ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
йцукенгшщзхъфывапролджэячсми
тьбюйцукенгшщзхъфывапролджэ
ячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапро лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыПЕТРИВНЯЯ ЕЛЕНА КАПИТОНОВНА
Кафедра мировой литературы
вапролджэячсмитьбюйцукенгшщзАНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
хъфывапролджэячсмитьбюйцукен
I курс
гшщзхъфывапролджэячсмитьбюй
цукенгшщзхъфывапролджэячсмит
ьбюйцукенгшщзхъфывапролджэя
чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапрол
джэячсмитьбюйцукенгшщзхъфыв
апролджэячсмитьбюйцукенгшщзх
ъфывапролджэячсмитьбюйцукенг
шщзхъфывапролджэячсмитьбюйц
укенгшщзхъфывапролджэячсмить
бюйцукенгшщзхъфывапролджэячс
митьбюйцукенгшщзхъфывапролд
Оглавление |
|
Занятие 1. Древнегреческая мифология............................................................... |
3 |
Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»............................................ |
4 |
Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея» .......................................... |
5 |
Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших |
|
достижений жанра................................................................................................... |
6 |
Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона». ..... |
8 |
Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит». |
|
Римская трагедия. Сенека «Федра»....................................................................... |
9 |
Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана .......................................... |
10 |
Занятие 8. Римский эпос. «Энеида» Вергилия ................................................... |
12 |
Занятие 9. Римская лирика и еѐ жанровое своеобразие. Катулл. Гораций. |
|
Овидий.................................................................................................................... |
17 |
Занятие 10. Античный роман. Лонг «Дафнис и Хлоя», Апулей |
|
«Метаморфозы, или Золотой осел»..................................................................... |
18 |
Занятие 11. Античность и современность .......................................................... |
20 |
2
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Древнегреческая мифология
1.Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2.Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы. Труды К.Юнга об архетипе.
3.Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.
4.Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
5.Героические мифы и мифы о культурном герое.
6.Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.
7.Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература
Тексты
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание). Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания) Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.
Исследования
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.
Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.—
М.,1998.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998. Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.
3
Занятие 2.Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»
1.«Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.
2.Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.
3.Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социальноисторическая основа эпоса. Жанровые контаминации.
4.Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.
5.Особенности построения композиции «Илиады».
6.Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
8.Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
9.Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.
10.Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
11.Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
12.Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература
Тексты
Гомер. Илиада.
Исследования
Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260. Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963. Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
4
Занятие 3. Древнегреческий эпос. Гомер «Одиссея»
1.Многоплановость поэмы Гомера «Одиссея».
2.Идейно-тематический комплекс «Одиссеи».
3.Жанрово-видовая принадлежность «Одиссеи».
4.Сказочные мотивы в гомеровском эпосе.
5.Своеобразие композиции «Одиссеи».
6.Образы богов и их роль в судьбе героев поэмы.
7.Художественная многозначность образа Одиссея.
8.Эволюция эпического героя от «Илиады» к «Одиссее».
9.Женские образы в «Одиссее».
Тексты
Гомер. Одиссея (пер. В.А.Жуковского). Гомер. Одиссея (пер. В.В.Вересаева).
Исследования
Шталь И.В. ―Одиссея‖- поэма странствий. — М., 1978 Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблема ее изучения. —
Петрозаводск, 1983. Тахо-Годи А.А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. В кн.:
Гомер. Одиссея. — М.,1981, 1982
5
Занятие 4. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила как одно из высших достижений жанра
1.Устройство греческого театра и театральных представлений.
2.Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3.Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4.Миф об Атридах как основа трилогии.
5.Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
6.Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.
7.Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.
Тексты
Эсхил. Орестея.
Исследования
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—
М.,1958. Кн. 1.
Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —
М.,1982.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)
1.Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?
2.Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
6
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)
1.Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?
2.Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)
1.Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?
2.Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?
3.Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
7
Занятие 5. Древнегреческая трагедия. Софокл «Царь Эдип», «Антигона».
1. Образы трагических героев в драмах Софокла.
1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»: а) мифологическая основа трагедии;
б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные и субъективные причины вины главного героя);
в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема власти в трагедии).
2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.
Тесты
Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).
Исследования
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.
Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Топерник Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
8
Занятие 6. Древнегреческая трагедия. Еврипид «Медея», «Ипполит». Римская трагедия. Сенека «Федра».
1.Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.
2.Анализ трагедии «Медея»:
а) миф и отступление от традиционной мифологической формы; б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.
3.Анализ трагедии «Ипполит»:
а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?
б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.
4.Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.
Тексты
Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).
Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).
Исследования
Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.
Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.
9
Занятие 7. Древнеаттическая комедия Аристофана
1.Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры
2.Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:
1)тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),
2)тема власти и народа («Всадники»),
3)философские и педагогические идеи времени («Облака»).
3.«Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:
1)условно-фантастический характер фабулы,
2)пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,
3)агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,
4)функции и образ хора.
4.Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.
Тексты
Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.
Исследования
Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.
Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.
Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994,
Т.2. Гл. VIII.
Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)
1.Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?
2.Как при этом меняются положение и роль главного героя?
10