ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что такое философия?

2. Неомарксизм Франкфуртской школы.

3. Философское и научное мышление.

4. Хайдеггер и Ясперс

5. Философия и Мифология

Глава 1. Мифология как первооснова развития философии

6. Структурализм и постструктурализм.

7. Философия и искусство

Свобода

Отчуждение

9. Материализм как философская позиция

10. Русская религиозная философия конца 19 — начало 20 века: основные идеи и представители

11. Идеализм и его исторические формы

12. Достоевский как философ

13. Агностицизм и его представители

14. Образ России в философии славянофилов

15. Проблема развития в диалектике

16. Исторические судьбы марксизма

17. Проблема бытия в философии досократиков

18. Анализ исторического процесса в философских работах Маркса

19. Философские идеи Гераклита Эфесского

20. Историческая эволюция позитивизма

21. Атомизм в античности и в Новое время

22. Ницше

23. Платоновская теория идей

24. Волюнтаризм Шопенгауера

25. Идеальное государство Платона

26. Идеалистическая диалектика Гегеля

27. Сократ как философ

28. Критическая философия Канта.

29. Эпикурейцы и стоики

30. Философия Просвещения

31. «Метафизика» Аристотеля

32. Учение о происхождении государства в метафизике 17 века

33. Политическая философия Аристотеля

34. Сенсуализм Локка

35. Основные черты и проблемы схоластики

36. Декарт как философ

37. Философия Фомы Аквинского

39. Философия возрождения

40. Политическая философия Макиавелли

29. Эпикурейцы и стоики

Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Философия эпикуреизма

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

1. Отсутствие телесного страдания;

2. Невозмутимость души;

3. Дружба.

Крупнейшим представителями греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограниченны. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.


Учение стоиков

Стоики считают частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Логика

Наряду с формально-логической теорией, стоическая логика содержит исследование теоретико-познавательных и лингвистических проблем.

Силлогистику стоики дополняют 5 гипотетическими, а точнее дизъюнктивными формами вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. При этом переменными заменяются не понятия, а высказывания:

1. Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B.

2. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.

3. A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, B не существует.

4. Существует либо A, либо B. A существует. Следовательно, B не существует.

5. Существует либо A, либо B. B не существует. Следовательно, A существует.

Философия языка стоиков занимается проблемой возникновения слов (этимологией). Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они происходят от «дзен» («жить»). В стоическом учении о значении различаются обозначающее, обозначаемое и реальный объект. Обозначающее представляет собой звуковой образ, связанный с голосом и его телесной функцией. Объект также относится к физической сфере. Значение же (лектон) не телесно. Оно — продукт духовной деятельности, потому как лишь содействию разума звук голоса становится осмысленной речью.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Возникающее при этом «впечатление» связывается с другими. Таким образом, понятия могут складываться естественным образом в качестве обобщения различных восприятий — стоики называют это пролепсис (предвосхищение). Представления переходят в понятия также благодаря деятельности разума (логос). Им, как и восприятиям, нужно одобрение логоса. Лишь таким образом возможно достичь понимания. Таким образом, действительное понимание объекта предполагает его точное запечатление в душе, подтверждаемое деятельностью здравого рассудка.


Физика

В своей физике стоики признают «сущим» лишь то, что действует или претерпевает, то есть тело. Пассивному началу соответствует материя (хюле), активному же — логос. Логос есть мировой разум, пронизывающий дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляющий ее развитие. Во всех вещах содержатся «семенные логосы», в которых и заложено их планомерное развитие.

Этика

Главная идея стоической этики — казуально и телеологически предустановленный ход мировых событий. Поскольку внешние блага всегда недоступны, внутренняя позиция — единственное, что во власти человека. Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой.

Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением(ортос логос), поскольку влечение становится аффектом лишь тогда, когда разум одобряет ценность его объекта. Понимание истинной ценности вещей препятствует стремлению к ложным благам или гасит страх перед мнимыми бедами. Понимающему свойственно знание о том, что никакие внешние блага не имеют ценности с точки зрения счастливой жизни.

Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Благими являются добродетели, к злу относится противоположное им. Безразличны все остальные вещи, поскольку они ничего не значат для достижения счастья. Они либо совершенно безразличны, либо «предпочтительны» или «непредпочтительны». Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Периодизация стоицизма

  • Древняя стоя: III–II века до нашей эры. Основатель школы — Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н. э.), Клеанф (?– ок. 232 г. до н. э.), придавший классической системе законченный вид. Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Гермил, Арат, Аратосфен, Зенон Тарсский и др.

  • Средняя стоя (стоический платонизм): II–I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180–110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135–51 гг. до н. э.). Они перенесли стоические идеи в Рим, смягчив присущий им этический ригоризм. Другие представители: Боэт, Панетий, Луцилий Бальб, Полибий, Посидоний, Ливий, Афинодор и др.

  • Поздняя стоя (римский стоицизм): I–II век н. э. Прежде всего это Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50–138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.). В центре их интересов — независимость от условий жизни и вопросы морали. К этому времени к стое начинают уже относиться как к своего рода популярной философии. Другие представители представители: Муссоний Руф, Лукан, Корнут, Арулен Рустик, Гай Луцилий, Марк Аврелий, Тацит, Арриан и др.

  • Иногда выделяют 4-ый период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I–II вв.н.э., Филона Александрийского.


В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.


30. Философия Просвещения

Эпо́ха Просвещения — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков (см. История философии), основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.