ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Жанры игрового кино — группы произведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения[Кн 1].
Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр в свою очередь может разделяться на несколько поджанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам[Кн 2].
Определение жанра
Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой[БСЭ 1].
ЖАНР (франц. genre от лат. genus, generis — "род, вид, племя, поколение") — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу — в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Жанр — условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества.
Общая для искусствоведения в целом проблема определения жанра актуальна и для кинематографа[Пр 1]. При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается как синоним коммерческого кино[Пр 2], рассматривающего фильм как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу[Пр 3][ИК 1][Пр 4] имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта[Пр 5], самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссёры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности, накладывали определённый отпечаток на свои фильмы, у них был определённый почерк, по которому их сразу узнавали»[Пр 6]. В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определённым стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.
В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, то есть понятия «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый «мейнстрим» (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы «мейнстрима» делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся «жанровые стереотипы» и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т. п.). Это облегчает выполнения коммерческих задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его «законы» в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссёра-создателя авторского фильма.
Таким образом, речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддается стандартному классифицированию.
Возникновение и становление жанров
Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы[Пр 7]. Каждая студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures — на комедиях, Universal Studios — на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer — на мюзиклах.
Однако прежде всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна, Клинта Иствуда и Рэндольфа Скотта с вестернами, Джеймса Кэгни и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией[Пр 7].Основой для всех многочисленных существующих в настоящее время жанров стали три жанра эры зарождения кино: мелодрама, комедия, авантюрный фильм[Кн 3][Кн 1], иногда к ним также относят феерию[Кн 4]. При этом отмечается, что мелодрама была основным жанром немого кино[Кн 2].
Позднее жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне ассоциируются с боевиками, Джим Кэрри и Лесли Нильсен — с комедиями. Также существуют режиссёры, специализирующиеся на фильмах определённого жанра. Некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок — с триллерами, Джон Форд — с вестернами, Дуглас Сирк — с мелодрамами[Пр 7]. Позднее Уэс Крэйвен и Ламберто Бава специализировались на фильмах ужасов, Джон Хьюз — на семейных фильмах и фильмах для подростков, Дэвид Цукер — на пародийных комедиях, Джон Ву — на боевиках, Роланд Эммерих — на фильмах-катастрофах[Пр 7].
За годы существования популярные мотивы стали клише, и традиционные киножанры стали приобретать новое, иное толкование, расхожие клише стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться[Пр 7].
Система жанров
Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают[БСЭ 2]. Киновед Д. Солунский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям. А теперь это креатив.»[Пр 1] Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика»[Пр 8]. Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам. Роберт Стэм усматривает четыре ключевых проблемы в исследовании жанра: объём использования конкретного жанрового термина; поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру; чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру; проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени[Пр 8]. Вместе с тем, киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов[Пр 8].
Практическое значение жанровой системы кинематографа
Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача — сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги. Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении.
Жанр/Поджанр |
Краткое определение согласно авторитетному источнику |
Пример жанра «в чистом виде» (1-2 фильма) |
Наиболее авторитетные источники |
Примечание |
|
По способу построения художественного образа[БСЭ 1][Кн 5] |
|||||
Драматические жанры |
|||||
Трагедия |
Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей[КЭС 1]. Противоположна комедии[БСЭ 3]. |
|
БСЭ[БСЭ 3] Кино (энц.сл.)[КЭС 1] |
|
|
Кинокомедия |
Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического[КЭС 2]. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей[БСЭ 4]. |
|
БСЭ[БСЭ 4] Кино (энц.сл.)[КЭС 2] |
|
|
|
|
Поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий. |
|
БСЭ[Пр 10] Ист.отеч.кино[Кн 6] |
|
|
Интрига фильма построена на отношениях влюблённых[Кн 7]. |
|
Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] |
|
|
|
|
|
Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] |
|
|
|
Используются приёмы сатирической гиперболы; резкое изменение привычных жизненных связей и пропорций[Кн 7]. |
|
Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] |
|
|
|
|
|
Киновед. публ.[Пр 1] |
|
|
|
см. раздел «Музыкальные жанры» |
||||
Трагикомедия |
Вид драматических произведений, совмещающих черты, свойственные комедии и высокой драме, трагедии[КЭС 3]. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта. Сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому[БСЭ 5]. |
|
БСЭ[БСЭ 5] Кино (энц.сл.)[КЭС 3] |
|
|
Драма |
Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения[БСЭ 6]. |
|
БСЭ[БСЭ 6] |
|
|
|
|
|
|
БСЭ[БСЭ 7] |
|
|
Разновидность драмы, сложившаяся в немецком театральном искусстве и кино в начале 1920-х годов. Характерные признаки: психологизм, граничащий с натурализмом, обычно немногочисленность персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм, единство места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленность темпа, особое внимание к деталям, приобретающим символическое значение[КЭС 4]. |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 4] |
|
|
Мелодрама |
Традиционный драматургический жанр с характерными признаками: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя[КЭС 5]. |
|
БСЭ[БСЭ 8] Кино (энц.сл.)[КЭС 5] |
|
|
Эпические жанры |
|||||
Киноэпопея |
Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия — арены истории[Кн 9]. |
|
БСЭ[БСЭ 9] Кино (энц.сл.)[КЭС 6] |
|
|
Кинороман |
|
|
Власов[Кн 5] |
|
|
Киноповесть |
|
|
Власов[Кн 5] |
|
|
Киноновелла |
Действие развивается вокруг одного локального события или происшествия в жизни героев[Кн 10] |
|
Власов[Кн 5] |
|
|
|
Также (слияние жанров): |
||||
|
см. раздел «Лирические жанры» |
||||
|
|
|
БСЭ[БСЭ 9] |
Разновидность сатирической комедии |
|
Феерия |
Жанр, распространённый на заре кинематографа в начале XX века. По происхождению близок к театральной и цирковой феерии. Характеризуется яркой зрелищностью с элементами фантастики, сказочными сюжетами, использованием специальных приёмов киносъёмки — стоп-кадр, многократная экспозиция, замедленная и ускоренная съёмки и др., включались элементы балета и пантомимы[КЭС 7] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 7] |
|
|
Лирические жанры |
|||||
Кинопоэма |
|
|
Власов[Кн 5] |
|
|
Лирическая новелла |
|
|
БСЭ[БСЭ 9] |
Разновидность киноновеллы |
|
На основе фольклора |
|||||
Сказка |
|
|
БСЭ[БСЭ 9] |
|
|
Притча |
Характерна простота фабулы, заданность характера, возвращение героя на круги своя[Кн 11] |
|
Ист.отеч.кино[Кн 11] Шилова[Кн 12] |
|
|
По предмету отражения[БСЭ 1] |
|||||
Приключенческий фильм (Авантюрный фильм) |
Группа жанров, которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и т. п.)[КЭС 8] |
|
БСЭ[БСЭ 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 8] |
|
|
Вестерн |
Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в.[КЭС 9] |
|
БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 9] |
Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-тематических признаков[Кн 13]. |
|
|
|
Вестерны, снимавшиеся в Италии[КЭС 9] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 9] |
|
Детектив |
Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника[КЭС 10] |
|
БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 10] |
Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-композиционных признаков[Кн 13]. |
|
Нуар («Чёрный» фильм) |
Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя[КЭС 11] |
|
Киновед. публ.[ИК 2], Кино (энц.сл.)[КЭС 11] |
Часть исследователей полагает, что фильмы-нуар — это явление внежанровое[Пр 11] |
|
Триллер |
Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника[КЭС 12] |
|
Сл. по общ. наукам[Пр 12] Кино (энц.сл.)[КЭС 12] |
Разновидность прикл. ф. |
|
Гангстерский фильм |
Категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях[КЭС 13] |
|
БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 13] |
Разновидность приключенческого фильма |
|
Фильм-катастрофа |
Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны[КЭС 14] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 14] |
Разновидность прикл. ф. |
|
Боевик |
Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков и т. п.[Пр 13] |
|
Нов. словарь русс. яз.[Пр 13] |
Разновидность прикл. ф. |
|
Исторический фильм |
Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого[КЭС 15] |
|
Киновед. публ.[Пр 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 15] |
|
|
|
|
Произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица — обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры[КЭС 16] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 16] |
|
|
см. раздел «Музыкальные жанры» |
||||
|
Условно-историческое действие, романтический герой которого с отвагой преданно служит справедливости. Большое место занимают эпизоды с фехтованием и скачками[КЭС 8] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 8] |
Разновидность прикл. ф. |
|
|
Первоначально итальянские исторические и мифологические ленты, как правило на основе событий древнего мира[Кн 14] |
|
Энц. кино[Кн 14] Киновед. публ.[Пр 14] |
Разновидность приключенческого фильма |
|
|
Рассказывается о событиях истории, о борьбе народов за свободу и независимость, о борьбе трудящихся против феодального и капиталистического строя[КЭС 17] |
|
Энц. кино[КЭС 18] Ист.отеч.кино[Кн 15] |
|
|
Также (слияние жанров): |
|||||
|
|
|
БСЭ[БСЭ 7] |
Разновидность драмы |
|
Фантастический фильм |
Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего[КЭС 19] |
|
БСЭ[БСЭ 11] Кино (энц.сл.)[КЭС 19] |
Разновидность прикл. ф. |
|
|
|
|
|
БСЭ[БСЭ 11] |
|
|
|
|
БСЭ[БСЭ 11] |
|
|
|
|
|
БСЭ[БСЭ 11] |
|
|
|
|
|
БСЭ[БСЭ 11] |
|
|
|
|
|
Искусство Кино[ИК 3] |
|
|
Политический фильм |
Фильм, тема и сюжет которого связаны с политикой — классовой борьбой, национально-освободительными движениями, международными проблемами, вопросами государства и власти и т. д.[КЭС 20] |
|
БСЭ[Пр 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 20] |
|
|
Фильм ужасов |
Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха[КЭС 21]. Подразделяются на 3 направления:
|
|
БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 21] |
Разновидность приключенческого фильма |
|
|
|
Первоначально итальянский фильм ужасов, основанный на синтезе классического детектива, готической психоделики и максимально жестокого фильма ужасов, зачастую с очень примитивным сюжетом[ИК 4] |
|
Искусство Кино[ИК 4] КЭСЛ[Кн 16] |
|
|
Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности[ИК 5] |
|
Искусство Кино[ИК 5] |
|
|
|
|
|
Искусство Кино[ИК 6] |
|
|
Музыкальные |
|||||
Музыкальный фильм |
Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины[КЭС 22] |
|
БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
|
|
|
|
Вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую[КЭС 23] |
|
БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 23] |
Жанр возник на основе формально-языковых признаков[Кн 13]. |
|
Фильм с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания[КЭС 22] |
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
|
|
|
|
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
|
|
|
|
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
|
|
|
|
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 24] |
|
|
|
|
|
Словарь музыки[Пр 15] Кино (энц.сл.)[КЭС 23] |
|
|
Также (слияние жанров): |
|||||
|
|
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
Разновидность кинокомедии |
|
|
|
|
Кино (энц.сл.)[КЭС 22] |
Разновидность биографического фильма |