ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Неомарксизм Франкфуртской школы.
3. Философское и научное мышление.
Глава 1. Мифология как первооснова развития философии
6. Структурализм и постструктурализм.
9. Материализм как философская позиция
10. Русская религиозная философия конца 19 — начало 20 века: основные идеи и представители
11. Идеализм и его исторические формы
13. Агностицизм и его представители
14. Образ России в философии славянофилов
15. Проблема развития в диалектике
16. Исторические судьбы марксизма
17. Проблема бытия в философии досократиков
18. Анализ исторического процесса в философских работах Маркса
19. Философские идеи Гераклита Эфесского
20. Историческая эволюция позитивизма
21. Атомизм в античности и в Новое время
25. Идеальное государство Платона
26. Идеалистическая диалектика Гегеля
28. Критическая философия Канта.
32. Учение о происхождении государства в метафизике 17 века
33. Политическая философия Аристотеля
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
16. Исторические судьбы марксизма
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм), теория отчуждения и учение о диктатуре пролетариата.
Часто принято разделять:
Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
Марксизм как политическое течение, утверждающего неизбежность классовой борьбы и ведущую роль пролетариата в развитии капиталистического общества.
Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
В творчестве Маркса выделяют два периода:
Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Диалектический материализм.
Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856–1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.
Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввел в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».
Марксистские и постмарксистские школы и направления
Теория и идеология Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и в политике.
Российский марксизм XIX — нач. XX в.в.
Плеханов Г. В.
Ленин В. И.
Богданов А. А.
Троцкий Л. Д.
Мартов Ю. О.
Дан Ф. И.
Чхеидзе Н. С.
Аскельрод П. Б.
Российский марксизм XX в.
Ильенков Э. В.
Выготский Л. С.
Лифшиц М. А.
Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
Кагарлицкий Б. Ю.
Тарасов А. Н.
Западный марксизм XIX — начале XX в.
Карл Каутский
Роза Люксембург
Рюле, Отто
Западный марксизм и неомарксизм XX в.
Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
Карл Манхейм — разработка концепции идеологии.
Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной революции».
Франкфуртская школа.
Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
Бертелл Оллман — отчуждение.
Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».
Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.
Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.
Эрнесто Лакло
Шанталь Муфф
Сущность и исторические судьбы марксизма как философской системы.
Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди — актеры и авторы собственной драмы.Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди — актеры и авторы собственной драмы. Не сознание людей опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во — пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяю¬щим. Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва — свободное время.
Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.
<Открытое общ-во и его враги>. К.Поппер. В этой книге Поппер рассм. идейные истоки тоталитарного общ-ва, кот уходят в историю (конфуцианство, Платон и тд)
Русский марксизм и эволюция философии в послереволюционной России
Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал историю Ф, гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории. Ленин (1870-1924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэкмии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
Исторические судьбы марксизма определены его составными частями. Известно ленинское деление марксизма на “составные части”. Но обычно марксисты не обращают внимание на то обстоятельство, что это деление противоречит методологии марксизма, по которой идеология есть выражение интересов определённой социальной группы и, если идеология имеет “составные части”, то это означает, что она выражает интересы нескольких социальных групп.
Марксизм зарождался как идеология класса культуры, о чём свидетельствует гуманистическая направленность философии молодого Маркса. В исторических условиях середины XIX века данный класс ещё не мог иметь свою собственную классовую идеологию. А любая развитая форма создаваемой им идеологии должна была включать, и включила, в себя интересы трёх классов нового типа общественного товарообмена и интересы их “материального орудия”, т.е., класса прежнего типа общественного товарообмена — пролетариата.
Когда гуманистическая философия «находит в пролетариате своё материальное оружие» /Маркс/, тогда процесс создания «четырёхклассовой» идеологии в основном завершён, ибо всё остальное — это детали, обеспечивающие конкурентоспособность данной идеологии среди других.
Стержнем марксовой идеологии стала идея, которая уже несколько веков продуцировалась “интеллигенцией” при разработке проектов рационального социального переустройства, — идея уничтожения частной собственности.
С этой идеей «шустрые интеллигенты» (М. Восленский) «шли в народ», сначала к крестьянству, а потом и к пролетариату, пытаясь убедить их в том, что именно она (идея уничтожения частной собственности) выражает их интересы. («И вдруг к рабочему являются интеллигенты, только что провозгласившие марксизм неприкосновенной догмой, и заявляют: „Твоя точка зрения — вовсе не твоего класса. Мы, интеллигенты, научим тебя твоему классовому интересу“. Не странно ли? Не только странно, но и подозрительно. И чем дальше вслушиваешься в рассуждения шустрых интеллигентов, тем подозрительней становится»)