ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Неомарксизм Франкфуртской школы.
3. Философское и научное мышление.
Глава 1. Мифология как первооснова развития философии
6. Структурализм и постструктурализм.
9. Материализм как философская позиция
10. Русская религиозная философия конца 19 — начало 20 века: основные идеи и представители
11. Идеализм и его исторические формы
13. Агностицизм и его представители
14. Образ России в философии славянофилов
15. Проблема развития в диалектике
16. Исторические судьбы марксизма
17. Проблема бытия в философии досократиков
18. Анализ исторического процесса в философских работах Маркса
19. Философские идеи Гераклита Эфесского
20. Историческая эволюция позитивизма
21. Атомизм в античности и в Новое время
25. Идеальное государство Платона
26. Идеалистическая диалектика Гегеля
28. Критическая философия Канта.
32. Учение о происхождении государства в метафизике 17 века
33. Политическая философия Аристотеля
17. Проблема бытия в философии досократиков
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI–V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Условным это название является потому, что многие из виднейших досократиков действовали уже после жизни Сократа.
Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Наиболее известны следующие досократики:
Фалес Милетский
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит Эфесский
Диоген Аполлонийский
Ксенофан
Пифагор Самосский
Парменид из Элеи
Эмпедокл из Агригента
Анаксагор из Клазомен
Левкипп
Демокрит
Школы
Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.
18. Анализ исторического процесса в философских работах Маркса
В творчестве Маркса выделяют два периода:
Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Работы
Нищета философии (1843)
Экономическо-философские рукописи (1844)
Тезисы о Фейербахе (1845)
Немецкая идеология (1846)
Заработная плата и капитал (1847)
Манифест коммунистической партии (1848)
К критике политической экономии (1859)
Статьи о Гражданской войне в США (1861)
Капитал, т. 1. (1867)
Гражданская война во Франции (1871)
Критика Готской программы (1875)
Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.
19. Философские идеи Гераклита Эфесского
Гераклит Эфесский — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется».
Учение об Огне и Логосе
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
Идея всеобщей изменчивости и движения
Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.
20. Историческая эволюция позитивизма
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».
Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
1) Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт (Auguste Comte). Представители: Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart) (1806–1873), Герберт Спенсер (Herbert Spenser). (1820-1903 года).
2) Эмпириокритицизм — Представители: Эрнст Мах (1838-1916) (Ernst Mach), Рихард Авенариус (1843-1896) (Rihard Avenarius)
3) Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге (1848- 1925) Gottlob Frege, Бертран Рассел 1872 —1970 Bertrand Arthur William Russell , Людвиг Виттгенштейн (1889-1951) Ludwig Wittgenstein , Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
4) Постпозитивизм — Представители: Карл Поппер (1902–1994) Karl Raimund Popper , Томас Кун (1922–1996) Kuhn Thomas, И.Лакатос, Пол Фейерабенд (1924-1994), Полани, Тулмин
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин). См. также философия науки.
В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
-
Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Кант определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Кант повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.