фикция». Представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861) и другие его сторонники (основатель исторической школы права Г. Гюго (1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.) утверждали, что право появляется стихийно в результате исторического выражения национального духа. Это не созданный законодателем, который просто фиксирует состояние национального духа. Право исторически возникает, растет и умирает с этим народом, похоже на развитие национальных обычаев. Государство согласно Савиньи это «естественное целое, телесное выражение, духовное сообщество людей, органическое проявление народа, продукт естественно-исторического развития».
Эта теория была распространены в начале 20-го века в Германия, Франция и Россия. Представители этой теории: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд и российский адвокат Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его идеям Право подразделяется на: интуитивно понятный – это присущий человеку, законный идеи, убеждения, опыт. И положительный набор официальных правовых норм. Цицерон, с другой стороны, считал, что государство является достоянием народа.
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал что, нужно создать государство и закон от психологических потребностей человек командовать или подчиниться. Он исходили из существование оригинала отцовская орда, деспотическая глава которого даже на рассвете и история, якобы была убита его мятежный сыновья, движимые спец биопсихологические, половые инстинкты (Эдипов комплекс).
Чтобы подавить дальше агрессивные побуждения человека, Фрейду необходимо было создать государство, право. В отличие от таких взглядов, сторонники социально-психологического тенденция этой школы (Французский философ Э. Дюркгейм (1858–1917) и другие) развивают в традициях Аристотеля точку зрения человек как существо, прежде всего социального характера, не психобиологического.
Высоко оценивая концепцию естественного права, выдающийся дореволюционный Российский государственный ученый Н.М. Коркунов воздвиг государство и право на «психологическое единство людей». «Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешнего мощность. В глазах людей государство и право получить ценность определенного объективный порядок, «независимый от человеческой воли», стоящий выше человеческий произвол».
2.8. Патримониальная теория
Представителем этой теории происхождения государства явился К. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности[21]. Такие правители доминируют на территории в силу своих «оригинальных» прав собственности. В такой ситуации люди представлены как арендаторы земли владельца, а чиновники - как клерки правителей.
В отношении понятия «власть - собственность» представители этой теории отдают предпочтение собственности. Владение этим имуществом впоследствии распространяется на владение территорией, которая лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является основным принципом господства над территорией.
«Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, поскольку он в некоторой степени владеет, использует и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории этой конкретной страны, включая государственный аппарат, который обладает энергетическими свойствами». Более того, в эпоху образования государства его территория во многом определялась пространством, в котором доминировал лидер, военачальник и другой лидер клана или племени. Государственная экономика, финансы и т. Д. Постепенно формируются из частной экономики суверена, князя.
Однако в период своего формирования государственные институты далеко не всегда действительно находились в распоряжении правителя. Более того, в ту эпоху было не столько право на частную собственность, сколько принудительное владение землей. В рамках этой теории, в процессе зарождения государственности, роль частной собственности земля преувеличенный и в то же время влияние военно-политического, национального, религиозные и другие факторы на это недооценивается.
2.9. Ирригационная теория
Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель. Он связывает процесс становления государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом бюрократии, суверенных людей, обеспечивающих эффективное использование этих средств и эксплуатирующих остальных граждан, не являющихся основными[22].
Государство, которое вынуждено проводить строго централизованную политику в таких условиях, действует как единоличный собственник и одновременно эксплуататор. Он управляет, распространяя, бухгалтерский учет, подчинение и т.д.
По мнению Виттфогеля, проблемы с ирригацией неизбежно ведут к формированию «управленческо-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию цивилизации «агро-меньшинства».
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах, где были созданы основные города-государства, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Связь этих процессов с образованием большого класса менеджеров-чиновников, служб защиты каналов от заиления, обеспечения навигации и т. Д. (А.Б. Венгеров) также очевидна.
Кроме того, факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход возникновения государственности можно считать практически бесспорным. В некоторых регионах, наиболее неблагоприятных для сельского хозяйства, такие факторы являются процесс «довел» режим определенного государства до крайних деспотических форм.
Однако в рамках этой теории отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые слишком категорично выделены. Между тем причины орошения были характерны в основном только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и другие факторы, которые также очень заметно влияют на ход становления государственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство как политическая организация, как система власти, пронизывающая все общество, возникло давно. Понимание государства, его сущности и закономерностей развития позволяет нам определить его как сложное и исторически развивающееся социально-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.
Таким образом, государство является результатом и фактором общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Любая политическая деятельность, в конечном итоге, так или иначе, связана с государственной властью.
Самое важное в государстве - это невозможность объединения людей, не территории, а обладание властью. Поэтому не существует непрерывного «правильного» правового механизма формирования и осуществления государственной власти.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти со специальным аппаратом, способным сделать свои указы обязательными для всей страны.
Мы можем сказать, что следующее понятие государство будет более точной формулировкой, государство является политической организацией общества, обеспечивающей его единство и целостность, осуществляя через государственный механизм управления делами общества суверенную государственную власть, придавая закону повсеместное обязательное значение, гарантирующее права, свободы граждан, закон и порядок. Это определение отражает общую концепцию государства, более подходящую для современного государства.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии особенностей, отличающих его как от клановой структуры, так и от негосударственных организаций общества. Другими словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
В настоящее время существует несколько теорий государственного происхождения, которые по-разному объясняют причины, условия и процессы возникновения и развития этого явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на формирование государства объясняется влиянием объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс формирования государства падает на начальные формирования общества, которые еще не были написаны, и люди не полностью зафиксировали это в источниках. Доказательства этого, сохранившиеся до наших дней, фрагментарны и не позволяют нам составить полную и объективную картину причин возникновения государства и процесса его формирования.
Во-вторых, уровень развития философии, общественных и юридических наук оказывает сильное влияние на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства. В условиях недостаточного развития этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в раннем средневековье ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или авторитету отца большая семья, со временем переросшая во власть монарха. С развитием общественно-правовых наук, а также философии теоретические построения, касающиеся истории становления государства, стали более сложными и аргументированными.