Файл: история отечественного кино.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А.ГЕРАСИМОВА

Кафедра киноведения

Методические рекомендации по курсу «История отечественного кино» по специальности «Киноведение», 1 курс, заочное отделение.

для сценарно-киноведческого факультета

Автор методических указаний

Золотухина А.Н., профессор,

кандидат искусствоведения,

2011

Москва

Утверждено на кафедре киноведения

Протокол №6 «21»декабря2011г

Заведующий кафедрой: профессор Лазарук С.В.

История отечественного кино как научная дисциплина ставит своей задачей анализ кинопроцесса, обобщение закономерностей становления киноискусства.

История отечественного кино включает не только анализ кинематографической практики, но и изучает формирование теоретических взглядов и концепций, проблемы стилистики и художественного мастерства, эволюцию образного языка экранных искусств.

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать детальное представление об отечественном кинематографе в контексте мирового кинопроцесса, об основных школах и направлениях, о формировании стилевых закономерностей и индивидуальных особенностей творчества ведущих мастеров на разных этапах истории кино, о своеобразии их произведений и теоретических взглядов.

В основу изучения истории отечественного кино положена следующая, общепринятая в нашем киноведении периодизация:

  1. Кино в дореволюционной России (1896-1917)

  2. Рождение советского кино (1918-1921)

  3. Киноискусство двадцатых годов (1921-1929)

  4. Киноискусство тридцатых годов (1930-1940)

  5. Киноискусство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

  6. Киноискусство первых послевоенных лет (1946-1952)

  7. Киноискусство пятидесятых-шестидесятых годов.

  8. Киноискусство семидесятых-восьмидесятых годов.

  9. Киноискусство девяностых-первого десятилетия XXI века.


В итоге студент должен знать:

- социально-историческую обстановку и ведущие проблемно-тематические и жанрово-стилевые тенденции развития каждого периода истории отечественного кино;

-творческие биографии, идейно-художественные особенности искусства ведущих мастеров, своеобразие их вклада в развитие кинематографа;

- наиболее значительные фильмы, созданные в разные периоды истории кино, иметь конкретные представления об их авторах, времени создания, проблематике, художественном своеобразии (сюжет, стиль, особенности режиссёрского, изобразительного, авторского решения) и значение в развитии киноискусства.

В течение первого года обучения студенты изучают следующие разделы курса:

1.Кино в дореволюционной России (1896-1917)

2.Рождение советского кино (1918-1921)

Основные формы работы:

  1. Лекции по основным вопросам теории и истории отечественного кино.

  2. Просмотровые семинары.

  3. Групповые занятия, посвящённые обсуждению просмотренных фильмов, творчеству их создателей, историческим обстоятельствам, в которых фильм создавался.

  4. Самостоятельная письменная теоретическая работа по избранной теме (курсовая).

  5. Индивидуальные консультации по освоению материала курса и практической исследовательской работе в данной области киноведения.

В методической рекомендации содержатся:

  1. Вопросы к изучаемым разделам курса.

  2. Список рекомендованной литературы.

  3. Список рекомендуемых фильмов.

  4. Перечень рекомендуемых тем курсовых работ.

  5. Методологические указания по написанию курсовой работы.

Вопросы к теме «Кино дореволюционной России»

  1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства (1896-1907).

  2. Кино в России от начала отечественного кинопроизводства до начала Первой мировой войны (1908-1914)

  3. Кино в России в годы первой мировой войны (1914-1917)

  4. Первые русские кинопредприниматели – А. Дранков, А. Ханжонков.

  5. Эволюция основных жанров игрового кино.

  6. Творчество ведущих кинорежиссёров – Я. Протазанова, Е. Бауэра, В. Старевича, В. Гардина, П. Чардынина.

  7. Первые русские кинооператоры и художники кино – А. Левицкий, Л. Форестье, Б. Завелев, Е. Славинский, В. Егоров, С. Козловский, В. Баллюзек, С. Козловский, А. Уткин.

  8. Формирование системы «звёзд». Творчество И. Мозжухина, Веры Холодной, Лидии Кореневой и др.


Литература к теме

  1. Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., Искусство, 1980.

  2. Арнольди Э. Жанры раннего кинематографа. Сб. Вопросы киноискусства, вып.6, М., изд. АН СССР, 1962.

  3. Арлазоров М. Яков Протазанов. М., Искусство, 1973.

  4. Великий Кинемо. Каталог сохранившихся фильмов России. 1908-1919. М. 2002.

  5. Вера Холодная. Очерк жизни и творчества. М., Искусство, 1995.

  6. Гардин В. Жизнь и труд артиста. М., Искусство, 1960.

  7. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., Аграф, 2007.

  8. Зайцева Л. Рождение российского кино. Учебное пособие. М., ВГИК, 1999.

  9. Зоркая Н. История советского кино. М., Алетейя, 2006.

  10. История отечественного кино. М., Прогресс-традиция, 2005.

  11. Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., Искусство, 1964.

  12. Лихачёв Б. Материалы к истории кино в России (1914-1916).

  13. Сборник «Из истории кино. Документы и материалы». Вып. 3. М., АН СССР, 1960.

  14. Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино СССР. М., Искусство, 1965.

  15. Михайлов В. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., Материк, 2003.

  16. Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М., ВГИК, 1992.

  17. Перестиани И. 75 лет жизни в искусстве. М., Искусство, 1962.

  18. Ростова Н. Немое кино и театр. Параллели и пересечения: из истории развития и взаимопроникновения двух искусств в России первой трети XX столетия. М., Аспект-пресс, 2002.

  19. Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., Искусство, 1961.

  20. Сафронов С. Александр Ханжонков – первый кинопродюсер России. М., Киноостров, 2002.

  21. Ханжонков А. Первые годы русского кинематографа. М., Искусство, 1968.

  22. Хренов Н. Судьба Ивана Мозжухина. Сб. «Из истории кино», вып.10, М., Искусство, 1977.

  23. Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., Академия, 1997.

  24. Кино. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986.

  25. Материалы, опубликованные в журналах «Киноведческие записки», №№ 64,69,67,70,78,82,83,86,88.


Вопросы к теме «Рождение советского кино»

  1. Первые советские кинооорганизации. Декрет о национализации фото- и кинопромышленности.

  2. Хроника, агитпоезда. (Э. Тиссэ, А. Левицкий, П. Новицкий, П. Ермолов, А. Лемберг).

  3. Агитфильмы как вид советского агитационного искусства.

  4. Игровые фильмы первых лет Советской власти.

Литература к теме

  1. Аксельрод Л. Документы по истории национализации русской кинематографии. Сб. «Из истории кино. Документы и материалы», вып. 1, АН СССР, 1958.

  2. Вишневский В. Факты и даты из истории отечественной кинематографии (март 1917-октябрь 1920) Сб. «Из истории кино. Документы и материалы», вып.1, АН СССР, 1958.

  3. Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., Искусство, 1964.

  4. История советского кино 1917-1967, т. 1, М., Искусство, 1969.

  5. Маяковский В. Театр и кино. В 2-х томах. М., Искусство, 1954.

  6. Петрович А. Русская периодическая кинопечать первых послереволюционных лет. Сб. «Из истории кино», вып.6, М., Искусство, 1965.

  7. Херсонский Х. Страницы юности кино. Записки критика. М., Искусство, 1965.

  8. Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., Академия, 1997.


Список фильмов

Кино дореволюционной России

Москва Первопрестольная

Государь император Николай II

Завод рыбных консервов

Понизовая вольница

Драма в таборе подмосковных цыган

Мертвые души

Идиот

Жизнь и смерть Пушкина

Пиковая дама, 1910

Оборона Севастополя

Уход великого старца

Домик в Коломне

Крейцерова соната

Горе Сарры

Стрекоза и муравей

Месть кинематографического оператора

Хризантемы

Анна Каренина

Дитя большого города

Немые свидетели

Умирающий лебедь

Дети века

За счастьем

Пиковая дама, 1916

Нелли Райнцева

Молчи, грусть, молчи

Женщина завтрашнего дня

Революционер

Жизнь за жизнь

Сатана ликующий

Отец Сергий

Рождение советского кино

Кинохроника гражданской войны

Уплотнение

Сон Тараса

Сказка о попе Панкрате

В трудные дни (Серп и молот)

Барышня и хулиган

Поликушка

Красные дьяволята

Мать

Рекомендуемые темы курсовых работ

  1. Становление кинематографа России. Три основных периода.

  2. Кинопредпринимательство в России. Особенности, своеобразие.

  3. Особенности экранной образности и драматургических приёмов в фильмах Вл. Старевича.

  4. А.А. Ханжонков (1847-1945) – основоположник русского кинопроизводства.

  5. Я. А. Протазанов. Художественные поиски. Экранизация литературной классики. Сравнить фильмы «Пиковая дама», «Отец Сергий» с литературными первоисточниками.

  6. Фильмы Е.Ф. Бауэра. Новаторство режиссёра в поисках экранного изобразительно-живописного направления.

  7. Формирование системы «звёзд». Творчество И. Мозжухина, Веры Холодной, Л. Кореневой, В. Полонского, В. Каралли, В. Максимова, З. Баранцевич и др.

  8. Кинопроизводство в условиях Первой мировой войны.

  9. Основные жанры русского дореволюционного кино, их своеобразие на разных этапах.

  10. Творчество В.Р. Гардина. Фильмы. Особенности режиссуры.

  11. Творчество П.И. Чардынина. Своеобразие режиссуры.

  12. Формирование специфики выразительного языка кинематографа.

  13. Развитие хроникально-документального и просветительского кино.

  14. Влияние традиций отечественной литературы и театра на становление отечественного кино.

  15. Рождение советского кино. Первые советские кинооорганизации. Хроника. Агитфильмы. Игровые фильмы.