ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
возможностей. Это символизирует дрессированный гусь. Он играет свою роль от души. Персонажи были похожи на нас — создателей фильма. Мы считали, что у нас есть художественные способности. И они тоже так считали. Но наши деловые качества оказались не лучше, чем у них. Мы потеряли все.
Яприступил к съемкам «Белого шейха» с большим волнением, хотя после «Огней варьете» уже не сомневался в том, что могу самостоятельно снять фильм.
Яс трудом засыпал и по нескольку раз просыпался среди ночи. По мере приближения съемок я совсем перестал спать.
Нельзя было допустить, |
чтобы остальные знали, что я не верю в себя. Я должен быть |
лидером — непогрешимым или почти непогрешимым, — тогда они смогут следовать |
|
за мной. Ни с кем, даже |
с Джульеттой, я не мог поделиться своими сомнениями, хотя |
от нее мне не удавалось полностью скрыть свою нервозность. |
Когда я уходил из дому |
в первый день съемок, она, стоя в дверях, поцеловала меня |
на прощание. И это был |
не обычный поцелуй, нет, такой пылкий поцелуй дарят, когда провожают на опасное дело, не зная, вернешься ли ты оттуда.
Меня охватила паника. Казалось, я лечу в пропасть.
Помимо неизбежных трудностей, связанных с постановкой первого фильма, я сам себе добавил хлопот. Я настоял на том, чтобы Альберто Сорди играл роль Белого шейха, а Леопольдо Триесте — мужа. Сорди считали характерным актером без того обаяния, которое влечет зрителей в кинотеатр, а Триесте вообще был писатель, так что публика не знала его совсем. Тогда никому и в голову не могло прийти, что Сорди станет звездой. Остальные актеры, в том числе и Джульетта, тоже считались не кассовыми, но я проявил
твердость и добился |
их участия, несмотря на весьма шаткое собственное положение. |
Я должен был делать |
то, во что верил. Так я поступал и впредь. |
В то время Сорди был уже достаточно умелым артистом, выступавшим в шоу перед фильмами в римских кинотеатрах. Работая на публике, актер развивает в себе чувство аудитории, особую чуткость, которую приносит и в кино. Способность тронуть души людей, для которых, собственно, и снимается фильм, — настоящее искусство. Эта способность Сорди проявилась на съемочной площадке: он трогал за живое всех нас, его снимавших.
Когда что-то сильно волнует меня, я должен все делать по-своему. Правда, начав работать, я говорю себе: «Феллини, нужно идти на компромиссы. Делай то, что ты хочешь, но позволь и другим раскрыться. Будь разумен и рассудителен. Реши, что для тебя главное, и здесь не уступай. А что касается прочего, не самого основного, будь щедр. Ты должен уразуметь — это их хлеб».
Затем на общем собрании группы |
кто-нибудь говорит: «Думаю, у этого |
персонажа |
не должен быть в кармане платок», |
и я вдруг вновь становлюсь упрямым, |
как малый |
ребенок. Мать не раз говорила мне, что я почти не изменился с детства. |
|
Замысел «Белого шейха» требует некоторых пояснений. В то время в Италии появилась мода в комиксах для взрослых вместо карикатур использовать фотографии. Этот жанр назывался fumetti13.
38
Идею снять художественный фильм о fumetti |
подсказал Антониони, сам поставивший |
|||||
за несколько |
лет |
до этого |
отличную |
короткометражку |
на эту |
тему. |
Но от полнометражного фильма о fumetti он отказался. И Латтуада тоже. |
|
|
||||
Так как мы с Туллио |
Пинелли |
уже начали |
работать над сценарием, я обратился |
к нескольким продюсерам, предлагая себя в качестве режиссера. В конце концов Луиджи Ровере, продюсер Пьетро Джерми, решил дать мне шанс. Ему понравились «Огни варьете», и он верил, что из меня получится второй Джерми.
Мы с Пинелли придумали исходную ситуацию сценария: обычные люди оказываются связанными с персонажами fumetti и с живыми моделями, которые их играют. Пинелли предложил сделать главными героями провинциальных молодоженов, приехавших в Рим провести медовый месяц. Я моментально загорелся и сразу представил себе весь фильм. Новобрачная тайно мечтает о герое из fumetti, пока муж готовит встречу молодой жены со своими родственниками, а затем — аудиенцию у папы. Буржуазные провинциалы в Риме — эта тема была мне по душе. Я легко идентифицировал себя с ними, зная, что некоторые люди так и воспринимают меня — как провинциала. И до какой-то степени они правы.
Итак, основываясь на собственных |
впечатлениях, я приступил |
к созданию |
истории |
о путешествии молодоженов в Рим |
— ведь и я точно так же |
приехал сюда |
в один |
прекрасный день, который никогда не забуду. Жена видит Рим впервые. У мужа здесь живут родственники, с которыми он хочет ее познакомить. Аудиенция у папы устроена дядей мужа, человеком влиятельным. Я вспомнил, что о такой аудиенции, приезжая в Рим, всякий раз мечтала моя мать, и подарил ее мечту своим персонажам. Все перипетии этой истории сводятся к одному дню. (Ограничения, особенно в кино, часто активнее стимулируют воображение, чем полная свобода, хотя многие думают иначе.)
В течение двадцати четырех часов в браке супругов происходит первый кризис. Ванде, новобрачной, нравится быть замужем, но она грезит о более романтическом герое, чем ее муж. Леопольдо Триесте нашел нужные комедийные краски, чтобы сыграть Айвена, которого она ценит, но не любит. Айвен — надежный, преуспевающий и уважаемый человек, но далеко не герой. У него есть одна смешная черта: он никогда не расстается с шляпой. В начале фильма, когда супруги выходят из поезда, оказываются на платформе Римского вокзала, муж полностью теряет контроль над собой и ситуацией, решив, что в суматохе потерял шляпу. В течение всего фильма каждый раз, находясь без этого внешнего признака респектабельности представителя среднего класса, он теряет уверенность в себе. Даже наедине с женой в гостиничном номере он должен постоянно знать, где его шляпа, иначе он не чувствует себя комфортно.
Мысль о зависимости Айвена от шляпы пришла мне в голову, когда Леопольдо стал расспрашивать меня о характере своего персонажа. Так как он сам писатель, то его интерес отличался от интереса актера. В то время он носил очень красивую шляпу. Обратив на нее внимание, я сказал: «Айвен принадлежит к людям, которые даже в ванную комнату на всякий случай берут шляпу, чтобы, не дай бог, их не застали врасплох». Эта символическая деталь определила характер Айвена.
Ванда, как многие итальянки того времени, — тайная поклонница fumetti. От любви и брака она ждет того же, о чем читает в романтических историях. Неудивительно, что она тайно влюблена в одного из натурщиков fumetti — Белого шейха. Этого героя, романтического любовника в стиле Рудольфо Валентино, изумительно сыграл Альберто Сорди, чей выдающийся талант до того времени никто не заметил. Отправляясь в Рим,
39
Ванда в глубине души надеется на встречу с Белым шейхом. Ведь в ответ на ее восторженные послания шейх прислал письмо, в котором приглашал навестить его,
если |
она когда-нибудь окажется в Риме. Ванда отнеслась к приглашению |
серьезно, |
не поняв, что это всего лишь дань вежливости. |
|
|
Она |
приезжает на пляж, где снимают Белого шейха. И здесь выясняется, |
что, как |
и ее Айвен, этот ослепительный мужчина всего лишь придаток к головному убору. Стоит
Белому |
шейху |
снять |
чалму, |
и он тут же превращается |
|
в пустышку. |
|
|
|
|
|
Шляпа |
вообще |
может |
многое |
рассказать |
о характере |
персонажа. Когда Мастроянни играл в «8 1/2» |
режиссера, |
он носил такую же шляпу, что и я. Я ношу шляпы. Хотя делаю это исключительно для того, чтобы скрыть редеющие волосы. Марчелло и сам стал носить шляпу, после того как я убедил его, что в фильме «Джинджер и Фред» у его героя не должна быть такая густая шевелюра, как у него самого. Гримеры
лишили его этой красоты, |
и потом, до тех пор пока волосы |
не приняли прежний вид, |
мне кажется, Марчелло и спать |
ложился в шляпе. |
|
Мимолетное появление на экране Джульетты в роли Кабирии, добродушной маленькой проститутки, которая старается утешить Айвена, когда он думает, что потерял жену, оказалось
очень важным для артистической карьеры Джульетты. И для моей, режиссерской, тоже. Джульетта была так великолепна, что продюсер Лоренцо Пегораро, который хотел делать со мной «Дорогу», больше не просил меня взять на роль Джельсомины «более молодую и привлекательную актрису». И, конечно же, эта сцена вдохновила меня на «Ночи Кабирии». Можно сказать, что Кабирия была бедной, погибшей сестрой Джельсомины.
«Белый шейх» стал моей первой картиной, в которой зазвучала музыка Нино Рота. Наши долгие и безоблачные отношения начались за стенами «Чинечитта», когда мы еще ничего не слышали друг о друге. Однажды я обратил внимание на забавного низенького человечка, который дожидался трамвая не там, где надо. Казалось, он пребывал в прекрасном расположении духа и забыл обо всем на свете. Что-то заставило меня встать там же, рядом с ним, и ждать, что будет. Я не сомневался, что трамвай остановится, где положено, и нам придется бежать за ним, а незнакомец был, похоже, твердо уверен, что
трамвай остановится рядом. Думаю, мы часто заставляем свершаться то, |
во что верим. |
|
К моему величайшему |
удивлению, трамвай встал как вкопанный прямо |
перед нами, |
и мы спокойно вошли |
в него. Мы с Нино работали вместе до самой |
его смерти |
в 1979 году. Такого, как он, больше не будет.
Я показал отснятый материал «Белого шейха» Росселлини еще до окончания монтажа. Робертино одобрил фильм. Его мнение для меня много значило. Вскоре после этого я, помнится, сказал Росселлини, что надеюсь когда-нибудь отплатить ему добром за такое великодушие. А он ответил, что лучшей благодарностью для него будет, если я, в свою очередь, вдохну веру в кого-нибудь еще, если я вспомню его и помогу талантливому молодому человеку, когда придет время и я стану одним из лучших итальянских режиссеров.
Работая над фильмом «Пайза», я понял, что хочу быть кинорежиссером.
40
Я еще подумал тогда, что, возможно, именно в кино, а не в журналистике мое будущее. Снимая «Белого шейха», я знал, что я уже кинорежиссер.
Продолжение следует
Перевод с английского В. Бернацкой
Рисунки Федерико Феллини
Фрагменты. |
|
Публикуется по: |
Charlotte |
C h a n d l e r. I, |
Fellini. Русский |
перевод книги выходит |
||||||
в издательстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Вагриус». |
|||
1 |
Персонаж комиксов и мультфильмов, пучеглазый морячок; |
съедая банку консервированного шпината, |
||||||||||
он превращался |
|
|
|
|
|
|
|
|
в силача. |
|||
2 |
Рубен Голдберг (1883—1970) — карикатурист. Известен своими карикатурами, в которых выдуманные |
|||||||||||
им сложные |
изобретения |
выполняют |
примитивные |
и никому |
не нужные |
операции. |
||||||
3 |
Персонаж комиксов художника Ф. Оппера (1900—1932) — незадачливый американец, бродяга и пьяница. |
|||||||||||
4 |
Лаурел |
|
|
и Харди — |
комическая |
|
пара |
|
немого |
кино. |
||
5 |
Том |
Микс |
(1880—1940) |
— |
звезда |
|
немых |
голливудских |
вестернов. |
|||
6 |
Ветчина, |
|
|
|
|
|
окорок |
|
|
|
|
(итал.). |
7 |
Роман |
|
|
|
|
|
с прототипами |
|
|
|
(фр.). |
|
8 |
Фред |
|
Макмарри |
(1908—1991) |
— |
американский |
|
комедийный |
актер. |
|||
9 |
Кекс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(итал.). |
10 Солдат, сокращенное от “goverment issue” (казенное имущество); слово вошло в обиход во время второй
мировой |
|
|
|
|
войны. |
11 Серджо |
Амидеи |
(1904—1981) |
— |
итальянский |
сценарист. |
12 Альдо Фабрици (1905—1990) — итальянский актер, сценарист, режиссер. Международную известность получил, сыграв священника-антифашиста дона Пьетро в фильме «Рим — открытый город». 13 Роман в картинках с продолжением.
Снимать фильмы — все равно что заниматься любовью
Много говорилось об автобиографической природе моих картин,
о моем желании |
рассказать |
о себе все. На самом деле |
я использую опыт |
как каркас, |
а вовсе не веду подробный |
репортаж о своей жизни. Я использую материал из собственной
биографии, |
потому что |
уверен: |
приводя |
подлинные |
факты, |
я меньше |
раскрываюсь, |
чем |
если бы |
заговорил |
о своем |
подсознании, фантазиях, мечтах и вымыслах. Вот где вся наша поднаготная. Вот где тайна. Тело легко скрыть под одеждой, но
не так-то просто скрыть душу. |
Сними я фильм о собаке или |
|
|||||
о стуле, |
он все равно был бы в |
какой-то |
степени |
|
|||
автобиографическим. Чтобы по-настоящему меня узнать, надо |
|
||||||
хорошо знать мои фильмы, потому что они зарождаются в самой |
|
||||||
глубине |
моего |
существа, в них |
я полностью |
раскрыт — даже |
|
||
перед собой. |
В них я обретаю |
идеи |
для |
будущих |
картин |
|
|
и открываю мысли, о которых даже не знал, что они у меня есть. |
«Сладкая жизнь» |
||||||
То, что порождает мое воображение, есть откровение, глубокая |
|
истина моего внутреннего «я». Возможно, это мой способ психотерапии. Когда я снимаю фильмы, то словно беру у себя интервью.
Меня критиковали за то, что я снимаю фильмы для собственного удовольствия. Эта критика основательна, потому что справедлива. Только так я и могу работать. Если вы снимаете картину, чтобы доставить удовольствие кому-то другому, то не доставите его никому. У меня нет сомнений: в первую очередь, вы должны удовлетворить себя. Создавая нечто, что доставляет вам удовольствие, вы выкладываетесь полностью —
41
лучше вам ничего не сделать. А если это доставляет удовольствие еще и другим, то можно работать дальше. Тогда я
счастлив. Если же то, что я делаю, меня не радует, это приносит муки и не дает двигаться дальше.
Стивену Спилбергу невероятно повезло: он любит то, что нравится очень многим людям.
Он может |
быть |
искренним и одновременно |
преуспевающим. Художник |
должен |
самовыражаться, |
делая то, что он любит, в собственном, одному ему присущем стиле, |
|||
и не идти |
на компромиссы. Те же, кто только |
и пытается угодить публике, |
никогда |
не станут подлинными творцами. Маленькая уступка здесь, маленькая уступка там — вот личность и утрачена. Раз — и нету.
Когда в работе наступают трудности — не ладится режиссура, нет денег, — я говорю себе: радуйся, что твой труд нелегкий. Ведь, на мой взгляд, каждый должен хотеть быть
режиссером, и будь это легко, конкуренция была бы огромна. |
Я говорю это себе, |
но не убеждаю. Я ленив — особенно в том, что мне не нравится |
делать. Хотелось бы |
иметь покровителя — как в добрые старые времена, — который сказал бы мне: «Делай, что хочешь и как можно лучше». Ведь деньги даются на определенных условиях, и поэтому я солидарен с Пиноккио, когда тот не хочет быть куклой, а хочет быть «живым мальчиком», то есть самим собой.
День, когда я не работаю, я воспринимаю как потерянный. В этом смысле снимать кино для меня — все равно что любить.
Самые счастливые моменты моей жизни связаны со съемками. Хотя они забирают меня всего, поглощают все мое время, мысли, энергию, я чувствую себя во время съемок свободнее, чем в отпуске. Я и физически чувствую себя лучше, даже если совсем не сплю. И удовольствие, испытываемое в такие активные дни, куда сильнее, чем в обычные, потому что утончается восприятие. Еда становится вкуснее. Физическая близость острее.
Для кинорежиссера очень важно быть энергичным, предельно энергичным. Я же вовсе не считал себя таким. Считал, что энергии-то мне и недостает да и лени хватает. Хотя, правда, у меня никогда не было большой потребности в сне, спал я всегда мало — только несколько часов ночью, днем никогда. Может, потому, что мой мозг постоянно работал.
Во сне ко мне приходят лучшие мысли — возможно, оттого что выражаются они скорее в образах, чем в словах. Проснувшись, я тороплюсь побыстрее зарисовать их, пока они не поблекли или не исчезли совсем. Потом они могут вернуться, но не всегда в первоначальном виде.
То, что я не нуждаюсь в продолжительном сне, становится преимуществом, когда
яработаю над фильмом. Я могу встать как угодно рано — не важно, когда я лег. При этом
ястараюсь не упустить из вида, что не все устроены подобным образом и работающим вместе со мной людям все-таки нужно иметь для отдыха свободное время.
Думаю, каждого творческого человека посещает мысль о возможном творческом бессилии, мысль, что однажды колодец может пересохнуть. Это беспокоит Гвидо в «8 1/2». Сам я до сих пор не испытывал этого страха. Иногда я даже не успеваю обработать свои идеи. Но я могу вообразить подобное. Это похоже на сексуальную импотенцию. Я не ощущаю приближения этого состояния, но если буду жить достаточно долго, оно
42