ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 7
А. К. КОКОРИН
ВАМ ПРИВЕТ
ОТ
СТАНИСЛАВСКОГО
Москва- 2001
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Петербург начала XX века. Город холодный, чопорный, надменный, считавший себя законодателем театральной моды - как же, северная столица!
И вот в Петербург приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Константин Сергеевич Станиславский, Владимир Иванович Немирович-Данченко, все актеры ужасно волнуются: как примет северная столица их спектакли, поставленные в «совершенно новой манере»?..
Но, оказалось, боялись москвичи напрасно - гастроли прошли триумфально! Театральная -общественность, вся петербургская элита в знак признательности устраивают для мхатовцев грандиозный торжественный вечер, о котором Станиславский и его соратники, даже спустя много лет, будут вспоминать и рассказывать «в настоящем времени», будто это радостное событие в их жизни происходит сегодня. сейчас.
... Слово берет известный юрист и оратор А.Ф.Кони. Он принимает позу строгого прокурора и, придав соответствующее выражение своему лицу, произносит сухим, официальным тоном, обращаясь к Станиславскому и Немировичу-Данченко: - Подсудимые, встаньте! Станиславский и Немирович-Данченко послушно поднимаются с места.
- Господа присяжные, - начинает свою речь Кони, - перед вами два преступника, совершившие жестокое дело. Они, с заранее обдуманным намерением, зверски убили всеми любимую, хорошо нам всем знакомую, почтенную, престарелую... (после некоторой комической паузы) рутину. (И снова серьезным тоном прокурора) Убийцы безжалостно сорвали с нее пышный наряд. Они выломали четвертую стену и показали толпе интимную жизнь людей; они беспощадно уничтожили театральную ложь и заменили ее правдой!..
В заключение Кони обращается ко всем присутствующим: - Прошу вас применить к обвиняемым высшую меру наказания, то есть навсегда заключить их... в наши любящие сердца!
Мхатовцы счастливы! Это уже их вторая победа! Первая - была в Москве, дома. Можно представить, какой рилив творческих сил испытал Станиславский, какую уверенность он обрел, как действительно радовался признанию «новой манеры» мхатовцев. А ведь в то время он только-только начинал разрабатывать свой «метод», свою «систему» - и такой успех!
На Высших режиссерских курсах ГИТИСа, которые вела М.О.Кнебель в 70-х годах, в качестве учеников были и только начинающие и уже вполне состоявшиеся, довольно маститые режиссеры.
Когда кто-нибудь из них демонстрировал на занятиях «вполне пристойное понимание «системы», Мария Осиповна, совершенно по-детски этому радуясь, с подчеркнутым уважением сообщала счастливчику: «Вам привет от Станиславского!»
Передавала она привет от Станиславского и тем, кто поначалу был не в ладах с его учением и порой проявлял к нему очень даже скептическое отношение, и тогда ее «приветствие» от Станиславского звучало иначе - нет, не осуждающе, а с какой-то интригующей хитринкой, будто Станиславский приглашал этого «скептика»» к себе в гости... на персональное занятие.
Будем считать, что приветствие Станиславского - в том или ином его значении - было адресовано всем нам.
Знакомство с «системой»», с методом действенного анализа начнем с их обоснования, с главных принципов учения Станиславского.
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО»
Принцип жизненной правды (основа основ всей «системы»). Искусство должно быть правдиво и, следовательно, понятно.
Принцип идейной активности (учение о сверхзадаче художника). Не путать с идеей. Если, например, идея пьесы заключается в утверждении неизбежности победы нового над старым, то сверхзадача художника - это его личное стремление и личный вклад в борьбу за эту идею. Нельзя ограничиваться лишь идейностью творчества, как таковою.
Принцип активности и действия (основа .метода действенного анализа, на котором стоит вся практическая часть «системы»). Не ждать, когда появится чувство, нужно действовать, и верное действие вызовет верное чувство.
Принцип органичности творчества актера. Разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей. Идти в работе над ролью от себя, стать другим, оставаясь самим собой - «Я есмь».
Принцип творческого перевоплощения (конечный этап творческого процесса в актерском искусстве - создание образа). «Где нет художественных образов, там нет и искусства».
На этих главных принципах и будет основано наше знакомство с «системой», с методом действенного анализа.
Вот как сам Станиславский определял, что такое «система»:
«Система Станиславского - это практическое учение об органических, природных законах творчества».
Вероятно, сразу следует выяснить, почему Станиславский слово «система» взял в кавычки. Может, не хотел придавать своему открытию сугубо «научного статуса»? От его учеников мы знаем, что их Учитель был аскетически скромен, и «систему» вовсе не считал «своей», тем более «научным изобретением», хотя доподлинно известно, как он скрупулезно изучал труды Павлова, Сеченова, и каким научным базисом они послужили всей «системе».
Вспомнить хотя бы, что искомая Станиславским тайна познания «творческого самопогружения» и «внутреннего сосредоточения» была найдена им как раз у Павлова, в его работах «об исследовательском рефлексе» - умении развить в себе «внутреннее торможение», что позволяло бы сконцентрировать внимание на особо важном, не отвлекаться по мелочам. Этот рефлекс был противопоставлен Павловым всем другим, обычным, «бытовым» рефлексам, как «видам реакции на любые раздражители по пустякам». Этот «замечательный рефлекс» (исследовательский) Станиславский и взял на вооружение, поняв его огромное значение для людей творческих профессий; на его основе и был им разработан известный «малый круг внимания» - прием направленной концентрации мыслей и глубочайшей сосредоточенности.
Объяснение же появлению кавычек у «системы» мы найдем у самого Станиславского: «То, чему мы учимся, - говорил он ученикам, - принято называть «системой Станиславского». Это неправильно. Вся сила этого метода в том, что его никто не придумывал, никто не изобретал. Система принадлежит самой нашей органической природе - как уховной, так и физической. Законы искусства основаны на законах природы».
И еще следует обязательно отметить, что на основании научных трудов Сеченова было сделано Станиславским «решающее открытие»:
«Органические, природные законы творчества подвластны сознательному освоению. Творческий процесс может и должен бытьуправляем».
Когда в разделе «от автора» я сравнивал «систему» с таблицей умножения, то, конечно же, под «общностью» их значения подразумевай лишь «единство предназначения»: способствовать ускоренному взаимопониманию и уж ни в коем случае - «не поверять алгеброй гармонию». По этому поводу еще раз напомню. Станиславский неоднократно подчеркивай, настаивал, чтобы «система» не воспринималась, как «наукообразное предписание», как некий «застывший манускрипт». Автор «системы» боялся «дилетантов от искусства»,которым не доступны боль и радость творцов «трепетных профессий». Он хотел, чтобы «система» жила и развивалась, поэтому и не считал ее законченной, «остановившейся». Он верил, что у «системы» есть и должна быть перспектива развития, совершенствования.
Беспокойство Станиславского о судьбе своего учения, как мы видим с позиций наших дней, было не напрасно: так много нынче выплеснула «демократическая волна» на берег искусства демагогов, высокопарноотмахивающихся от Станиславского, или, прикрывшихся его именем, беззастенчиво извращающих его учение.
Но этой темы коснемся более предметно, когда это будет более уместно.
Итак, законы творчества не изобретены, а взяты из «природы человеческих отношении, чувств» и систематизированы, то есть организованы в систему — для удобства пользования этими законами.
Еще раз вчитаемся и вдумаемся в смысл определения: «Система Станиславского» - это практическое учение об органических, природных законах творчества».
В чем же заключается суть практического учения? Ответ у Станиславского: «Через сознательную технику - подсознательное творчество актерской органической природы».
Кто-нибудь из новичков заметит: так что же, это учение касается только артистов? И ошибется. Дело в том, что Станиславский, прежде чем пришел к окончательным выводам, искал закономерности творчества именно в работе с артистами. Это поле деятельности было ему наиболее близким: он ведь до того, как стал режиссером и законода-
режиссуру и педагогику, пет через двадцать пять мучительных и радостных поисков, он и «сделал открытие", что у него в работе сложился совершенно определенный прием, метод - полезный и необходимый не только артистам, но и режиссерам, всем, сфера деятельности которых искусство.
МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА
Метод - это прием, способ (работы, обучения, воспитания).
Действенный анализ (по Станиславскому) условно подразделяется на анализ действия и анализ действием". Эти два способа «аналитической» работы в сценическом искусстве и являются основными этапами действенного анализа.
Теперь поставим их в своей очередности и уясним их предназначение, чтобы они лучше запомнились в своей последовательности и своим содержанием.
МЕТОДОМ ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА:
1. Анализ действия - «Застольный период»:
- «разведка умом»» (начинать не с режиссерской постановки спектакля, фильма, не с актерской игры, а с изучения литературного, авторского материала).
- «роман жизни» (пересказ артистами литературного материала по линии действий своих персонажей, но «через себя», от своего имени, приближая тем самым материал к себе, себя - к материалу).
2. Анализ действиЕМ - «Этюдный метод» (практическое освоение «застольного периода»: работа на площадке, «на ногах»).
Сразу нужно «намотать на ус»: отдавать предпочтение какому-либо этапу действенного анализа не следует- оба равноценны своей значимостью, гармоничным взаимодополнением. А вот начинать надо обязательно с первого этапа - со знакомства с литературным материалом, ибо пренебрежительное отношение к нему, как правило, предопределяет неудачу, и наоборот - уважительное отношение к этому этапу действенного анализа, умелое применение его в работе, вполне может гарантировать успех.
Приведу пример поверхностного отношения к изучению произведения автора и его эпохи.
Вы, конечно, помните, какой гимн Терпсихоре поет Александр СергеевичПушкин в первой главе «Евгения Онегина». Не откажем себе в удовольствии еще раз им насладиться. Кроме того, как вы знаете, я привожу этот пример не только ради «услады».
Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Петит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Каков слог, каков стиль, какой полет восторга, вдохновенья! Какую волшебную атмосферу театрального
«действа» создает Пушкин!
И тут появляется «разрушитель» этой божественной атмосферы, красоты:
... Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Все видел: лицами, убором
Ужасно не доволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену,-
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
Вы только подумайте, что пушкинский Онегин вытворяет! Мало того, что он вошел в зрительный зал во время представления, так он еще «идет меж кресел по ногам», глядит «на ложи незнакомых дам», приветствует поклонами знакомых, при этом зевает и осуждает вслух - и публику, и балет, и Дидло. Согласитесь, Пушкин словно подсказывает вопрос, который должен возникнуть у нас: а, собственно, зачем Онегину театр, с какой стати он сюда явился?
Я слушал главы из «Евгения Онегина» в исполнении двух «солидных» чтецов. Но... один из них трактовал Онегина (из вышеприведенной сцены) как случайно, впервые в жизни попавшего в театр человека, как провинциала, не знающего правил приличия. Чтеца не смущало, или он забывал, что герой Пушкина, как знаток театра, хорошо ориентируется в зале, что раскланивается с известными ему лицами, что даже знаком с Дидло. Этот чтец, в некотором смысле, сочувствовал, буквально
сострадал «своему» Онегину.
Другой чтец «подавал» Онегина эдаким, как сегодня бы сказал молоденький «прикольный» журналист, - ну очень нахальным, «отморозком», «новорусским толстосумом с растопыренными пальцами в перстнях», ввалившегося в театр, как на «тусовку» - для демонстрации своего «крутого имиджа».