Файл: Основные современные подходы к истолкованию природы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Подходы к пониманию права, его сущности и назначения всегда вызывали множество споров и разногласий. Актуальность проблемы правопонимания обусловлена ​​не только теоретической, но и практической важности, поскольку восприятие юристом того или иного типа правопонимания оказывает решающее влияние на его методологическую, мировоззренческую и ценностно-ориентационную позицию.

Особенно очевидно это влияние проявляется у юристов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере законотворчества и правоприменения.

Методологической основой работы стали труды А.П.Альбова [1, c.47], Бошно С.В. [8, c.10], Головченко Г. А. [12, c.31], Переваловa В.Д. [22 c.55], Радько Т.Н. [26, c.32], Чиркинa В.Е. [30, c.70], и других ученых, которые способствуют осмыслению текущих процессов в теории права и имеют важное значение для дальнейшего их исследования.

Исходя уже из тех фундаментальных основ, которые они заложили, считаем целесообразным проводить собственные исследования определенной проблематики.

Целью данной работы является определение содержания и особенностей функционирования понятия правопонимания через призму различных теоретико-правовых концепций и подходов, определяющих различную сущностную основу этой категории. Именно последние определяют те составляющие, которые и характеризуют внутреннюю структуру понятия правопонимания его восприятие и реализацию в общественной действительности.

Глава 1. Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение

1.1 Проблематика исследования природы права

Анализируя теоретические основы тематики основных типов правопонимания целесообразно отметить, что проблематика понятия права и правопонимания тесно связаны, поскольку без умственной деятельности по исследованию происхождения права, его сущности, содержания и формы невозможно дать определение понятия права, а, следовательно, проанализировать его бытие в мире (действие и действенность) среди других регуляторов социальной жизни людей. «Термин «правопонимание», - пишет в связи с этим Антонов М. В., - охватывает не только само понятие права и, тем более, его определение. Оно включает в себя ряд других общетеоретических категорий и понятий, которые охватывают всю систему правовых явлений, а также философских и социологических категорий, которые отражают связи права и других социальных явлений. Но все же поиски правопонимания закономерно касаются самого понятия права, как единого специфического явления и его определения» [3, c.27].


Правопонимание - это философско-правовая категория, включающая в себя как интеллектуальную познавательную деятельность и ее отдельные элементы (восприятие, оценку, представление), так и систему интерпретируемых правовых явлений как результат познавательно-правовой деятельности.

В зависимости от степени правовой рефлексии можно выделить три уровня правопонимания: обычный (несистемное восприятие права как целостного образа, отождествляется или с законом, либо с наказанием), профессионально-практический (оценка правового поведения индивида на соответствие официально установленным образцам (правовой норме) с целью определения степени ее правомерности) и доктринальный (системное представление о праве как регуляторе общественных отношений, что призвано прогнозировать его эволюцию и давать квалифицированные оценки как правоприменения, так и правотворчества).

Как основной объект правопонимания выступает правовая система конкретного общества.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек (или как индивид, или как часть любого сообщества), уровень правопонимания которого определяется степенью правовой рефлексии и соответствует одному из трех указанных выше типов:

1) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, знаком с проблемами права вообще, который рассматривает право, как целостное, несистемное явление (образ) и правопонимание которого соответствует повседневному уровню;

2) юрист-профессионал, имеющий достаточную сумму правовых знаний для применения и толкования правовых норм, способен оценивать правовое поведение других субъектов общественной жизни на соответствие правовой нормы как эталона, правопонимание которого соответствует профессионально-практическому уровню;

3) ученый, который занимается научным анализом права на различных уровнях и в различных контекстах, способен к интерпретации не только правовых норм, но и принципов права, обладает определенной научной методологией и методикой исследования, правопонимание которого соответствует доктринальном уровню.

Правопонимание характеризуется рядом признаков, указанных на рис.1.:

Рис. 1. Признаки, характеризующие правопонимание

Определяя общее направление правовых исследований в рамках той или иной концепции, правопонимание выполняет гносеологическую, методологическую, онтологическую, эвристическую, организаторскую функции. Указанные функции не только определяют значение категории «правопонимание» для анализа правовой реальности, но и позволяют говорить о ее методологическом значении при формировании господствующего в обществе образа права. Несмотря на корреляцию образа права и господствующего типа правового мышления, интерпретация этого образа связана с целым рядом общих и локальных закономерностей и представлена ​​множеством правовых доктрин.


В научной литературе ХХ века выделяют следующие основные традиционные теории правопонимания, как: естественно-правовую, юридического позитивизма и социологическую.

Существует и более развернутая классификация типов правопонимания

указанная на рис 2:

Рис. 2. Классификация типов правопонимания

В последнее время на постсоветском пространстве в связи с идеологическим плюрализмом появились новые теории правопонимания, которые, главным образом, базируются на разных философских течениях, преимущественно идеалистического характера. Речь идет о феноменологии, герменевтики, антропологии, синергетики, коммуникативной теории права и т.д.

По нашему мнению, при исследовании данной проблематики следует акцентировать внимание на трех основных «классических» теориях правопонимания, о которых говорилось выше - нормативистской (теории позитивного права), естественно-правовой и социологической концепции, а также на анализе новейших взглядов ученых природы права (правопонимания) с позиций отдельных философских учений, а именно: феноменологии, герменевтики, антропологии, синергетики, теории коммуникаций.

Постараемся детально проанализировать сущность каждого из приведенных выше теоретических подходов к пониманию содержания, особенностей и природы права.

Право, согласно нормативистского правопонимания, представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных в случае необходимости ее принуждением.

Родоначальником и создателем нормативистской школы права был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период распада Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета министров, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 года.

После присоединения Австрии к нацистской Германии ученый эмигрировал в США. Самая известная работа Кельзена называется «Чистая теория права». Он был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правоопределения, как доказывали сторонники соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права. Теория нормативизма развивает тезис о том, что право следует познавать только с самого права, и подкрепляет его ссылки на постулат, согласно которому «должное» - это особая сфера, создаваемая человеческим умом, которая не зависит от «сущего» (то есть природы и общества). Поскольку право представляет систему правил должного поведения, оно находится в сфере «должного», а, следовательно, не зависит от сущего. Отличительная особенность нормативного понимания Кельзена заключается в том, что он выводит право не по воле государства, а с «основной нормы», абстрактного мистифицированного понятия, смысл которого сводится к тому, что человек «должен вести себя так, как предписывает конституция», потому что она якобы исходит из основной нормы.


То есть источником единства правовой системы Кельзена выступает правовая норма, которая является мнимым допущением, что сужает наше сознание с целью обоснования всего государственного правопорядка в целом. Кельзен писал: «Эта норма является основной нормой государственного правопорядка. Она не установлена ​​позитивным правовым актом, но как показывает анализ наших юридических суждений - представляет собой допущение, необходимое в том случае, если рассматриваемый акт истолковывается как акт создания конституции, а акты основанные на этой конституции, - как правовые акты. Важнейшая задача правоведения - выявить это предположение. В этом предположении находится содержание действительности правопорядка».

Таким образом, предоставляется легитимность существующего правопорядка, в том числе и государству, поскольку государство - это тот же правопорядок, только взят под другим углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше государства.

Особенно полезно в нормативизме является то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве, как одной из важных признаков. С идеями нормативизма связано распространение в современном мире институтов конституционного контроля в виде специальных органов.

Подытоживая вышеприведенный материал целесообразно отметить, что в целом нормативизм доминирует в практическом мышлении юристов. Эта концепция заложила основы теории права, как строго юридической науки, которая отличает ее от философии права и других смежных наук.

1.2. Характеристика основных концепций правопонимания

Различные исторические, культурные, социальные контексты создают существенные различия в подходах к правопониманию, что делает невозможным формирование какого-то единого, системного представления о явлении. Представляется, что никакие конкретные целостные определения, концепции, теории, которые взятые отдельно, не дадут нам четко и полно понять, что есть правом, и будут являться довольно односторонними и неполными.

Сегодня существует много юридических школ, которым присущи свои концепции правопонимания. Однако, несмотря на такое многообразие, стоит выделить наиболее общие, типичные теоретические представления о явлении права.


Вообще, тип правопонимания можно определить, как обусловленный мировоззренческой позицией субъекта, который познает, образ права, отражает наиболее существенные, согласно этой позиции, признаки права. Можно выделять различные основания для классификации типов правопонимания, а единого подхода, конечно же, найти не удастся.

Кто-то из ученых выделяет отдельные теории, концепции, школы правопонимания в типы, другие рассматривают основные типы, в рамках которых формируются школы, иногда заимствуют некоторые идеи других типов. Для теории права как базовой юридической науки исходное и определяющее значение имеет положенный в ее основу именно тот или иной тип понимания права. Он определяет парадигму (смысловую модель, образец) познания правовых и государственных явлений.

Право не сводится к закону, а в своем действии дает представление о содержании правового регулирования, его конечные цели. В первую очередь эти черты получают проявление в правовых общественных отношениях, правовом поведении. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания путем исследования всего механизма правового регулирования, всей правовой системы, а не одних только правовых норм. По нашему мнению, положительным моментом социологического подхода к пониманию права является стремление познать право в действии, в процессе функционирования. При этом право рассматривают как инструмент социального преобразования, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп.

Задачи и интересы общества - вот основные цели, вокруг которых вращается проблематика социологической концепции. Практическая сторона и эмпирический опыт помогают получить представление об истинном регулятивном инструменте для общественных отношений, которым выступает право.

Для природно-правовой концепции правопонимания человек является высшей ценностью, права и свободы даны ему от рождения и не могут быть отчуждены. Соответственно законодательство должно отвечать гуманистическим принципам и на первое место ставить нужды человека как части социума.

Процесс правопонимания является важной и актуальной категорией, поскольку от понимания права зависит его реализация и применение. Важную роль играют современные научные концепции правопонимания.

Таким образом, существует несколько подходов к современным научным концепциям правопонимания:

-аксиологический (идеологический) исходная форма бытия права - общественное сознание; право - не тексты закона, а системы идей и понятий о общеобязательных нормах, праве, обязательствах, запретах, порядке и форме защиты, которые есть в общественном сознании и ориентированы на моральные ценности. При таком подходе право и закон разграничиваются, приоритет предоставляется праву как нормативно закрепленной справедливости, а закон рассматривается как его форма, которая призвана отвечать праву как его содержанию.