ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии
имени С.А. Герасимова»
Кафедра киноведения
Методические рекомендации по курсу
«История зарубежного кино»
1 год обучения
для студентов заочного отделения сценарно-киноведческого факультета
специальности «Киноведение»
Составитель: кандидат искусствоведения, доцент В.В.Виноградов
Москва 2012
Утверждено на заседании кафедры киноведения
(протокол №____ от_____________2012 г.)
1. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «История зарубежного кино» изучается студентами сценарно-киноведческого факультета, обучающимися по специальности (074201) «Киноведение». Являясь одним из ключевых в системе профессиональной подготовки будущих киноведов, курс «История зарубежного кино» тесно связан с другими предметами киноведческого цикла. Параллельно курсу истории зарубежного кино читается курс истории отечественного кинематографа. Параллельно с курсами истории зарубежного и отечественного кино ведется другая важнейшая профилирующая киноведческая дисциплина - семинар «Мастерство кинокритики», знакомящий студентов с историей и теорией предмета и дающий практические навыки в этой области. Студенты киноведческого факультета изучают также и такие специальные дисциплины, как «Теоретический анализ фильма», «Фильмоведение», «Литературное редактирование», «Редактирование сценария и фильма», «История и теория телевидения» и др. Теоретической базой истории кино и других киноведческих дисциплин являются курсы «Введение в киноведение» и «История теорий кино», дающие студентам знание сущностных принципов и закономерностей киноискусства. Наряду с теорией кино и кинокритикой история кино является одним из основных разделов киноведения. Как научная дисциплина история кино ставит своей задачей критически проанализировать кинопроцесс, обобщить закономерности становления киноискусства. Курс «История зарубежного кино» не может существовать вне глубоких внутренних связей с теорией киноискусства и критикой. Вопросы специфики кинематографа, его отношения к действительности, взаимодействия со смежными искусствами и другие фундаментальные проблемы лежат в основе постижения историком кино эволюции кинопроцесса, понимания его отдельных периодов, творческого пути мастеров. История кино включает не только анализ развития кинематографической практики, но и прослеживает становление и развитие теоретических взглядов и концепций. Изучение проблем стилистики и художественного мастерства также является одной из важнейших задач истории кино. Наконец, история кино как научная дисциплина не ограничивается рассмотрением исторического прошлого кинематографа. Обобщая идейно-художественные традиции, она стремится предоставить в распоряжение современной практики опыт экранного киноискусства, раскрывает перспективу дальнейшего развития кино, определяет место кинематографа в современной аудиовизуальной культуре.
2. Аннотация дисциплины
Курс «История зарубежного кино» призван дать студентам первоначальное систематическое изложение основных направлений и этапов развития мирового кинематографа, ознакомить с ведущими мастерами и крупнейшими произведениями, созданными за больше чем столетний период существования кинематографа. Сжатые рамки курса вынуждают сфокусироваться на наиболее значительных кинодержавах, однако, в рамках обучения неизбежно будут отмечены и основные вехи киноискусства стран Латинской Америки и Азии.
Задача курса состоит в том, чтобы реальная картина эволюции мирового киноискусства, возникала в представлении студентов во всем многообразии ее связей, чтобы первоначальное представление о месте и роли кино в жизни общества на разных этапах его истории сопрягалось с логикой развития киноязыка, чтобы разговор о специфике кино как искусства, его синтетической природе и выразительных средствах сопрягался с различными модификациями национальных киношкол.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс «История зарубежного кино» рассчитан на пять лет. В ходе обучения установочные лекции, прочитанные в период сессий, призваны сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных разделах изучаемого материала. А самостоятельные просмотры фильмов, равно как и изучение значительного объема специальных киноведческих текстов способствуют усвоению и закреплению изучаемого материала.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены следующие формы: курсовые работы, промежуточные экзамены, итоговый экзамен.
Каждый год студенты выполняют и защищают по одной курсовой работе. На 1, 2, 3 и 4 курсах проводятся промежуточные экзамены.
На 5 курсе, студенты сдают итоговый экзамен по всему лекционному циклу.
Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому.
4. CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1 Год обучения
Тема 1. Зарождение и развитие кинематографа в Европе и Америке (1895-1918).
Тема 2. Кино сша и Западной Европы в период после Первой мировой войны (1919-1929).
Студенты изучают эти темы на установочных лекциях и самостоятельно по рекомендованным спискам литературы и фильмов.
Список фильмов
По теме №1
Франция:
«Прибытие поезда»
«Выход рабочих с фабрики Люмьер»
«Кормление младенца»
«Игра в экарте»
«Политый поливальщик»
«Путешествие на Луну»
«Синяя борода»
«Подпольный игорный дом»
«Многоголовый человек»
«Дело Дрейфуса» (1908)
«Убийство герцога де Гиза» (1908)
«Фантомас» (1913)
«Макс- тореадор»
Италия:
«Кабирия»
Дания:
«Атлантида»
«Бездна»
США:
«Большое ограбление поезда»
«Нетерпимость»
«Иммигрант»
«Прерванный роман Тилли»
«Рождение нации»
«Тихая улица»
По теме № 2
Франция:
«Лихорадка»
«Улыбающаяся мадам Бёдэ»
«Менильмонтан»
«Страсти Жанны д'Арк»
«Антракт»
«Механический балет»
«Андалусский пес»
«Раковина и священник»
«Падение дома Эшеров»
«Только время»
«Наполеон» (1927)
«По поводу Ниццы»
«Новые господа»
«Париж уснул»
Германия:
«Кабинет доктора Каллигари»
«Носферату. Симфония ужаса»
«Нибелунги»
«Метрополис»
«Последний человек»
«Ящик Пандоры»
«Берлин, симфония большого города»
Швеция:
«Деньги господина Арне»
«Призрачная тележка»
«Сага о Гуннаре Хеде»
США:
«Алчность»
«Сломанные побеги»
«Большой парад»
«Глупые жены»
«Золотая лихорадка»
«Наконец в безопасности»
«Парижанка»
«Пилигрим»
«Толпа»
«Три эпохи»
Список рекомендуемой основной литературы:
Айснер Л. Демонический экран, М.: Rosebud Publishing, 2010;
Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911-1933. М.: Искусство, 1988;
Комаров С. Великий немой: Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930), М.: ВГИК, 1994;
Комаров С. История зарубежного кино, т.1 (Немое кино), М.: Искусство, 1965;
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Каллигари до Гитлера, М.: Искусство, 1977;
Кукаркин А. Чарли Чаплин, Искусство, М., 1960 Садуль Ж. Чарльз Спенсер Чаплин: его фильмы и его время, М.: Иностранная литература, 1955
Садуль Ж. Всеобщая история кино, т.1, 2, 3, М.: Искусство, 1958-1961;
Теплиц Е. История киноискусства, т. 1-2, М.: Искусство, Прогресс, 1968-1974;
Трауберг Л., Дэвид Уорк Гриффит, М., Искусство, 1981
Список дополнительной литературы:
Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин, Очерк раннего периода творчества. / Вст.ст. Р.Юренева, М.: Изд-во АН СССР 1960;
Беленький И. Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия. Книги I-II Издательство: ГИТР, Москва Год: 2008;
Виноградов В. Стилевые направления французского кинематографа , М.: НИИК, «Канон+», 2010;
Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М.: Искусство, 1974.
Деллюк Л. Фотогения кино, М.: Новые вехи, 1924;
Звезды немого кино: Сб.: [Нильсен, Пикфорд, Гиш, Харт, Фербенкс, Уайт, Хайакова, Валентино, Бертини, Мюзидора, Яннингс, Фейдт] / Сост. В.С. Головской; Вступ. ст. Э.Арнольди. – М.: Искусство, 1968;
Иоскевич Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Становление кинокультуры (1895–1939). Издательство РИИИ, Санкт-Петербург, 2009
Карцева Е. Вестерн. Энциклопедия жанра. / Предисл. Л. Трауберга, М.: Искусство, 1976;
Китон Бастер, Самуэльс Чарлз. Мой удивительный мир фарса: Автобиография Бастера Китона: Пер. с англ. – М.: Радуга, 2002
Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. М.: Искусство, 1981;
Клер Р. Размышления о киноискусстве. М: Искусство, 1958;
Чаплин Ч. Моя автобиография. М.: Искусство, 1966.
Ямпольский М. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. М; Музей кино, 1993;
Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.; Ад Маргинум, 1993.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Подготавливаемые студентами первого года обучения курсовые работы пишутся на материале двух тем настоящего курса. В пределах освоенного материала студент может заявить самостоятельную тему курсовой работы, предварительно согласовав ее с преподавателем.
В своей курсовой работе он должен показать свою способность, отталкиваясь от прослушанных лекций, прочитанных книг и просмотренных фильмов по данному этапу развития кино конкретно проанализировать драматургию и пластическое решение работ этого периода, делая на основании самостоятельного анализа собственные обобщения и выводы. Принципиальным требованием к студентам является хорошее знакомство с фактическим материалом, умение выстроить убедительную, четко обоснованную концепцию, лаконичность и владение русским литературным языком. Ссылки на киноведческие источники, как цитаты, должны органично вплетаться в авторский текст, а не доминировать над ним. Компилятивные сочинения не зачитываются.
Курсовые работы должны быть сданы в соответствии с графиком учебного процесса.
Страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объем курсовой работы 15-20 страниц машинописного текста (14 шрифт «Таймс», 1,5 междустрочный интервал) на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15 мм, левое –25 мм, правое –10 мм.