Файл: билеты по зар.литр.17-18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.09.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17.

Эллинство и варварство в трагедии Еврепида «Медея».

Еврипид (482-406 г. до н. э.) жил в эпоху кризиса афинской демократии, когда произошел распад тех ценностей и норм, на которых держался столетиями афинский полис. Пошатнулась вера в богов, вера в судьбу человека.

Софистика - одно из проявлений кризиса. Софисты утверждали, что человек - мера всех вещей, что человеку представляется, то для него и существует, остальное - тайна. И раз богов человек не видит - значит их и нет.

Сократ - в своем учении вырос из софистики.

Медея - самая великая трагедия Еврепида.

В основу трагедии положен миф о Ясоне и его походе во главе аргонавтов в Колхиду. Согласно мифу, Ясон - наследник престола в Иолке, чтобы обрести трон, захваченный Пелием, должен был совершить подвиг - добыть у колхидского царя Ээта золотое руно.

Богини Гера и Афина решили помочь Ясону. Они попросили Афродиту заронить в сердце дочери Ээта Медеи любовь к Ясону. Колдовство Медеи позволило Ясону похитить священное руно. А затем, чтобы уплыть с Ясоном в Грецию, Медея велела убить своего брата. Она разрезала его тело на кусочки и разбросала в море так, чтобы отец, вместо того чтобы догонять беглецов, собирал останки сына.

За возвращение золотого руна Пелий обещал Ясону престол. Но это был обман. Медея отомстила Пелию - она (под предлогом того, что знает рецепт омоложения) искупала царя в кипящем отваре целебных трав. После чего Медея и Ясон бежали из Иолка.

Изгнанники с маленькими детьми поселились в Коринфе у друга Ясона царя Креонта. Но, неожиданно, старый царь предложил взять Ясону в жены свою дочь Креусу и вместе с ней коринфское царство.

Все эти события предшествуют трагедии Еврипида

Интересно, что главный герой трагедии - Медея. В греческом театре героем не могла быть варварка.

Трагедия начинается с того, что Медея узнает о решении Ясона покинуть ее.

Медея - чужестранка, которая нашла пристанище в Греции. Единственная ее опора - это муж. Для Медеи все было сосредоточенно в любви к Ясону, а теперь она осталась одна.

Тема трагического одиночества впервые звучит в трагедии.

Ясоно - вполне бытовая фигура. Перед ним не стояли никакие геройские задачи, обязанности. Им двигала жажда благополучия и обогащения. Впервые в трагедии появилась тема денег.


Медеей двигала страсть - любовь к Ясону, которая впоследствии переросла в ненависть. Впервые страсть стала движущей силой чловеческого поведения. Медея не простила Ясону измену. Она убивает соперницу (отравляет свадебный наряд) и ее отца. И дальше убивае своих детей.

Еврипид впервые обратил внимание на психологию героев и на их поступки, которые они совершают в определенном психологическом состоянии. Медея убила детей, потому что они были мостом, связывающим ее с Ясоном. Кроме того, она обрекла Ясона на те же страдания, что испытывала сама - на полное одиночество. Она причиняет ему ту же боль, что причинили и ей.

В финале - Медея даже не дает Ясону проститься с телами детей.

Медея одержала победу, но победа эта - ее поражение. Торжество Медеи - мнимое.

Очень важно, что Медея - варварка. Она всецело подчинена стихии страстей, в противовес цивилизованным нормам, законам и культуре Греции, к которым приобщил ее Ясон.

Интересно, что именно законы цивилизованного общества пробудили в ней необузданные порывы и подталкнули к таким поступкам, на которые не способен ни один варвар. Цивилизация оказалась не только не способно обуздать варварство, а, наоборот, даже разожгла, вынесла на поверхность самые темные его проявления. В этом Еврипиду виделся глубочайший кризис всего греческого миропорядка.

18.

Трактовка Еврепидом образа Ифигении в трагедии «Ифигения в Авлиде».

В основу трагедии «Ифигения в Авлиде» положен миф о жертвоприношении Агамемнона. Предводитель Ахейского войска, чтобы снискать благополучие богов, принес в жертву свою дочь - Ифигению.

Начинается трагедия с того, что Агамемнон послал в Аргос гонца за Клитемнестрой и дочерью, чтобы тот привез их в Авлиду, где остановилось эфейское войско. Агамемнон обманывает их - не говорит, что собирается принести в жертву дочь, а говорит, что хочет выдать Ифигению замуж за Ахиллеса (сына богини). Но в какой-то момент Агамемнону становится жаль дочь, и он посылает второго вестника, чтобы тот остановил их. Вестника перехватывает Менелай (муж Елены, он заинтересован в продолжении войны).

Агамемноном двигало честолюбие - он хотел власти, а не успешного исхода войны. И он решил принести в жертву дочь не ради интересов греческого войска и своего народа. Так же как и Менелай не честь жены отстаивал, он просто любил красивых женщин. А все греческое войско, к тому времни, превратилось в толпу черни, которых манило только богатства Трои.


Приезжает Клитемнестра с детьми. Еврипид изображает ее нежной, заботливой матерью, а Ифигению - нежной, заботливой дочерью, которая любит Агамемнона. Когда Клитемнестра узнала, что ждет дочь, она обратилась за помощью к Ахиллу, ради которого она ее привезла.

Образ Ахилла отличается от образа в «Илиаде» Гомера. Ахилл рассудочный, но при этом, отзывчивый. Он взялся защитить Ифигению. Когда Ифигения узнала, что ее ждет она пошла к отцу. Она пыталась умолить отца пощадить ее, вспоминала детство, заботу и ласку их друг о друге, плакала, заклинала. Но Агамемнон остался непреклонным - «Мы с тобой ничто перед Элладой».Тогда Ифигения решила добровольно принять свою смерть.

Я умру - не надо спорить, - но пускай по крайней мере,

Будет славной смерть царевны, без веревок и без жалоб.

На меня теперь Эллада, вся великая Эллада

Жадно смотрит…

Ахилл был так потрясен поведением царевны, что проник к ней любовью и захотел жениться. Он предложил ей спасение. Но царевна поднялась на алтарь. В последний момент Артемида не приняла жертвы и унесла Ифигению в Тавриду, где та стала жрицей храма.

Идея самопожертвования была немыслима для сознания людей в дохристианскую эпоху. Кроме того, в древнегреческой традиции было четкое распределение ролей - женщина предназначалась для семьи и никогда не принимала участия в общественной жизни. Она оставалась вне политики. Ифигения же погибла во имя интересов государства. Это в корне противоречит традиции. И самое интересное то, что героиня меняется в ходе драммы. Сначала она - слабая девушка, которая просит помощи, но потом она сама идет на смерть. Это непредсказуемый финал. Этого до Еврипида вообще никто не делал.

Еврипид показал полное разложение афинского общества сверху до низу. Герои его трагедии были заняты исключительно своими корыстными интересами. Но именно на этом фоне родился обрах Ифигении. Она преодолела слабость, желание жить, и сама совершили это восхождение, доросла в ходе драмы до подлинного героизма.

Еврипиду казалось, что из того глубочайшего кризиса, который переживало афинское общество, может родиться нечто новое. Свобода человеческой личности способна вызвать в будущем какой-то невероятный духовный подъем. Он искал опоры не в прошлом, а в будущем. Но его надежды не осуществились.


Трагедия создает модель космоса. Через страх и сострадание она приводит зрителя к духовному очищению.

Материал: В.Я. Бахмутский «Время первых»