ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 427
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Институт языкознания
Волгоградский государственный педагогический институт им.А.С.Серафимовича
В.И.КАРАСИК
ЯЗЫК СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Москва
1991
ББК 81.432.1
Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.:Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. - 495 с.
Монография посвящена лингвистическому изучению социального статуса человека на материале современного английского языка. Рассматриваются проблемы социолингвистики, прагмалингвистики и лингвистической семантики в аспектах описания стиля жизни, невербальных и вербальных показателей социального статуса, правил поведения и норм этикета. Анализируются постулаты общения, речевые акты и жанры применительно к отношениям статусного неравенства. Определяются категориальные характеристики признака социального статуса и его связь с модальным, персональным, оценочным и стилистическим значением.
Книга адресуется филологам и широкому кругу исследователей, разрабатывающих основы интегральной науки о человеке.
ББК 81.432.1
Научный редактор - доктор филологических наук С.М.Мезенин
Рецензенты:
доктор филологических наук Б.Ю.Городецкий доктор филологических наук В.З.Демьянков доктор филологических наук Л.П.Крысин
Печатается по постановлению Института языкознания АН СССР
СВ.И.Карасик, 1991
2
ВВЕДЕНИE
"Языковые обобщения будут охватывать все более широкие круги и все более соединять языкознание с другими науками: с психологией, с антропологией, с социологией, с биологией" ( И А Бодуэн де Куртене )
В познании человека существенная роль принадлежит науке о языке. Расширение предмета лингвистического изучения, вызванное как внутренней логикой развития языкознания, так и активным вторжением логики, психологии, социологии, этнографии и других дисциплин в традиционные сферы интересов языковедения, привело к тому, что возникла необходимость анализа понятий, принадлежащих нескольким гуманитарным наукам. Эти понятия представляют собой концептуальное ядро складывающейся единой науки о человеке. К числу таких понятий относится социальный статус человека. Термином СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС обозначается в данной работе соотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие отсюда взаимные ожидания поведения. При этом личностные характеристики человека отступают на второй план.
Лингвистическое осмысление социального статуса человека представляется важным по следующим соображениям.
Во-первых, будучи существенным моментом организации человеческого сообщества, социальный статус в той или иной форме закреплен в семантике многих языковых единиц, обозначающих поведение людей. Статус - это нормативная категория, и, следовательно, изучая статусные отношения, мы изучаем принципы общественного устройства, закодированные во всем богатстве нюансов естественного языка. При этом открывается возможность рассмотреть как общие, так и специфические характеристики поведения людей, говорящих на определенном языке и соответственно разделяющих систему оценочных норм определенного общества. Таков культурологический аспект изучения социального статуса человека.
Во-вторых, признак социального статуса является одним из компонентов прагматического значения, наряду с признаками оценки, модальности, эмотивности, стилистического регистра и др. Эти признаки неоднородны. Выявить их природу, взаимозависимость, избирательную комбинаторику значит в известной мере определить специфику прагматического плана языка. Интенсивное развитие социолингвистики и психолингвистики, теории речевых актов, лингвистической прагматики и семантики привело к недостаточному взаимопониманию специалистов, разрабатывающих отдельные проблемы лингвистики. Возникает
3
необходимость разработки общелингвистических интегративных проблем и построения соответствующих моделей. Одним из возможных подходов к решению данной проблемы является изучение "сквозных понятий", по-разному освещаемых в отдельных лингвистических дисциплинах, но имеющих единую природу. Социальный статус человека, как нам представляется, относится к числу таких сквозных понятий, объединяя понятийные системы социолингвистики и лингвистической семантики на базе прагматики. В этом состоит прагмалингвистический аспект изучения социального статуса человека.
В-третьих, общение людей представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее информационный обмен, установление и поддержание контакта, регулировку межличностных отношений. Межличностные отношения - статусные, ролевые, индивидуальные - обычно регулируются косвенно. Следовательно, обозначение социального статуса большей частью носит имплицитный характер. Сюда относятся коннотации и ассоциации различного рода. Обозначение социального статуса представляет интерес для лингвистики в плане категоризации преимущественно имплицитного значения, выражение и описание которого разработаны еще недостаточно, и в этом состоит семантический аспект изучения социального статуса человека.
В-четвертых, понятие социального статуса в социологии и других науках отличается от языкового представления социального статуса, вычленяемого методами различных процедур лингвистического анализа из лексических значений слов. Сравнить научное и естественно-языковое, иногда называемое наивным, понятие и определить их сходство и различия - такова задача, решение которой позволит не только увидеть векторы движения научной мысли, но и может дать импульс новым направлениям специального изучения рассматриваемого понятия. Эта задача составляет концептуальный аспект лингвистического исследования социального статуса.
В-пятых, без учета социального статуса участников общения само по себе общение носит искусственный либо провокационный характер. Интерпретация, истолкование и объяснение признаков социального статуса, типичных для определенной языковой системы, приобретает особую важность в условиях культурного разрыва (например, при чтении текста, относящегося к иной эпохе, или при общении с представителями иной культуры). Таков дидактический аспект изучения социального статуса человека. В данной работе, построенной на материале современного английского языка, социальный статус человека рассматривается преимущественно в культурологическом, лингвопрагматическом и семантическом аспектах.
4
Способы обозначения социального статуса человека в языке разнообразны. Прежде всего противопоставляется выражение и описание социального статуса человека. Выражение социального статуса представляет собой индикацию принадлежности человека к той или иной общественной группе и вытекающие отсюда права и обязанности человека. Описание социального статуса есть лингвистическая (или, в более широком плане, истолковательная) процедура выявления внешних и внутренних обстоятельств, определяющих признаки статуса человека по отношению к другим людям применительно к типовому акту поведения и ранговой позиции человека.
Выражение социального статуса человека может быть вербальным и невербальным. Невербальная манифестация неравенства прослеживается как у людей, так и у животных (взгляд, походка, позы, "выражение лица", право на территорию и т.д.). Вербальное выражение неравенства в языке реализуется на интонационном уровне (просящая или приказывающая, вежливая или категоричная интонация), на грамматическом уровне (сфера грамматической стилистики - виды модальности, вводные конструкции, разновидности императива, определенные виды инверсии) ,на словообразовательном уровне (некоторые уменьшительные суффиксы), на лексическом уровне (специальные слова и выражения, обозначающие статусное неравенство, например, уважительные обращения, и слова, имеющие те или иные коннотации социального статуса).
Выражение социального статуса человека может быть помимовольным (термин Е Д.Поливанова) и намеренным. Высказывания, взятые в совокупности, являются речевым паспортом говорящего. Выбор слов, произношение, грамматическая правильность, а также некоторые другие характеристики речи свидетельствуют с известной степенью вероятности об образовательном уровне и роде занятий говорящего, т.е. о его принадлежности к определенному социальному слою. Помимовольное и намеренное выражение социального статуса тесно связаны и в определенном смысле представляют собой две стороны одного и того же явления, противопоставляемые с исследовательской целью. Но если помимовольное выражение статуса по своей сути - однородное явление, то намеренное выражение статуса имеет двоякую направленность: это - осознанное и акцентированное выражение того, что проявляется помимовольно, а кроме того это - стилизация способов выражения, свойственных представителям той или иной статусной группы. Отметим, что стилизация может быть естественной и художественно обработанной в литературных произведениях.
Выражение социального статуса человека может быть прямым и косвенным, а также основным и дополнительным. Мы говорим о прямом выраженнии статуса, имея в виду
5
специальные слова или жесты, являющиеся индексами социальных отношений, обращения, титулы, формулы вежливости, поклоны. Косвенные индексы социального статуса требуют развернутой интерпретации, они различны по своей природе и относятся к статусно-релевантным сферам жизни (образование, происхождение, работа, материальное положение, манеры поведения и т.д.). Противопоставление основного и дополнительного способов выражения статуса базируется на вариативности средств выражения этой категории, во-первых, и возможности подключения к выражению статуса других значений, во-вторых.
Описание социального статуса может быть дедуктивныим и индуктивным, содержательным и формальным, дефинитивным и интерпретативным. Дедуктивное моделирование социального статуса представляет собой анализ этого концепта на основе его конституирующих признаков, освещенных в социологии, социальной психологии и социолингвистике. Индуктивное описание социального статуса понимается в работе как рассмотрение конкретных характеристик этого понятия в поведении, в том числе - в речевом поведении. Содержательное описание статуса направлено на выявление и раскрытие его содержательных качеств различного порядка, формальное описание - на исчисление системы его дифференциальных признаков. Дефинитивное описание представляет собой классифицирующий подход к анализу рассматриваемого явления, интерпретативное описание имеет целью объяснить содержательные характеристики социального статуса в контексте культуры англоязычного общества.
Выполненная работа представляет собой попытку синтеза различных аспектов выражения и описания социального статуса человека и построена в соответствии с основной целью исследования - выявить сущность обозначения социального статуса человека в социолингвистике, лингвистической прагматике и лингвистической семантике.
Автор благодарит всех коллег, принимавших участие в обсуждении книги на разных этапах работы над нею,за критику и помощь. Особую благодарность автор выражает Научноисследовательскому центру по изучению национально-языковых отношений Института языкознания АН СССР, обсудившему и одобрившему проспект монографии, рецензентам и научному редактору.
ГЛАВА 1 СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА
Приступая к изучению социального статуса человека в социолингвистике, мы ставим перед собой следующие задачи:
6
1) определить подходы к изучению социального статуса человека в гуманитарных науках,
2) установить место понятия социального статуса человека в системе категорий социолингвистики,
3) рассмотреть индексы социального статуса человека в англоязычном обществе,
4) охарактеризовать нормативные параметры социального статуса человека в системе ценностей и культурных стандартов англоязычного общества,
5) построить модель статусных отношений на материале этикета.
1.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА
Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юридического лица [Сапов,1990:331] .В широкий научный обиход это понятие было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стратификации [Weber,1978:305,927937]. Изучая принципы общественного устройства, социологи не могли не заметить множества промежуточных образований между классами, большими группами людей, объединяемыми по их отношению к собственности и производству. Задача состояла в том, чтобы найти объективные критерии выделения общественных групп. Разделяя в целом понимание класса по К.Марксу, М.Вебер трактовал класс как крупную группу людей, находящихся в одинаковом положении в отношении экономических интересов, собственности и возможностей дохода; власть объясняется как участие людей в организациях, оказывающих влияние на принятие важнейших решений; статус определяется как общественное признание в виде позитивных или негативных привилегий, основанное на стиле жизни. Стиль жизни включает типичные способы времяпрепровождения, общения, выбора и устройства места жительства, выбора одежды и др. Веберовские параметры социальной стратификации различны по степени абстракции: класс является наиболее абстрактным, а статус - наиболее конкретным звеном в концептуальной триаде М.Вебера. Наиболее конкретное звено оказывается и наиболее нагруженным в культурологическом отношении и поэтому получает разнообразные способы выражения в языке.
Социальный статус человека имеет субстанциональное и реляционное измерение. В первом случае имеются в виду независимые и усвоенные характеристики человека (ascribed and achieved status) - пол, возраст, национальность, культурное и социальное происхождение, с одной стороны, и образование, профессия, степень владения языком, с другой стороны. Во втором случае рассматривается соотносительное
7