Файл: 5_KUL_TURA_sovremennaya_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Масштаб и острота этих тревожных симптомов прогрессивно возрастает с каждым новым технологическим нововведением т. к. никто не может предсказать тех непредвиденных последствий к которым может привести их внедрение в в человеческую жизнь.106

«Вестернизация культуры»(термин которым уже традиционно обозначается воздействие американской цивилизации на мировую культуру),которая приобретает в конце ХХ века глобальный характер, привела к углублению кризиса культуры в целом.Состояние тревожного ожидания, ощущения нестабильности и хаоса становятся в этот период лейтмотивом

философии и социологии культуры. Постепенно нарастая эти тенденции находят свое окончательное оформление в феномене постмодернизма.В

нем, как в зеркале нашел отражение процесс формирования нового типа личности, который пришел на смену «массовому человеку» ,и тот, окончательный разрыв с классической традицией , который был предопределен возникновением массовой культурой и осуществлен с созданием культиндустрии .Все это потребовало полной переоценки той культурной установки ,которое лежала в основе развития современной культуры со времен европейского Просвещения и была связана с определением культуры как высшего выражения индивидуальной свободы основанной на ничем не ограниченной, самореализации индивида, стремящегося к развитию у себя высших человеческих достоинств.

С конца 70-х годов интерес к развитию в сфере культуры этих новых тенденций становится определяющим..

В вышедшей в 1976 году в Нью-Йорке книге либерального философа и социолога Дениэла Белла «Культурные противоречия капитализма»,сразу ставшей бестселлером, был дан обстоятельный анализ того противоречия между культурой и капиталистической экономикой, который стимулировал формирование новый тип личности, который шел «на смену» массовому человеку эпохи расцвета потребительского общества . Ставшая бестселлером с момента своего выхода в свет, она сохранила значение своих выводов и в наши дни .Характеризуя пост- индустриальное общество Д. Белл писал: «Это-мир координации, в котором люди, материалы, и рынки согласовываются для производства. Организации.Это мир организации-иерархии и бюрократии, в котором к людям относятся как к вещам, так как последние легче координировать…Постиндустриальное общество – так как оно фокусируется на услугах –человеческих , профессиональных и технических- является игрой между людьми (выделено мной Г.П.). Это мир, модальностями которого являются научное знание, высшее образование, организация комьюнити и. т. п. Постиндустриальное общество является… коллективным обществом в котором социальной единицей является коллективная организация, а не индивид»107


Сохраняясь в обществе, как «частное лицо», индивид, в постиндустриальном обществе уже не выступает в качестве его основной «социальной единицы» с которой может быть связан и процесс его(общества) культурной организации, связь индивида с культурой теперь опосредована его включенностью, в ту или иную , социальную группу и он больше не является ни объектом ни субъектом культурного процессаСоответственно этому утрачивается субъектно-объектные отношения, культуры, составлявшие парадигму классической культуры.Наступает эпоха пост- культуры ,знаменующая собой угасание культурной потенции цивилизации. При этом, речь идет уже не о кризисе культуры, а о ее смерти. Теоретики ПОСТ- культуры истолковывают ее(пост культуру) и как бунт культурного сознания против цивилизации .108Таковы те крайние выводы, которые делают многие современные исследователи культуры из анализа противоречия между современной цивилизацией и культурой. Свое наиболее фундаментальное обоснование «критика культуры»,понимаемой в классическом смысле этого слова, была осуществлена представителями постмодернизма.109

Завершить разговор о современной культуре характеристикой культурного значения феномена постмодернизма дает нам основание, прежде всего тот факт, что современную нам эпоху часто называю «эпохой постмодернизма».

Постмодернизм

Отвечая на вопрос о том ,что такое постмодерн?, один из авторитетных теоретиков постмодернизма Ж.- Ф. Лиотар, писал: «Конечно же, он является частью модернизма» и добавляет при этом, «…постмодернизм- не конец модернизма, но состояние его рождения, и это состояние постоянно».110

Приведенное определение постмодернизма многосмысленно. С одной стороны, оно утверждает преемственность постмодернизма по отношению к общей линии модернизма, с другой, указывает на то, что только с появлением постмодернизма модерн, по существу, и рождается, наконец ,третий смысл, заключенный в этом определении гласит- отныне состояние постмодерна будет постоянно действующим фактором.

Что же связывает и что отличает постмодерн от модернизма? Прежде всего дух «экспериментаторства в искусстве и не только в нем»,замечает Лиотар. По мнению теоретика постмодерна, модернизм слишком преувеличил ту «революционную» роль, которую привнесло в культуру использование таких технических достижений как фотография и кино и это привело к тому, что главная задача которую он ставил перед собой, ликвидировать в нем влияние реалистической художественной традиции, не только не была решена, а напротив лишь «умножила эффекты реальности» и «фантазмы реализма».Говоря о реализме Лиотар сознательно отождествляет реализм как художественное явление и«реализм всякой всячины».Под ним он подразумевает те «подделки» и «обманки» под реализм, которыми переполнена продукция массовой культуры и ,которая, по его справедливому замечанию «в отсутствие эстетических критериев… судит о ценности произведений по приносимому ими доходу».Это рассуждение Лиотар завершает выводом: «Реализм , что единственное определение заключается в том, что он уклоняется от вопроса о действительности имплицированной(связанной, сплетенной Г.П.)111в реальности искусства, всегда находился где-то между академизмом и кичем».Главная задача постмодерна продолжить и довести до конца эксперименты модерна, а для этого необходимо перевести эти эксперименты из плоскости искусства в плоскость ревизии всех тех философских основ на которые опираются традиционные представления о реальности и на этой основе построить новую нетрадиционную эстетику. Главной задачей при этом должно быть


не творение некоего «фантазма реальности» (как некоей новой художественной целостности (т. е. того к чему стремились модернисты), а полный отказ от понимания ее как чего то целогоипредставимого., Нужно «изобретать аллюзии мыслимого»,которое не может быть осмысленно, мы не должны идти по пути «примирения понятия и чувства»,прозрачного и коммуникативного опыта».112Иными словами говоря,«постоянно действующим фактором» в восприятии человеком мира ,должно отныне стать представление о действительности не ,как об упорядоченном целом, подчиненном законам развития и историзма, а как о хаосе, который человеку не дано ни представить, ни понять,но лишь на подсознательном ощутить свою вовлеченность в этот хаос.

Ввиду того, что нашей целью не является подробная характеристика, такого чрезвычайно сложного и обширного явление, как постмодернизм, которому посвящена достаточно обширная литература, в том числе и на русском языке, 113, ограничимся здесь лишь общей характеристикой того культурного значения, которое имело появление и, повсеместное распространение в 80-90-х годах этого феномена.

В настоящее время различают два основных течения постмодернизма: литературно-философское и социально-критическое.Первое,. сформировалось в недрах постструктурализма и постфрейдизма и представлено в основном философами т.н. французской школы. Второе, в какой то степени , явилось продолжением традиции идущей от теоретиков Франкфуртской школы социальных исследований Г. Маркузе, Т.Адорно , М Хоркхаймера и идеологов «новых левых».

На развитие постмодернистких идей оказал также влияние расцвет в 80-90-е годы т.н. новых «культурных исследований»,которые концентрировались вокруг изучения «культурного бессознательного».В его сферувключались «обычаи», «нравы», «традиции»,»социально-духовные институты».М. Фуко, в книге «Слова и вещи».попытался, проанализировать "«культурное бессознательное» различных эпох, начиная с Ренессанса и кончая ХХ веком и далхарактеристику современного общества как сферы борьбы за «власть интерпретаций различных идеологических систем» .В работах неофрейдистаЭ. Фромма,«бессознательное»определяется как весь человек, за исключением той его части, которая связана с общественной средой.На постмодернистские представления о «реальности» оказали влияния идеиП.Рикера,высказанные в его книге «Об интерпретации»(1965) в ней он высказал недоверие к «поверхности вещей к явной реальности» и мысль о необходимости «демистификации явлений и иллюзий».Чрезвычайно значительным было воздействие на постмодернистское сознание оказали идей французскихструктуралистов(Р.Барт)ипостструктуралистов (Ж. Лакан).Особое значение в формировании постмодернистской чувствительности сыграла концепция поэтического мышления М. Хайдеггера, в которой нашла отражение в новейшей европейской философии и культурологии тенденция к интеграции западной и восточной парадигм культуры.Она была развернута выдающимся мыслителем в статьях и выступлениях в 50-е годы114.Хайдеггер задает вопрос: создается ли поэтическое отношение к слову самим поэтом « или слово само от себя требует поэзии?».Отвечая на него он приходит к выводу о том, что слово понятое как «сказ» т. е., как то ,что не «только говорит, но и звучит»,одновременно выступая не только «как модус и вид».но и как «мелос, песня поющая сказ. Язык есть дом бытия, ибо в качестве сказа он способ события его мелодия».115В беседе с японским профессором Тезука, Хайдеггер высказывает мысль о том, что с изменением событийной стороны жизни меняется и мелодический строй языка: «таков непременный плод литературы народа, а в ней преимущественнопоэзииифилософии».116


Заметное влияние на формирование постмодернистской концепции «новой чувственности»,оказала идеология «новых левых»,суть которой с достаточной полнотой была изложена, в популярном в 60-70-е годы сборнике американской писательницы и критика левой ориентацииС. Зонтаг«Против интерпретации». В эссе «Заметки о кэмпе»,которое вошло в этот сборник, она писала:«чувствительность эпохи…наиболее определяющая и изменчивая ее черта».Она представляет собой определенный вид эстетизма.Характерная черта «новой чувствительности»,является ее любовь к посредственному, преувеличенному, эзотерическому-она своего рода разновидность извращения, но не тождественная с ним. Она не толькоспособ видения, но испособ открытия некоего качества в самих вещах и поведении людей. Примером таких «открытий» нового качества в вещах может служить стиль «арт- нуво».а в поведении людей проявления «андрогодинизма» (женское в мужском, мужское в женском).Новая чувствительность реализуется в эстетике кэмпа- «триумфе стиля не различающего полов».«Знаток кэмпа находит наслаждение не в изысканности, но в грубейшем, распространеннейшем наслаждении, в искусстве для масс…Кэмп- дендизм в век массовой культуры- не различает вещей уникальных и вещей поставленных на поток. Кэмп преодолевает отвращение к копиям. По самой своей природе, он возможен только в обществах изобилия, в обществах или кругах способных к переживанию психопатологии изобилия. .Предельное выражение кэмпа: это хорошо, потому, что это ужасно. Отличительный знак кэмпа- дух экстравагантности, его вкус лишен всякого морального содержания. Он предлагает для жизни и искусства некий дополнительный набор сандартов, который должен заменить в ней традиционные моральные нормы. В искусстве , кэмп обозначает полную победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией. Кэмп, «развенчивает» всяческую серьезность он ироничен и предполагает комический взгляд на мир и позицию отстраненности от обуревающих его проблем.117

В постиндустриальном обществе, где господствует потребительская идеология « Потребности людей в выходе за красную черту «личного» ничуть не мельче их потребности быть личностью, самодостаточным индивидом», -замечает Зонтаг, - в другом своем эссе. Новая чувствительность и связанный с ней стиль мировосприятия кэмп в таком обществе приобретают универсальное значение: все может быть кэмпом. В этом случае «нам предлагают выбирать между словарями мысли и действия, которые не просто выводят за пределы личного. Но разрушают личность»,-пишет Зонтаг.118


Практика постмодернизма воспринимает, и это видно невооруженным глазом, дух и черты эстетики «новой чувствительности» и связанного с ними стиля. При этом, теоретики постмодерна демонстрирую отсутствие какого бы то ни было интереса к самой проблеме «стиля, как устаревшей. Использование же постмодерном опыта «новой чувствительности»,это всего лишь одно из многочисленных и постоянных проявлений эклектизма постмодерна. В идеология постмодернизма,» , интуиции «новой чувствительности» обретают форму философски-обоснованных понятий. И значение новых ценностных ориентиров

С традицией идущей от «новой чувствительности» и эстетики кэмпа, органически связана и такая характерная черта постмодерна ,как повышенный интерес к проявлениям маргинализма. Она выражается в попытках социальной реабилитации таких проявлений «больной цивилизации»,как богемность, чуждость, инаковость, психопатология, безумие. Некоторые теоретики постмодерна» окружают ореолом возвышенного действия «социального извращенца» ,в которых им видится бескомпромиссный протест против «больной цивилизации» .С этой точки зрения, на наш взгляд существует генетическая связь между концепцией «шизоанализа» Делеза и Гваттари и и характеристикой «новой чувствительности», как «современной разновидностью извращения»,которая содержится в идеологии кэмпа.

В своих философско-эстетических штудиях посмодернисты предпринимают попытки переосмысления всех традиционных представлений о реальности, субъекте и объекте познания, индивиде и личности, культуре. В сфере творческой практике ,они доводят до логического конца модернистские принципы разрушения структуры произведения искусства и замены его «конструктами» постмодернистского сознания, которое выражается в системе особых категорий . Главная цель,которую преследуют постмодернисты , создавая эту систему ,ясно выразилЖ. Дерридаона заключается в том, чтобы с их помощью сломать господствующий в западноевропейской культуре «основной способ мышления- логоцентризм», стремящийся навязать всему, на что направлена человеческая мысль порядок и смысл. Решение подобной задачи потребовало кардинального переосмысления всех основных категорий новоевропейского мышления и чувствования и выработки новой системы ценностей в корне отличной от той, которые сохранялись в европейской культуре более двух тысяч лет. При этом используются и истолковываются в постмодернистском духе идеи фрейдизма, структурализма, экзистенциализма., которые утрачивая свой первоначальный смысл, эклектически связываются между собой, образуя мозаику из различных, часто противоположных, суждений.