ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 0
русские войска ворвались в город. Самая жаркая сеча разгорелась у мечети. Видя свое поражение, 6000 татар попробовали прорваться из города, но были почти полностью истреблены. Лишь немногим удалось добежать до леса. В Казани же не осталось в живых ни одного из защитников, потому что Иван Грозный велел всех вооруженных «побивать, а в плен брать только женщин и детей». Все сокровища, взятые в Казани, а также всех пленников царь отдал войску, а себе взял только царя Едигера, знамена и городские пушки. Взятие Казани стало важнейшим событием времени правления Ивана IV. Известие о нем произвело на современников неизгладимое впечатление. Со времен Дмитрия Донского русское оружие не одерживало более славной победы. Сама мысль, что после стольких лет ига татарское царство пало, наполняло сердца русских людей радостью. На всем возвратном пути от Нижнего Новгорода до Москвы царя встречали бурным ликованием толпы народа. В течение трех дней по возвращении в столицу с 8 по 10 ноября в царском дворце шел пир. За это время Иван раздал даров на 48 тысяч рублей. Награды соответствовали подвигу.
Взятие Казани отдало под власть русского царя все Поволжье. В 1556 году московское войско захватило и Астрахань. Территория Астраханского ханства и волжские степи до самого Каспийского моря были включены в состав России.
А между тем завязывалась уже новая война на западе, которая постепенно приковала к себе все силы Московского государства.
К середине XVI столетия Россия владела на Балтийском море небольшим участком побережья от Ивангорода до района устья Невы, где не было хороших гаваней. Для участия в прибыльной морской торговле и активизации политических и культурных связей с Западной Европой стране необходимо было расширить выход к Балтике, получив такие удобные порты, как Ревель (Таллинн) и Рига. Ливонский орден препятствовал транзитной торговле русских через Восточную Прибалтику, пытаясь создать экономическую блокаду Московии. В 1553 году закончилось пятидесятилетнее перемирие с Ливонским орденом, одним из условий которого была уплата дани с города Дерпта (Юрьева). При великом князе Василии III и в малолетство Ивана IV дань эта рыцарями не выплачивалась, и когда в 1554 году ливонские послы приехали в Москву для продления договора, Иван Грозный велел напомнить о ней и взыскать недоимки за 50 лет. Послы обещали погасить долг в течение трех лет. Но и в 1557 году недоимки так и не были выплачены, что послужило поводом к началу Ливонской войны.
В январе 1558 года русская армия вступила в Ливонию и захватила Нарву, Дерпт и другие города. Ввиду тяжелых поражений Ливонский орден поспешил заключить в 1559 году перемирие, во время которого заручился военной поддержкой Литвы и Польши. Тогда Иван Грозный в 1560 году возобновил боевые действия. Русские войска взяли города Мариенбург, Феллин и разгромили ливонцев под Эрмесом. Под ударами русского оружия Ливонский орден в 1561 году окончательно распался, и все его приморские владения, еще не занятые русскими, были захвачены Данией, Швецией и Великим княжеством Литовским. Литовцам досталась часть Ливонии с центром в Риге, Дании — Курляндия и остров Эзель, Швеции — северная Эстония с Ревелем.
Видя, что выход к морю теперь запирает целая коалиция сильных держав, Иван Грозный временно примирился с захватами Дании и Швеции в Ливонии и направил удары на основного врага — Польшу и Литву.
В 1563 году русские взяли Полоцк, что открыло им путь к Риге, затем сделали набег на Вильно и разорили окрестности литовской столицы. Литовцы, однако, смогли задержать дальнейшее наступление русских, нанеся им в 1564 года поражения на реке Улле и под Оршей. Царь Иван IV, подозревая везде измену, велел казнить ряд военачальников. Опальный воевода князь Андрей Курбский, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву. В 1566 году литовцы предложили русскому царю невыгодный мир, оставляя ему только сухопутную часть Ливонии. Но Москве нужен был морской берег с Ригой, и по решению Земского собора война была продолжена.
Борьба для русских вскоре осложнилась тем, что Польша и Литва в 1569 году объединились в одно государство — Речь Посполитую, что усилило их мощь. Кроме того, в 1570 году началась война еще и со Швецией из-за Ревеля, а с юга на Россию стали активно нападать крымские татары и турки. Таким образом, России пришлось воевать против многочисленных сильных врагов.
Сначала эта борьба была успешной. В январе 1573 года русские войска отняли у шведов город Пайду, в 1575 году отобрали у литовцев и поляков город Пернов (Пярну), а в 1575 —1576 годах отбили у шведов почти все порты северной Эстонии и даже Моонзундские острова. В 1577 году вниз по Западной Двине двинулась главная русская армия во главе с самим царем. Она захватила почти всю южную Ливонию. Обрадованный победами, Иван Грозный с торжеством заявил прибывшим польским послам, что «тот, кто бьет, лучше того, кого бьют и вяжут». К этому времени из всей Ливонии в руках поляков, литовцев и шведов остались только Рига и Ревель с округами. Они не соглашались уступить эти наиболее ценные для России порты, и война возобновилась.
Для русских началась полоса неудач. Новый польский король Стефан Баторий, талантливый полководец, резко изменил прежний план войны. Он не стал нападать на русские войска в Ливонии, а перенес военные действия на территорию противника. После того как Баторий захватил в 1579 — 1581 годах Великие Луки, Торопец, Опочку, Старую Руссу и другие пограничные русские города, Иван Грозный вынужден был вывести из Ливонии почти все войска для защиты собственных земель. Шведы, воспользовавшись этим, также перешли в наступление, захватив Нарву, Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Корелу. Но в районе Невы они были разбиты. В 1581 — 1582 году потерпел серьезную неудачу при осаде Пскова и Баторий. В результате обе враждующие стороны пошли на мировую. По Ям-Запольскому перемирию 1582 года с Речью Посполитой Иван Грозный отказался от всех завоеваний в Ливонии и отдал полякам значительную ее часть, а также русский город Велиж с округой. По Плюсскому перемирию (1583 года) за Швецией остались северная Эстония и все захваченные шведами русские пограничные земли, кроме реки Невы с Орешком. Таким образом, Ливонская война, длившаяся 25 лет, окончилась для России безрезультатно, и выход к Балтике был отсрочен почти на полтора века.
С неудачами во внешней политике закончился и реформаторский период правления царя Ивана Васильевича. Проведенные им реформы привели к перестройке отношений собственности, способствовали становлению нового уровня социального устройства феодального общества, достижению определенного компромисса между формирующимися сословиями, усилению государственной централизации. С падением Избранной рады в 1561 году ближайшие сподвижники царя оказались в опале, а сам государь Иван Васильевич приступил к проведению политики террора и произвола, стремясь с помощью жестоких методов в кратчайшие сроки
добиться создания режима неограниченной личной власти. Это время в русскую историю вошло под названием опричнины.
«Мы своих холопов жаловать и казнить вольны» — так писал Иван Грозный своему бывшему сподвижнику и воеводе князю Курбскому, бежавшему в Литву. Во всех своих подданных, будь то бояре или простой люд, царь видел лишь холопов, обязанных подчиняться его воле. Царь тяготился независимостью и относительной самостоятельностью удельных князей. Среди них были его дяди, братья отца: Юрий Иванович, имевший земли в Дмитровском, Рузском, Каширском и других уездах, Андрей Иванович, владевший Старицким княжеством, а также князья Вельские, Воротынские, Мстиславские и другие. Остатки прежних вольностей сохраняли города Новгород и Псков. В подавлении боярской «крамолы», защищавшей привилегии княжеской аристократии, в установлении деспотичной власти царя опричнина и сыграла свою роль, заняв важное место в политической жизни страны.
А началась она так. В декабре 1564 года Иван Грозный вместе с семьей покинул Кремль и через месяц прибыл в Александрову слободу, расположенную к северу от Москвы. Отсюда он направил митрополиту Афанасию и московскому черному люду грамоты. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».
5 января делегация москвичей, приехавшая в слободу, просила царя вернуться в столицу, вершить дела государства по-прежнему. Тот согласился, но поставил условия. В особое ведение (старорусское слово «опричь» — кроме), своего рода удел, он забирал ряд земель на богатом севере страны, на юге и в центре, часть Москвы. Здесь он создает свое опричное управление, куда входят новая Боярская дума, приказы и опричное войско из верных ему людей. На остальной части государства сохраняются старые порядки с прежней Боярской думой, приказами. Эта территория является земщиной, во главе которой стоят бояре.
Начался «перебор людишек» — с опричной территории помещиков и вотчинников выселили «в иные города» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождалось обманом и насилием, грабежами и убийствами. В первые же дни введения опричнины жители Москвы стали свидетелями кровавых казней. Палачи рубили головы одному из главных участников взятия Казани князю Горбатому-Шуйскому, его сыну и тестю; были убиты и несколько князей из рода Оболенских. Царские опричники безжалостно расправлялись с неугодными царю и им самим людьми, многих ссылали. Особенно пострадали сторонники Владимира Старицкого, у которого отобрали родовой удел и выделили взамен Дмитров и иные земли. На Земском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили царя отменить опричнину. В ответ на просьбу царь казнил 200 челобитчиков. Та же участь постигла нового митрополита Филиппа, из рода московских бояр Колычевых. Он сменил Афанасия, покинувшего митрополичий престол весной того же года, и Германа Полева, пробывшего на нем всего два дня (выступил против репрессий опричников). Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор, Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и его опричников в Успенском соборе Московского Кремля: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Подумай
о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».
Уговоры царя, чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался», не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда опричники сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор — собрание высших иерархов церкви — в ноябре 1568 года лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.
За этими событиями последовали новые казни виднейших бояр. Владимира Старицкого царь заставил принять яд, ликвидировал его удел; затем устроил страшный погром Новгорода Великого (1570 год).
Царь тщательно отбирал опричное войско. Первоначально оно насчитывало тысячу человек, а затем было увеличено до пяти тысяч. Опричникам полагалась особая форма: грубые нищенские или монашеские верхние одежды и нижние из шитого золотом сукна. Опричники привязывали на шеи своим лошадям собачьи головы — символ преданности царю, и некое подобие метлы, чтобы «выметать» из государства всякую измену. Своей опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Народ заплатил за это страшную цену — разорением страны. В России 70 — 80-х годах разразился настоящий хозяйственный кризис, выразившийся в запустении сел, деревень, городов, гибели огромной массы людей, бегстве многих на окраины, страшном голоде. Крестьяне убивали дворян, особенно опричников, жгли господские имения, крепостные документы, не платили налоги, не исполняли повинностей.
Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Страна стояла на грани катастрофы. После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы (1571 год) крымскими татарами, победу над которыми одержало земское войско князя Воротынского, царь в 1572 году заявил об отмене ненавидимой народом опричнины, и даже запретил под страхом сурового наказания упоминать само это слово. Однако она не ушла в прошлое окончательно: по одной версии, царь ее временно восстановил три года спустя; по другой — и не думал ее уничтожать: она до его кончины существовала под именем «двора».
Конец царствования оказался для царя Ивана IV трагичным. Крушение всех его внешнеполитических планов совпало со смертью старшего сына и наследника царевича Ивана Ивановича.
Всостоянии глубокого душевного кризиса царь решил посмертно «реабилитировать» всех казненных по его приказу. Составленные списки рассылались по всем монастырям вместе с крупными денежными суммами на помин души убитых опричниками людей. (Из этих списков известно, что жертвами опричного террора стало около 4 тысяч человек).
Вначале 1584 года у царя «открылась болезнь — какое-то внутреннее гниение». Здоровье его быстро разрушалось, ноги отказывали и его носили в кресле. Тело царя покрылось язвами. А 17 марта Иван Грозный сел играть в шахматы со своим любимцем князем Богданом Бельским, но, не
успев начать игры, упал и умер. Царский трон наследовал сын Ивана IV Федор, на котором и закончилась династия Рюриковичей
18) Опричнина
Центральное событие истории России XVI в.— опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет! «Пожар лютости», разгоревшийся, по словам Курбского, в те годы (1565—1572), унес многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. В наше просвещенное время мы привыкли считать жертвы миллионами, но в грубом и жестоком XVI в. еще не было ни такого количества населения (в России жило всего 5—7 миллионов человек), ни тех совершенных технических средств уничтожения людей, которые принес с собой научно-технический прогресс.
Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия содержит в себе ключевые моменты становления Российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным мерам. Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми. Иван Грозный продолжил свою опричную политику, но уже под другим названием, и с несколько измененным руководящим составом, практически не поменяв её направления. Тем более тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1572 году, не существует.
Все это, в том числе и сама личность Ивана IV, бывшего, по-видимому, человеком, крайне неуравновешенным, создает для историков огромное пространство для размышления и выдвижения различных версий тех событий, Что делает тему опричной политики и её последствий актуальной и сегодня. Споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения. Таким образом, царь Иоанн своим характером и деятельностью произвел на современников двойственное впечатление. Они никак не умели согласить смелых и обдуманных его начинаний в первую половину царствования с несообразными предприятиями и жестокостями времен опричнины. Существуют как крайне негативные оценки правления Грозного (Погодин), так и более нейтральные. Карамзин видел в характере царя непостижимую смесь добра и зла, прекрасных стремлений и гнусных поступков, превосходных качеств с отвратительным их употреблением. У Соловьева в объяснении характера и образа действий Иоанна на первом плане представлена борьба нового государственного порядка, установленного отцом и дедом царя, с удельными преданиями, хранителями которых были бояре. Соловьеву он представляется не столько тираном своих врагов, сколько жертвой борьбы с ними.
Заметим, что Иван IV , борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярскокняжеская оппозиция и боярские привилегии . Вопрос состоял в том , какими методами будет