Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЛАВИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ОСИПОВИЧ (1877—1940).

Фильмы:

«Пиковая дама» — 1916, реж. Я. Протазанов. «Барышня и хулиган» — 1918, реж. Е. Славянский. «Закованная фильмой» — 1918, реж. В. Туркин. «Дезертиры» — 1919, реж. Е. Славинский.

«Бухта смерти» — 1926, реж. А. Роом. «Слесарь и канцлер.» — 1923, реж. В. Гардин. «Шведская спичка» — 1922, реж. Л. Курбас.

«Частная жизнь Петра Виноградова» — 1934, реж. А. Мачерет.

Т Е М Е Р ИН А Л Е К С Е Й С Е Р Г Е Е В И Ч (р. 1927). Окончил ВГИК в 1952 г.

Фильмы:

«Саша вступает в жизнь» — 1957, реж. М. Швейцер. «Девушка с гитарой» — 1958, реж. А. Файнциммер.

«Повесть пламенных лет» (совместно с Ф. Проворовым) — I960, реж. Ю. Солнцева.

«Зачарованная Десна» — 1964, реж. Ю. Солнцева.

ТИССЭЭДУАРД КАЗИМИРОВИЧ (1897—1961). Заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, лауреат Государственных премий

Фильмы:

«Стачка» — 1924, реж. С. Эйзенштейн.

«Броненосец «Потемкин» — 1925, реж. С. Эйзенштейн.

«Александр Невский» — 1938, реж. С. Эйзенштейн и Д. Васильев. «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии) (совместно с А. Москвиным) — 1944 и 1945,

реж. С. Эйзенштейн.

«Встреча на Эльбе» — 1949, реж. Г. Александров. «Композитор Глинка» — 1952, реж. Г. Александров. «Бессмертный гарнизон» — 1956, реж. 3. Аграненко.

УРУСЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (р. 1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий. Окончил Ленинградский художественно-промыш­ ленный институт в 1929 г. и графический факультет Вхутенна (ныне Московский художественный институт им. Сурикова) в 1935 г.

Фильмы:

«Поединок» — 1944, реж. В. Легошин.

«Сельская учительница» — 1947. реж. M. Донской. «Кавалер Золотой Звезды» — 1950, реж. Ю. Райзман.

«Возвращение Василия Бортникова» — 1953, реж. В. Пудовкин. «Урок жизни» — 1955, реж. Ю. Райзман.

«Первый эшелон» (совместно с Ю. Екельчиком) — 1955, реж. M. Калатозов. «Сорок первый» — 1956, реж. Г. Чухрай.

«Летят журавли» — 1957, реж. М. Калатозов. «Неотправленное письмо» — 1960, реж. М. Калатозов. «Я Куба» — 1964, реж. М. Калатозов.

Ф Е Л Ь Д М А Н ДИМИТРИЙ МОИСЕЕВИЧ (1902).

Фильмы:

«Ухабы» — 1927, реж. А. Роом.

«Приведение, которое не возвращается» — 1930, реж. А. Роом. «Петербургская ночь» — 1934, реж. Г. Рошаль.

«Пэпе» — 1935, реж. А. Бек-Назаров. «Последняя ночь» — 1937, реж. Ю. Райзман.

«Давид Гурамишвили» — 1946, реж. Н. Санишвили, Н. Туманившили. «Отарова вдова» (совместно с Д. Канделаки) — 1957, реж. М. Чиаурели.

236


Ф О Р Е С Т Ь Е ЛУИ ПЕТРОВИЧ (1886 - 1949).

Фильмы:

«Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» — 1914 г., реж. В. Гончаров «Оборона Севастополя» — 1911, реж. В. Гончаров, А. Ханжонков.

«Его призыв» — 1925, реж. К. Эггерт. «Земля в плену» — 1927, реж. Ф. Оцеп. «Саламандра» — 1928, реж. Г. Рошаль. «Штурм» — 1931, реж. К. Эггерт. «Гобсек» — 1936, реж. К. Эггерт.

«Случай в вулкане» — 1940, реж. Л. Кулешов, А. Хохлова.

ШАТРОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1918). Окончил ВГИК в 1917 г.

Фильмы:

«Море студеное» — 1954, реж. Ю. Егоров. «Они были первыми» — 1956, реж. Ю. Егоров.

«Екатерина Воронина» — 1957, реж. И. Анненский. «Добровольцы» — 1958, реж. Ю. Егоров.

«Простая история» — 1960, реж. Ю. Егоров. «Командировка» — 1962, реж. Ю. Егоров. «Синяя тетрадь» — 1964, реж. Л. Кулиджанов.

ШЕЛЕНКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1903). Заслуженный деятель ис

кусств РСФСР, лауреат Государственных премий. Окончил ВГИК в 1929 г.

Фильмы:

«Джульбарс» — 1936, реж. В. Шнейдеров. «Зоя» — 1944, реж. Л. Арнштам.

«Далеко от Москвы» (совместно с Ю. Чен) — 1950, реж. А. Столпер. «Адмирал Ушаков» (совместно с Ю. Чен) — 1953, реж. М. Ромм. «Корабли штурмуют бастионы» (совместно с Ю. Чен) — 1953, реж. М. Ромм «Ромео и Джульетта» (совместно с Ю. Чен) — 1954, реж. Л. Арнштам. «Коммунист» (совместно с Ю. Чен) — 1957, реж. Ю. Райзман.

Опубликованы работы:

«Пути развития изобразительной формы». — Сб. «Мосфильм», вып. I., М. «Искусство», 1959

«Оператор и фильм». — Сб. «Мосфильм», вып. П . , М., «Искусство», 1961

ЮСОВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ (р. 1928). Окончил ВГИК в 1954 г.

Фильмы:

«Лейли и Меджнун» — 1960, реж. Т. Березанцева и Г. Валаматзаде. «Каток и скрипка» — 1960, реж. А. Тарковский.

«Иваново детство» — 1962, реж. А. Тарковский «Я шагаю по Москве» — 1964, реж. Г. Данелия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

3

 

Введение

5

 

Глава I. Производственные обязанности оператора

21

Операция киносъемки

21

 

Подготовка оператора к съемкам фильма

25

1. Работа над сценарием

25

2. Операторская экспликация

30

3. Постановочный проект фильма

32

4. Операторская группа

34

5. Подготовка технических средств съемки

34

Изобразительно-декорационное оформление

36

1. Творческое содружество оператора и художника

36

2. Оценка оптических свойств и качеств материалов

38

На съемочной площадке

44

 

1. Освоение

44

 

2. Съемка

47

 

Просмотр снятого материала

49

Пример работы над подготовкой и съемкой эпизода

 

фильма

50

 

Глава II. Композиция кинокадра

57

Основы кинокомпозиции

57

1. Изобразительно-монтажная композиция фильма

 

и эпизода

57

 

2. Изобразительная конструкция кадра

66

3. Приемы съемки

68

 

Кинокадр как картина

70

 

1. Формат кинокадра

70

2. Киноперспектива

73

 

3. Кинетические координаты

78

4. Динамические координаты

79

5. Монтажные координаты

84

Законы кинокомпозиции

86

1. Ясность предметной формы

86

2. Организация внимания

88

3. Светотональный акцент

90

4. Кинематографический образ

92

Пример работы над композицией кадра в фильме нормаль­

 

ного формата

97

 

Пример работы над композицией кадра в широкоформат­

 

ном фильме

103

 


Глава Ш. Киноосвещение

107

Искусство киноосвещения

107

Светотональное решение кадра

128

Работа со

светом в павильоне

130

1. Освещение фигур

130

2. Освещение декорации

133

3. Цветная съемка

138

Зрительная

культура оператора

140

Экспонометрический контроль

143

Пример работы со светом при съемке в павильоне

147

Глава IV. Работа со светом на натуре

153

Натура в фильме

153

1. Композиция натурных кадров

153

2. Выбор, оформление и съемка натурных кадров

157

Освещение на натуре

162

1. Источники света

162

2. Погода и климат

164

3. Дымка

165

4. Спектральный состав освещении

167

Условия натурного освещения

168

Освещенность объекта съемки

171

Подсветка

 

177

Условия съемок на натуре

178

1. Съемка в пасмурную погоду

178

2. Съемка на снежной натуре

179

3. Съемка на водной натуре

181

4. Режимная съемка

182

5. Съемка днем «под ночь»

182

6. Досъемка натурных кадров в павильоне

183

Специальные эффекты

184

1. Дождь

184

2. Снег

185

3. Лицо — небо — зелень

186

Натурная экспонометрия

188

Примеры работы со светом на натуре

189

Глава V. Работа над актерским эпизодам

196

Экранный

образ

196

Композиция кадра и мизансцена

200

Пластическая выразительность актера

204

Кинопортрет

20S

Техника работы над кинопортретом

210

1. Свет

210

2. Оптика

212

3. Грим

214

4. Съемка кинопроб

215

Примеры работы над экранным образом

217

Вместо заключения

226

Приложение

...

229


Г о л о в н я Анатолий Дмитриевич

МАСТЕРСТВО КИНООПЕРАТОРА

М., «Искусство». 1965. Стр. 240. 778 С

Редактор И . Н . В Л А Д И М И Р Ц Е В А

Оформление И . К Л Е Й Н А Р Д А

Художественный редактор Г . К . А Л Е К С А Н Д Р О В

Технический редактор И . Г . Р У М Я Н Ц Е В А

Корректор Р. М. К А Р М А З И Н О В А

Сдано в наб. 22. VIII — 1964 г. Подп. в печ 4/III 1965 г. Форм. бум. 60X901/16. Печ. л. 15. Уч. - изд. л. 15,136 Тираж 7000 экз. А. 07145

Изд. № 15 446 Заказ тип. № 8005 Цена 1 р. 20 к.

Издательство «Искусство». Москва, И-51. Цветной бульвар, 25. Типография «Кошут», Будапешт