ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Билет 10 Рынок имеет сложную структуру, его можно классифицировать:
Ø по объектам:
1) рынок товаров:
а) рынок предметов потребления,
б) рынок средств производства;
2) рынок капиталов;
3) рынок ценных бумаг;
4) рынок рабочей силы;
Ø по географическому признаку:
а) национальный;
б) местный;
в) локальный;
г) международный;
Ø по типу экономических отношений:
а) свободный;
б) монополистический;
в) смешанный;
Ø с позиций покупателей и продавцов:
а) рынок покупателя;
б) рынок продавца;
Ø по уровню насыщения:
а) уравновешенный;
б) дефицитный;
в) насыщенный;
Ø по отношению к существующему законодательству:
а) легальный (официальный);
б) нелегальный (теневой).
Рыночная инфраструктура – это система государственных, частных и общественных институтов (организаций, предприятий), которые обслуживают субъектов рыночных отношений и обеспечивают их эффективное взаимодействие.
Виды инфраструктуры:
1) организационно-техническая – товарные биржи, торгово-промышленные палаты, торговые дома, ярмарки, аукционы, транспортные коммуникации, средства оперативной связи;
2) финансово-кредитная – фондовые и валютные биржи, банки, инвестиционные фонды и компании, страховые компании;
3) организационно-исследовательские – аудиторские фирмы, информационные и консультационные фирмы, специальные учебные учреждения.
Элементы инфраструктуры рынка:
Ø биржи (товарные, фондовые, рабочей силы, валютные, финансовые);
Ø ярмарки;
Ø аукционы;
Ø торговые дома;
Ø торгово-промышленные палаты;
Ø с траховые, аудиторские фирмы.
Билет 11, 12
К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:
1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.
2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.
4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.
5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.
6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.
7. Воспитание “экономического человека”, для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия.
Негативные стороны рынка
V Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.
Такими факторами являются различные формы монополизма, которые
деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
V Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и
общественного назначения;
V Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание
пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
V Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
V Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
V Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в
частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет
работать;
V Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и
услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание
детей и т.п.);
V Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий
и часть населения;
V Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных
исследований в науке;
V Неспособность структурных изменений производства, организации
денежного обращения, решения региональных и межгосударственных
проблем;
V Нестабильность развития и подверженность спадам производства и
инфляционным процессам;
V Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и
т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому
поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это
специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и
т.д.
Билет 13 1. Основные неценовые детерминанты спроса – доходы потребителей.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории. Кривая спроса на эти товары при увеличении дохода сдвигается вправо.
2. Цены на взаимосвязанные товары. Взаимосвязанные товары могут быть взаимозаменяемыми (субституты) и взаимодополняемыми (комплементарные товары). Товары – субституты, если увеличение цены на один из них приводит к увеличению спроса на другой. Товары комплементарные, если увеличение Р на один из их влечет к снижению спроса.
3. Вкусы потребителей.
4.Ожидаемые в будущем доходы и цены.
5.Численность потребителей на рынке.