Файл: petrivnyaya-e.k.---antichnaya-lit_ (1).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсми

тьбюйцукенгшщзхъфывапролджэ

ячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапро лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыПЕТРИВНЯЯ ЕЛЕНА КАПИТОНОВНА

Кафедра мировой литературы

вапролджэячсмитьбюйцукенгшщзАНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

хъфывапролджэячсмитьбюйцукен

I курс

гшщзхъфывапролджэячсмитьбюй

цукенгшщзхъфывапролджэячсмит

ьбюйцукенгшщзхъфывапролджэя

чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапрол

джэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыв

апролджэячсмитьбюйцукенгшщзх

ъфывапролджэячсмитьбюйцукенг

шщзхъфывапролджэячсмитьбюйц

укенгшщзхъфывапролджэячсмить

бюйцукенгшщзхъфывапролджэячс

митьбюйцукенгшщзхъфывапролд

Оглавление

 

Занятие 1. Древнегреческая мифология...............................................................

3

Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»............................................

4

Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея» ..........................................

5

Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших

достижений жанра...................................................................................................

6

Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона». .....

8

Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит».

 

Римская трагедия. Сенека «Федра».......................................................................

9

Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана ..........................................

10

Занятие 8. Римский эпос. «Энеида» Вергилия ...................................................

12

Занятие 9. Римская лирика и еѐ жанровое своеобразие. Катулл. Гораций.

 

Овидий....................................................................................................................

17

Занятие 10. Античный роман. Лонг «Дафнис и Хлоя», Апулей

 

«Метаморфозы, или Золотой осел».....................................................................

18

Занятие 11. Античность и современность ..........................................................

20

2


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Древнегреческая мифология

1.Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.

2.Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К.Юнга об архетипе.

3.Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

4.Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.

5.Героические мифы и мифы о культурном герое.

6.Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

7.Историко-культурное значение античной мифологии.

Литература

Тексты

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания) Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.

Исследования

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.

Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.—

М.,1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998. Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.

3

Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

1.«Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.

2.Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.

3.Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социальноисторическая основа эпоса. Жанровые контаминации.

4.Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.

5.Особенности построения композиции «Илиады».

6.Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.

7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

8.Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.

9.Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.

10.Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

11.Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

12.Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

Тексты

Гомер. Илиада.

Исследования

Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260. Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963. Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.

4


Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»

1.Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея».

2.Идейно-тематический комплекс «Одиссеи».

3.Жанрово-видовая принадлежность «Одиссеи».

4.Сказочные мотивы в гомеровском эпосе.

5.Своеобразие композиции «Одиссеи».

6.Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы.

7.Художественная многозначность образа Одиссея.

8.Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».

9.Женские образы в «Одиссее».

Тексты

Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского). Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).

Исследования

Шталь И.В. ―Одиссея‖- поэма странствий. — М., 1978 Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. —

Петрозаводск, 1983. Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.:

Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982

5

Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра

1.Устройство греческого театра и театральных представлений.

2.Происхождение греческой трагедии и ее структура.

3.Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».

4.Миф об Атридах как основа трилогии.

5.Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.

6.Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.

7.Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

Тексты

Эсхил. Орестея.

Исследования

Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—

М.,1958. Кн. 1.

Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —

М.,1982.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)

«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1.Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?

2.Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

6


«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)

1.Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?

2.Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)

1.Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?

2.Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?

3.Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?

7

Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

1. Образы трагических героев в драмах Софокла.

1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»: а) мифологическая основа трагедии;

б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные и субъективные причины вины главного героя);

в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема власти в трагедии).

2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.

Тесты

Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).

Исследования

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.

Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.

Топерник Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.

8

Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит». Римская трагедия. Сенека «Федра».

1.Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.

2.Анализ трагедии «Медея»:

а) миф и отступление от традиционной мифологической формы; б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.

3.Анализ трагедии «Ипполит»:

а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?

б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.

4.Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.

Тексты

Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).

Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).

Исследования

Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.

Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.

9


Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана

1.Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры

2.Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:

1)тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),

2)тема власти и народа («Всадники»),

3)философские и педагогические идеи времени («Облака»).

3.«Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:

1)условно-фантастический характер фабулы,

2)пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,

3)агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,

4)функции и образ хора.

4.Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.

Тексты

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

Исследования

Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.

Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.

Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994,

Т.2. Гл. VIII.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1.Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?

2.Как при этом меняются положение и роль главного героя?

10