ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СЛАВИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ ОСИПОВИЧ (1877—1940).
Фильмы:
«Пиковая дама» — 1916, реж. Я. Протазанов. «Барышня и хулиган» — 1918, реж. Е. Славянский. «Закованная фильмой» — 1918, реж. В. Туркин. «Дезертиры» — 1919, реж. Е. Славинский.
«Бухта смерти» — 1926, реж. А. Роом. «Слесарь и канцлер.» — 1923, реж. В. Гардин. «Шведская спичка» — 1922, реж. Л. Курбас.
«Частная жизнь Петра Виноградова» — 1934, реж. А. Мачерет.
Т Е М Е Р ИН А Л Е К С Е Й С Е Р Г Е Е В И Ч (р. 1927). Окончил ВГИК в 1952 г.
Фильмы:
«Саша вступает в жизнь» — 1957, реж. М. Швейцер. «Девушка с гитарой» — 1958, реж. А. Файнциммер.
«Повесть пламенных лет» (совместно с Ф. Проворовым) — I960, реж. Ю. Солнцева.
«Зачарованная Десна» — 1964, реж. Ю. Солнцева.
ТИССЭЭДУАРД КАЗИМИРОВИЧ (1897—1961). Заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, лауреат Государственных премий
Фильмы:
«Стачка» — 1924, реж. С. Эйзенштейн.
«Броненосец «Потемкин» — 1925, реж. С. Эйзенштейн.
«Александр Невский» — 1938, реж. С. Эйзенштейн и Д. Васильев. «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии) (совместно с А. Москвиным) — 1944 и 1945,
реж. С. Эйзенштейн.
«Встреча на Эльбе» — 1949, реж. Г. Александров. «Композитор Глинка» — 1952, реж. Г. Александров. «Бессмертный гарнизон» — 1956, реж. 3. Аграненко.
УРУСЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (р. 1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий. Окончил Ленинградский художественно-промыш ленный институт в 1929 г. и графический факультет Вхутенна (ныне Московский художественный институт им. Сурикова) в 1935 г.
Фильмы:
«Поединок» — 1944, реж. В. Легошин.
«Сельская учительница» — 1947. реж. M. Донской. «Кавалер Золотой Звезды» — 1950, реж. Ю. Райзман.
«Возвращение Василия Бортникова» — 1953, реж. В. Пудовкин. «Урок жизни» — 1955, реж. Ю. Райзман.
«Первый эшелон» (совместно с Ю. Екельчиком) — 1955, реж. M. Калатозов. «Сорок первый» — 1956, реж. Г. Чухрай.
«Летят журавли» — 1957, реж. М. Калатозов. «Неотправленное письмо» — 1960, реж. М. Калатозов. «Я Куба» — 1964, реж. М. Калатозов.
Ф Е Л Ь Д М А Н ДИМИТРИЙ МОИСЕЕВИЧ (1902).
Фильмы:
«Ухабы» — 1927, реж. А. Роом.
«Приведение, которое не возвращается» — 1930, реж. А. Роом. «Петербургская ночь» — 1934, реж. Г. Рошаль.
«Пэпе» — 1935, реж. А. Бек-Назаров. «Последняя ночь» — 1937, реж. Ю. Райзман.
«Давид Гурамишвили» — 1946, реж. Н. Санишвили, Н. Туманившили. «Отарова вдова» (совместно с Д. Канделаки) — 1957, реж. М. Чиаурели.
236
Ф О Р Е С Т Ь Е ЛУИ ПЕТРОВИЧ (1886 - 1949).
Фильмы:
«Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» — 1914 г., реж. В. Гончаров «Оборона Севастополя» — 1911, реж. В. Гончаров, А. Ханжонков.
«Его призыв» — 1925, реж. К. Эггерт. «Земля в плену» — 1927, реж. Ф. Оцеп. «Саламандра» — 1928, реж. Г. Рошаль. «Штурм» — 1931, реж. К. Эггерт. «Гобсек» — 1936, реж. К. Эггерт.
«Случай в вулкане» — 1940, реж. Л. Кулешов, А. Хохлова.
ШАТРОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1918). Окончил ВГИК в 1917 г.
Фильмы:
«Море студеное» — 1954, реж. Ю. Егоров. «Они были первыми» — 1956, реж. Ю. Егоров.
«Екатерина Воронина» — 1957, реж. И. Анненский. «Добровольцы» — 1958, реж. Ю. Егоров.
«Простая история» — 1960, реж. Ю. Егоров. «Командировка» — 1962, реж. Ю. Егоров. «Синяя тетрадь» — 1964, реж. Л. Кулиджанов.
ШЕЛЕНКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1903). Заслуженный деятель ис
кусств РСФСР, лауреат Государственных премий. Окончил ВГИК в 1929 г.
Фильмы:
«Джульбарс» — 1936, реж. В. Шнейдеров. «Зоя» — 1944, реж. Л. Арнштам.
«Далеко от Москвы» (совместно с Ю. Чен) — 1950, реж. А. Столпер. «Адмирал Ушаков» (совместно с Ю. Чен) — 1953, реж. М. Ромм. «Корабли штурмуют бастионы» (совместно с Ю. Чен) — 1953, реж. М. Ромм «Ромео и Джульетта» (совместно с Ю. Чен) — 1954, реж. Л. Арнштам. «Коммунист» (совместно с Ю. Чен) — 1957, реж. Ю. Райзман.
Опубликованы работы:
«Пути развития изобразительной формы». — Сб. «Мосфильм», вып. I., М. «Искусство», 1959
«Оператор и фильм». — Сб. «Мосфильм», вып. П . , М., «Искусство», 1961
ЮСОВ ВАДИМ ИВАНОВИЧ (р. 1928). Окончил ВГИК в 1954 г.
Фильмы:
«Лейли и Меджнун» — 1960, реж. Т. Березанцева и Г. Валаматзаде. «Каток и скрипка» — 1960, реж. А. Тарковский.
«Иваново детство» — 1962, реж. А. Тарковский «Я шагаю по Москве» — 1964, реж. Г. Данелия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора |
3 |
|
Введение |
5 |
|
Глава I. Производственные обязанности оператора |
21 |
|
Операция киносъемки |
21 |
|
Подготовка оператора к съемкам фильма |
25 |
|
1. Работа над сценарием |
25 |
|
2. Операторская экспликация |
30 |
|
3. Постановочный проект фильма |
32 |
|
4. Операторская группа |
34 |
|
5. Подготовка технических средств съемки |
34 |
|
Изобразительно-декорационное оформление |
36 |
|
1. Творческое содружество оператора и художника |
36 |
|
2. Оценка оптических свойств и качеств материалов |
38 |
|
На съемочной площадке |
44 |
|
1. Освоение |
44 |
|
2. Съемка |
47 |
|
Просмотр снятого материала |
49 |
|
Пример работы над подготовкой и съемкой эпизода |
|
|
фильма |
50 |
|
Глава II. Композиция кинокадра |
57 |
|
Основы кинокомпозиции |
57 |
|
1. Изобразительно-монтажная композиция фильма |
|
|
и эпизода |
57 |
|
2. Изобразительная конструкция кадра |
66 |
|
3. Приемы съемки |
68 |
|
Кинокадр как картина |
70 |
|
1. Формат кинокадра |
70 |
|
2. Киноперспектива |
73 |
|
3. Кинетические координаты |
78 |
|
4. Динамические координаты |
79 |
|
5. Монтажные координаты |
84 |
|
Законы кинокомпозиции |
86 |
|
1. Ясность предметной формы |
86 |
|
2. Организация внимания |
88 |
|
3. Светотональный акцент |
90 |
|
4. Кинематографический образ |
92 |
|
Пример работы над композицией кадра в фильме нормаль |
|
|
ного формата |
97 |
|
Пример работы над композицией кадра в широкоформат |
|
|
ном фильме |
103 |
|
Глава Ш. Киноосвещение |
107 |
|
Искусство киноосвещения |
107 |
|
Светотональное решение кадра |
128 |
|
Работа со |
светом в павильоне |
130 |
1. Освещение фигур |
130 |
|
2. Освещение декорации |
133 |
|
3. Цветная съемка |
138 |
|
Зрительная |
культура оператора |
140 |
Экспонометрический контроль |
143 |
|
Пример работы со светом при съемке в павильоне |
147 |
|
Глава IV. Работа со светом на натуре |
153 |
|
Натура в фильме |
153 |
|
1. Композиция натурных кадров |
153 |
|
2. Выбор, оформление и съемка натурных кадров |
157 |
|
Освещение на натуре |
162 |
|
1. Источники света |
162 |
|
2. Погода и климат |
164 |
|
3. Дымка |
165 |
|
4. Спектральный состав освещении |
167 |
|
Условия натурного освещения |
168 |
|
Освещенность объекта съемки |
171 |
|
Подсветка |
|
177 |
Условия съемок на натуре |
178 |
|
1. Съемка в пасмурную погоду |
178 |
|
2. Съемка на снежной натуре |
179 |
|
3. Съемка на водной натуре |
181 |
|
4. Режимная съемка |
182 |
|
5. Съемка днем «под ночь» |
182 |
|
6. Досъемка натурных кадров в павильоне |
183 |
|
Специальные эффекты |
184 |
|
1. Дождь |
184 |
|
2. Снег |
185 |
|
3. Лицо — небо — зелень |
186 |
|
Натурная экспонометрия |
188 |
|
Примеры работы со светом на натуре |
189 |
|
Глава V. Работа над актерским эпизодам |
196 |
|
Экранный |
образ |
196 |
Композиция кадра и мизансцена |
200 |
|
Пластическая выразительность актера |
204 |
|
Кинопортрет |
20S |
|
Техника работы над кинопортретом |
210 |
|
1. Свет |
210 |
|
2. Оптика |
212 |
|
3. Грим |
214 |
|
4. Съемка кинопроб |
215 |
|
Примеры работы над экранным образом |
217 |
|
Вместо заключения |
226 |
|
Приложение |
... |
229 |
Г о л о в н я Анатолий Дмитриевич
МАСТЕРСТВО КИНООПЕРАТОРА
М., «Искусство». 1965. Стр. 240. 778 С
Редактор И . Н . В Л А Д И М И Р Ц Е В А
Оформление И . К Л Е Й Н А Р Д А
Художественный редактор Г . К . А Л Е К С А Н Д Р О В
Технический редактор И . Г . Р У М Я Н Ц Е В А
Корректор Р. М. К А Р М А З И Н О В А
Сдано в наб. 22. VIII — 1964 г. Подп. в печ 4/III 1965 г. Форм. бум. 60X901/16. Печ. л. 15. Уч. - изд. л. 15,136 Тираж 7000 экз. А. 07145
Изд. № 15 446 Заказ тип. № 8005 Цена 1 р. 20 к.
Издательство «Искусство». Москва, И-51. Цветной бульвар, 25. Типография «Кошут», Будапешт