ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины
Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения
Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности
Тема 3. Кино как вид искусства
Тема 5. Кино в контексте других искусств
Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве
Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова»
Кафедра киноведения
Методические рекомендации по курсу
«Введение в киноведение»
для студентов заочного отделения сценарно-киноведческого факультета
специальности «Киноведение»
Составитель: кандидат искусствоведения, доцент В.В.Виноградов
Москва 2012
Утверждено на заседании кафедры киноведения
(протокол №____ от_____________2012 г.)
1. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «Введение в киноведение» изучается студентами сценарно-киноведческого факультета, обучающимися по специальности (074201) «Киноведение».
Дисциплина «Введение в киноведение» является начальным курсом для студентов специальности «Киноведение» и читается в течение первого года обучения. Дисциплина дает представление о будущей профессии, выбранной студентами и круге профессиональных задач, встающих перед киноведами различных профилей. Соответственно в образовательной системе подготовки специалиста этот предмет является ознакомительным, несущим в себе элементы других основных дисциплин, позволяющий дать студенту общую картину его будущей профессиональной деятельности и подготовить его к изучению профильных предметов.
В результате изучения дисциплины «Введение в киноведение» студенты должны:
- иметь представление о месте и роли кино в жизни общества на разных этапах его истории, о специфике кино как искусства, его синтетической природе, о выразительных средствах и коллективном характере кинотворчества, о проблемах взаимодействия кино с другими видами искусства, о его взаимосвязи с телевидением и видео, о различных творческих методах и стилях киноискусства
- знать о предмете и методах киноведческого анализа, основных разделах киноведения, об актуальных проблемах и задачах кино и киноведческой науки на современном этапе.
2. Аннотация дисциплины
Задача курса «Введение в киноведение» призван дать студентам первоначальное систематическое изложение основных теоретических понятий и проблем, как самого кинематографа, так и киноведческой науки с целью последующего освоения профилирующих дисциплин (история отечественного кино, история зарубежного кино, мастерство кинокритики, теоретический анализ фильма, теория кино, и т.д.). Дисциплина дает представление о мировом кинопроцессе, его некоторых тенденциях, школах и направлениях.
Лекции знакомят студентов с основными этапами развития кинематографа, развивают понимание киноискусства как исторически складывающейся специфической формы общественного сознания, помогают учащимся выработать собственное представление об эволюции теории кино, его внутренних законах и специфике, а так же о социальной роли киноискусства и его месте в жизни общества.
Форма контроля:
Для усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены следующие формы контроля: промежуточная - контрольная работа, итоговая - экзамен.
Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и предоставляется в приложение к диплому.
3. Тематический план и расчЕт по видам занятий учебной дисциплины
3.1
Вид работы |
Трудоемкость (акад. ч.) |
Общая трудоемкость |
108 |
Аудиторная работа |
12 |
Самостоятельные занятия |
87 |
Экзамен |
9 |
3.2. Тематический план дисциплины
Наименование тем |
заочная форма обучения |
||
Количество часов (акад. час.) |
|||
Лекции |
Самостоят. занятия |
||
Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения. |
2
|
12
|
|
Тема 2. Кино – область современной культуры, экономики, промышленности. |
1 |
10
|
|
Тема 3. Кино как вид искусства |
1
|
10
|
|
Тема 4. Виды и жанры кино и телевидения |
2
|
12
|
|
Тема 5. Кино в контексте других искусств |
1
|
10
|
|
Тема 6. Художественный метод, направления, стиль в киноискусстве |
2
|
12
|
|
Тема 7. Социологические проблемы киноведения. Кино и общество. Кино и зритель. |
1 |
10
|
|
Тема 8. Кинокритика и печать о кино |
2
|
11
|
|
Итого по курсу |
12 |
87 |
4. CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Киноведение как наука. Предмет киноведения
Киноведение как область искусствоведения. Объект и предмет теории экранной культуры. Теория экрана как часть теории культуры. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками. Основные разделы киноведения. История кино, теория кино, кинокритика. Развитие киноискусства и этапы становления киноведения в России и за рубежом. Основные центры отечественной науки о кино (НИИкиноискусства, ВГИК, Госфильмофонд России). Ведущие направления и методы научного изучения киноискусства. Обзор справочной литературы по кинобиблиографии и фильмографии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1:
1. Объект и предмет теории экранной культуры.
2. Взаимосвязь киноведения с эстетикой, социологией и психологией искусства и другими науками.
Основная литература:
Бурсов Б. Критика как литература. Л., 1976
Григорьев А. Эстетика и критика, М., 1980
Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи.
Дополнительная литература:
Соколов В.С. Киноведение как наука, М., НИИкиноискусства, 2008
Кауфман Р. Очерки по истории художественной критики. М., 1990
Методологические проблемы художественной критики. М., 1987
Чупринин С. Критика - это критики. М., 1988
Эпштейн М.Н. – Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков.- М., Советский писатель, 1988.
Тема 2. Кино - область современной культуры, экономики, промышленности
Кино в системе современной культуры. Социальная полифункциональность кино. Проблемы взаимодействия кино и зрительской аудитории с точки зрения изменяющихся процессов социального общения. Основы научного прогнозирования кино. Взаимоотношения кино с телевидением и видео, воздействие кино на разные слои зрительской аудитории. Экономические аспекты функционирования и развития кинематографа. Кино как вид индустрии. Материально-техническая база кинематографа. Кино и научно-технический прогресс.
Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2:
1. Взаимоотношения кино с телевидением и видео, воздействие кино на разные слои зрительской аудитории.
2. Кино и научно-технический прогресс.
Основная литература:
Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Иностранная литература, 1960
Бела Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства, М.Прогресс, 1963
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Ж. «Киноведческие записки» №2.
Кино на рубеже веков, М.: Канон плюс, 2012
Что такое язык кино, М., Искусство, 1989
Дополнительная литература:
Ждан В. Введение в эстетику фильма. 1972.
Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973