Файл: Основные современные подходы к истолкованию природы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нормативный: исходная форма бытия права - норма права, право - нормы, изложенные в законах или других нормативных актах. При таком подходе происходит отождествление права и закона. В тоже время нормативное правопонимание ориентирует на такие свойства права, как формальная определённость, точность, однозначность правового регулирования.

- социологический: исходная форма бытия права - правоотношение; правопорядок общественных отношений, который определяется в действиях и поведении людей. В таком подходе права определяется его функционирование, реализация его "действия" в жизни, в сформированных и тех, которые формируются общественных отношениях, а не его создание правотворческими органами в форме закона и других нормативно-правовых актов. Поклонники этого подхода отождествляли самостоятельные процессы правотворчества и применения права, тогда как условием соблюдения режима законности может быть деятельность правозащитника в условиях, установленных законом. Социология права изучает право и общество, проявляя закономерности их взаимосвязанного возникновения, развития и функционирования, опосредованные действия таких закономерностей с учетом случайностей. Доказывая, что право является результатом и инструментом социальной самоорганизации, а не только деятельности государства, подход сосредоточивается на изучении «живого права», «права в действии», «правовой эмпирики». Если философия права, как правило, указывает на то, каким должно быть право, правовая догматика (этатизм) - на то, каково, так сказать, «право в книгах», в законах, то социология права - на то, каким оно является в реальной действительности. По мнению философов именно, живые отношения между людьми делают право возможным, а в актах признания осуществляется конституирование человека как правоспособного субъекта.

Отдать преимущество следует интегративному подходу, который учитывает и соединяет все ценное в обозначенных концепциях правопонимания. Сущность этого подхода заключается в попытке интегрировать отдельные концепции природного права, создав новую школу права, которая отвечала б современным требованиям.

Согласно с интегративным подходом к пониманию права, все его признаки являются существенными и необходимыми. Характеризуя право, следует анализировать его содержание и формы. Некоторые ученые стремятся создать единое представление о праве путём синтеза правовых норм, правовых процессов и моральных ценностей.

В 60-х годах ХХ века состоялись правовые изменения в науке, которые актуализировали антропологический подход к правопониманию, в котором, в свою очередь, можно условно выделить несколько аспектов - биоантропологический, или биосоциальный, и этнографический, или этнологический. Первый из них акцентирует внимание на том, что право, как и другие социальные инструменты, обусловлено несовершенством биологической природы человека, поэтому ради самосохранения социума и обеспечения стабильности общества необходимы распределение прав и обязанностей между людьми и соблюдение принципа «человек свободен в той мере, в которой он не посягает на свободу других лиц».


Второй аспект антропологического подхода основное внимание сосредоточивает на социокультурной обусловленности правового статуса личности, и, соответственно, права. Это в свою очередь способствовало признанию многогранности культур и правовых систем современности, отказа от жесткого «европоцентирзма», который длительное время доминировал в теории права. Именно благодаря такому подходу состоялась институализация юридической антропологии, которая до сих пор успешно развивается, в частности, и в России.

Последнее время повышенную популярность приобрел синергетический подход к правопониманию, в отличие от классических представлений об однолинейности процессов развития материй, присущих механистическому мировоззрению недавнего прошлого, соответственно которому все системы, в частности правовые, действуют на основе объективной необходимости научно опознанных законов. Синергетический подход руководствуется тем, что все природные и общественные системы, включая и правовые, развиваются нелинейно, то есть с высокой вероятностью случайности, поэтому их невозможно интерпретировать исключительно из-за такой научной парадигмы, как закономерность. Именно случайность является генератором нового в таких системах, она приводит к тому, что в них господствует преимущественно саморазвитие, самоорганизация, которые, собственно способны обеспечить их упорядоченность.

Среди ученых юристов иногда имеет место чрезмерное увлечение синергетикой, что всегда свойственно любым нововведениям в науке. Нельзя отрицать то, что интегрированная доктрина синергетика не может не охватывать вопрос нормативного регулирования поведения людей и не влиять на онтологию и методологию в юриспруденции, в частности, на проблемы правопонимания. Этот подход способствует выявлению принципиально новых знаний о праве и появлению совершенно нового образа права, или хотя бы его новых граней. Понятно, что использованием достижений синергетики проблема правопонимания не будет исчерпана. Ведь не исключено, что в будущем может появиться постсинергетическая парадигма, которая откроет новые грани права, а значит, даст повод для его осмысления с другой точки зрения.

Разглядывая вопрос о возможности соединения основных типов правопонимания и формирования на их основе единого интегративного (или многоаспектного) понимания права, отметим, что с мировоззренческих и методологических позиций, на которых основывается природно-правовой, юридическо-позитивистский и социологический типы правопонимания, это сделать невозможно.


Если абстрагироваться от мировоззренческих установок, на которых базируются соответствующие концепции, и сосредоточиться на формах бытия права, на которых фокусируется внимание этих концепций, то его понимание как феномена, что существует в разных проявлениях, безусловно, обогатится. И в этом контексте достижения указанных концепций не только возможны, но и необходимы.

Природно-правовой тип правопонимания акцентирует внимание на праве как в духовном феномене, на идеалах справедливости, индивидуальной свободы, равности, общественного согласия и других ценностях, без которых право невозможно.

Юридическо-позитивистский тип правопонимания сосредотачивает внимание на нормативно-институциональных аспектах права, без которых такие его требования как определенность, предсказуемость, упорядоченность, стабильность - недостижимы.

Социологический тип правопонимания смещает акценты с абстрактных идеалов и нормативно-правовых текстов в площадь конкретного динамичного функционирования права, его действия в реальной жизни, прежде всего, в правоотношениях и юридических решениях, без чего идеалы и юридические тексты превращаются в декларации и перестают быть правом.

По нашему мнению, правовая площадь в каждой стране каждый исторический период имеет две составляющие:

  1. общие глубинные основы права, отражающие историю и воплощающее правопреемство;

2) особенности, связанные со спецификой каждой страны.

Соединение этих двух составляющих формирует индивидуальное и неповторимое право разных стран. Все они в демократических обществах опираются на общую основу правовых принципов. Но стоит осознавать, что в разных темпоральных рамках правовые принципы могут играть и играют довольно разную роль в правовом государственном развитии. Так, в странах с устоявшейся демократией, стабильным правовым порядком доминирует принцип верховенства права, что является главным средством и целью общественного развития.

Однако при обострении кризисных явлений и их проявлений, девальвации идеалов законности, коррупции в органах государственной власти и управления, дискриминации прав человека в системе правовых принципов неизбежно начинает доминировать принцип верховенства закона.

Поэтому право, воплощает принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократии, гуманизма, равноправия, законности, принцип взаимной ответственности личности и государства, в зависимости от многих внутренних и внешних условий развития соответствующего государства, будет или меньше, или больше регулировать отношения, отраженные соответствующими правовыми принципами, а, следовательно, иметь большую или меньшую «насыщенность» ими.


Как отмечают современные правоведы, право по своей природе призвано в обществе делать соответствующими противоположные интересы различных социальных субъектов, способствовать решению различных социальных противоречий, заставляя стороны искать компромиссы, заключать сделки и тому подобное.

Подытоживая изложенное, следует отметить, что явление правопонимания будет актуальным столько, сколько существует право. Все современные концепции правопонимания, которые стараются объяснить, объединить, интегрировать идя компромиссным путем, вряд ли способны устранить все разногласия. Для теории государства и правопонимания фактором совершенствования является юридическая практика, а для практической деятельности специалистов в области права таким стимулом должны стать новые разработки теоретиков права.

Глава 2. Основные современные подходы к истолкованию природы прав

2.1. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке

Интегративная юриспруденция является направлением современной правовой науки и юридической практики, особенность которого заключается в восприятии права как целостного и многомерного социального явления, призванного быть эффективным гарантом основных прав и свобод человека. Формирование интегративной юриспруденции как одного из актуальных правовых концептов стало ответом на всеобъемлющую дифференциацию и специализацию правовых знаний, что угрожает потерей целостного видения, ведь каждое направление в юридических документах является все более самодостаточным получателем аргументации и особых понятийных выражений, и вызывали не только теоретическое, но и некую принципиальную несовместимость между основными отраслями. Расслоение правовых конфликтов при соответствующей теоретической аргументации «размывало» содержание и структуру правовой науки, спровоцировало недоверие к правоведению, его выводы и рекомендации по нацеливанию, обесценивало значимость и возможности права как универсального социального регулятора, что не могло не сказаться на его способности реально влиять на упорядочение общественных отношений, предупреждение и разрешение социальных конфликтов.


Необходимость принятия права, как целостного и многогранного социального явления была обусловлена ​​обновлением методологических основ и инструментария современного научного познания. Прежде всего речь идет об осознании приоритетности методологического плюрализма в исследовании явления социальной реальности, ведь сама реальность как социальный факт никак не может исчерпываться односторонними характеристиками. Вместо них, она должна исследоваться с разных точек зрения и с применением определенного ряда методологических приемов и средств, каждый из которых обозначает лишь конкретный способ познания, один из путей познания, приближая таким образом к всестороннему пониманию.

Широкий социальный контекст научного исследования правовой реальности является вызовом на пути поиска «новой легитимности права», приводит познавательную ситуацию, когда ни одна теоретическая конструкция сама по себе не может претендовать на адекватное отражение социального мира и потому по своему определению не может претендовать на безоговорочную истину или абсолютную объективность. В то же время каждая правовая теория, отражая существенные черты права, позволяет их синтезировать и именно таким образом представить такое сложное и многогранное явление, как право. Соответственно разные подходы к изучению права должны рассматриваться как необходимые и важные составляющие познания права, которые должны быть интегрированы в целостную научную картину правового мира.

Необходимость переосмысления науковедческих основ правоведения обусловлено изменением когнитивных параметров правового дизайна социума. Осложнение и дифференциация социальной реальности способствовали возникновению потребности в обобщенных правовых знаниях. Соответственно к этому общетеоретическая правовая дисциплина, которая возникает в конце XIX века имела свою непосредственную цель - вывод правовых исследований за рамки энциклопедического описания права путем изложения в одной дисциплине знаний о наиболее значимых нормах разных отраслей права. Сформированная таким способом общая теория права, ограничиваясь прежде всего от природной правовых концепций и стала позиционироваться в контексте познавательных приоритетов своего времени через «предмет исключительно позитивной науки». Ужасные последствия Второй мировой войны обусловили необходимость изменения акцентов в восприятии правовой составляющей социальной жизнедеятельности, направляя на поиск ценностей, в отличие от концепций, норм и идеологий, которые опирались на якобы «очевидную нейтральность юридических терминов и правил».