Файл: Коллоквиум 2. Гауптман. Стриндберг..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллоквиум №2

Натурализм и «новая драма»

Герхардт Гауптман. Одинокие.

Август Стриндберг. Фрекен Жюли.

  1. Натурализм – направление в искусстве, демонстрирующее «фатальную власть над человеком биологических начал и социальной среды». (Юрьев А.А. «Хенрик Ибсен и “новая драма”» // История зарубежного театра. СПб., 2005. С. 343).

  2. Драматургия Герхардта Гауптмана (1862 –1945).

Учение о среде, выработанное эстетикой натурализма, и герой гауптмановских драм. Г. Гауптман и Ф. Ницше. «Сверхгерой» ранних гауптмановских пьес. Эволюция от героя-индивидуалиста к герою-неврастенику.

Драма «Одинокие» (1890). Типология драматического конфликта. Система действующих лиц. Биологически–натуралистические и социальные мотивировки поступков героев. Изменение в драматической речи: упразднение монологов, стремление избежать правильной литературной речи, значение пауз. Подтекст. Пантомимические сцены, на которые падают кульминации. Первые признаки обесцененности прямого смыслового значения слова. Несовпадение словесного высказывания с мимикой и жестом (через ремарку действия), создающие психологический подтекст. Структура сценического пространства, драматическое значение вещей на сцене. Расширенные ремарки места действия. Создание эмоциональной атмосферы при помощи звука и света.

  1. Драматургия Августа Стриндберга (1849 – 1912)

А. Стриндберг – теоретик натуралистической драмы. Антифеминистическая направленность ранних пьес А. Стриндберга. Выдвинутый им тезис непримиримой биологической «войны полов».

Драма «Фрекен Жюли» (1888). Сюжет пьесы. Основной тезис о тотальной некоммуникабельности человечества: «люди вообще не могут ужиться друг с другом». (А. Стриндберг.) «Характеры-конгломераты» в пьесе, малочисленность действующих лиц. Особенности сценического времени и пространства драмы. Атмосфера стриндберговских пьес, созданная с помощью романтических диалогов-исповедей и диалогов-обличений. Режиссерские указания А. Стриндберга в предисловии к изданию «Фрекен Жюли»: устранение разделения на акты, включение пантомимических и балетных сцен в спектакль, роль музыки, особенность декораций стриндберговского театра.

Обязательная литература

Золя Э. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т.5. М., 1966.


Стриндберг А. Предисловие к «Фрекен Жюли» // Стриндберг А. Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1986.

Рекомендованная литература:

Август Стриндберг и мировая культура: Материалы конференции. Статьи. СПб., 1999.

Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М., 2006.

2