ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в России. (Памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, 4 ноября сейчас – день народного единения в борьбе за независимость).

1613 год в Москве состоялся Земский собор. Выбирали нового царя. Выбрали Михаила Романова (самого Михаила на соборе не было, он был с матерью под Костромой) 2 мая прибывает в Москву, а в июле венчается на царство. Но ведущее место в управлении страной у его отца – патриарха Филарета. Власть восстановилась в форме самодержавной монархии. Правительство Михаила Романова ликвидировало последствия интервенции. Заключили Столбовский мир со Швецией в 1617 году. Деулинское перемирие с Речью Посполитой в 1618.

Последствия Смуты.

Территориальное единство было восстановлено, хотя часть русских земель остались за Речью Посполитой и Швецией.

Выросла роль дворянства и верхушки посада

Решался вопрос о существовании России и независимость отстояли

Осознали необходимость сильной государственности

Определен путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура.

21) Личность и подвиг Ивана Сусанина

Иван Осипович Сусанин - крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым. Прославился тем, что зимой 1613 г., спасая новоизбранного Царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов (намеревавшихся захватить Михаила) в непроходимое лесное болото, за что был изрублен поляками.

Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побуждали в XIX веке некоторых историков отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу – лишь как к красивой легенде. Однако с конца 1870-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться многие документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные предания XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанина (иные авторы прямо называли его "мучеником").

Известна также жалованная грамота Царя Михаила Феодоровича, которой он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда, Сусанину Домнина, "Богдашке" Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти».

Позже личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов. Наиболее известна опера М.И. Глинки "Жизнь за Царя".


В1851 г. в Костроме, в день воцарения Михаила Романова, по повелению Императора Николая I, был воздвигнут Сусанину памятник, «во свидетельство, что благородные потомки видели в безсмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей Царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

В1918 г. жидобольшевиками памятник был снесен как "реакционно-черносотенный". Черносотенная опера Глинки "Жизнь за Царя" была сначала запрещена, а затем разрешена с новым названием "Иван Сусанин".

22) Соборное уложение А.Романова

Соборное уложение 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.

Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.

Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.

С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники.


Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

23) Церковная реформа патриарха Никона

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть


своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1.Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2.В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

24) Портрет Петра I

Ранние годы Петра. 1672—1689 годы.

Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михайловича Романова, произвела его на свет 30 мая (9 июня) 1672 года. Новорожденный был 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину! Современники утверждали, что породой Петр не пошел ни в отца, ни в деда по отцовской линии, представлявших совершенно иной тип личности. Он был крещен 29 июня, в день Святых Петра и Павла, в Чудовом монастыре, основанном в 1365 году митрополитом Алексием, наставником князя Дмитрия Донского. С младенца сняли мерку и по повелению отца, государя Алексея Михайловича, иконописец Симон Ушаков написал на кипарисной доске такого же размера икону. С одной стороны ее была изображена Святая Троица, с другой же - лик апостола Петра. В дальнейшем Петр I никогда не расставался с этой иконой, брал ее во все свои военные походы, а после кончины императора ее повесили над его надгробием.

Будущий император был окружен целым штатом мамок и нянек и передан заботам кормилицы. Наталья Кирилловна души не чаяла в своем Петрушеньке и ревностно следила за каждым его шагом.

Ранняя смерть Алексея Михайловича в 1676 году сильно повлияла на становление личности Петра. Тому еще не исполнилось и четырех лет. Будь жив отец, Петр наверняка получил бы такое же великолепное образование, как его старший брат Федор. Но первым учителем мальчика был Никита Моисеевич Зотов, в прошлом – приказной дьяк. Именно под его руководством в пять лет, как того требовал старорусский обычай, Петр сел за азбуку. Учиться письму он начал довольно поздно – где-то в начале 1680 года и так и не научился писать красивым почерком. Как пособие при обучении Зотов использовал иллюстрации, привезенные из-за границы и называемые "немецкими листами". Картинки, изображавшие различные исторические сюжеты, дали ребенку толчок для развития фантазии и ума. Учитель знакомил маленького Петра с русской историей при помощи рисунков в летописях. В дальнейшем государь никогда не забывал своего учителя и относился к нему с неизменной теплотой.

Ставший царем в десять лет, Петр стал свидетелем стрелецких бунтов и гонений на свою мать и её близких. На его глазах были убиты родственники и друзья. Мальчик был так потрясен случившимся, что от испуга у него появились конвульсивные движения головы и лица, сохранившиеся до конца жизни.

Результатом стрелецкого бунта стал политический компромисс: на престол были возведены и Петр, и его сводный брат Иван, а правительницей при малолетних царях стала их старшая сестра царевна Софья Алексеевна – дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. С той поры Петр с матерью находились в опале и были вынуждены жить не в Кремлевском Дворце, а в подмосковных селах: Преображенском и Измайлове. В Москве они появляясь лишь для участия в официальных церемониях.

Именно это обстоятельство лишило юного Петра возможности получить соответствующее его статусу образование. Но отсутствие духовной пищи щедро компенсировалось свободой. Петр сам придумывал себе занятия и развлечения.


Преображенское и потешные полки

С раннего детства мальчика стали забавлять игрушки и игры военного характера. Тяга к таким забавам привела к тому, что в придворных мастерских для него изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, мастерились игрушечные знамена (обо всем этом имелись записи в расходных дворцовых книгах). В царских играх было задействовано целое «войско» его сверстников – выходцев из семей придворной челяди.

В ноябре 1683 года юный Петр начал формирование Преображенского полка из охочих людей. В этом потешном полку он был не государем, а простым солдатом, учившимся наравне с прочими военному делу. Петр дни и ночи проводил со своими потешными. Они устраивали походы и проводили маневры, на реке Яуза в 1685 году была возведена потешная крепость. Выросший вне придворного этикета Петр объединял в одну роту простолюдинов и отпрысков аристократических семей. Впоследствии именно эти люди сформировали круг преданных Петру соратников. Но пока правительство Софьи не усматривало никакой угрозы в потехах царя, и потому не препятствовало им.

Осознанное желание учиться пробудилось в Петре гораздо позже. Самообразование в какой-то степени отвлекло его от военных забав, расширило его кругозор и обогатило ум, что очень пригодилось в дальнейшей практической деятельности. Многие из тех, кто окружал взрослевшего царя, были образованы на европейский манер, что способствовало появлению у него симпатии ко всему иноземному.

Первый брак Петра

Поблизости от села Преображенское была Немецкая слобода, в которой Пётр, проявлявший исключительное любопытство к иностранному образу жизни, был частым гостем. Там он завел себе друзей, научился курить немецкую трубку; вскоре Петр стал посещать вечеринки с танцами и выпивкой и познакомился с местными девушками.

Мать Петра, обеспокоенная образом жизни сына, решила женить его на Евдокии Лопухиной, дочери боярина Федора Лопухина. 27 января 1689 года была сыграна свадьба. От этого брака Пётр имел трех сыновей: Алексея, Александра и Павла (двое последних умерли в раннем детстве). Алексей же считался наследником трона до 1718 года. (подробнее в ст. "Личная жизнь Петра I").

Приход к власти

Царевна Софья Алексеевна понимала, что с наступлением совершеннолетия Петра её власти придет конец. Летом 1689 года её соратники распространили слух, будто бы царь Пётр решил занять своими «потешными» Кремль, убить царевну, брата царя Ивана и захватить трон. Попытки Софьи внести раскол в войска провалились. Большая часть стрельцов повиновалось законному царю Петру, и его сестре пришлось признать поражение. Она отправилась в Троицкий монастырь, но Петр приказал ей вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь.

Брат Петра, царь Иван, фактически передал ему всю власть, хотя до самой смерти в 1696 году продолжал быть номинальным соправителем России. Однако поначалу и сам Петр мало участвовал в делах государства: вместо него правили бояре, приближенные к роду Нарышкиных.

Молодого царя гораздо больше привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в ПереславльЗалесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей.

Однако приблизительно с 1695 года начинается самостоятельное царствование Петра I, отмеченное многими славными вехами. Это и военные походы, расширившие границы России, и преобразования в промышленности, а вернее сказать - её основание. Во всех своих начинаниях Петр I использовал опыт западноевропейских стран. Это касалось на только промышленности и торговли, но и науки, образования и культуры.

Политическая программа Петра Первого сложилась в основном в период его пребывания за границей в составе «Великого посольства».

Во время визита в Европу Пётр I пугал местных аристократов своей грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

Государство Петру представлялось как «общее благо», и он считал самого себя первым слугой России, верил «в ея великое будущее» и старался быть образцом для своих подданных. У


Смотрите также файлы