Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Институт языкознания

Волгоградский государственный педагогический институт им.А.С.Серафимовича

В.И.КАРАСИК

ЯЗЫК СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Москва

1991

ББК 81.432.1

Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.:Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. - 495 с.

Монография посвящена лингвистическому изучению социального статуса человека на материале современного английского языка. Рассматриваются проблемы социолингвистики, прагмалингвистики и лингвистической семантики в аспектах описания стиля жизни, невербальных и вербальных показателей социального статуса, правил поведения и норм этикета. Анализируются постулаты общения, речевые акты и жанры применительно к отношениям статусного неравенства. Определяются категориальные характеристики признака социального статуса и его связь с модальным, персональным, оценочным и стилистическим значением.

Книга адресуется филологам и широкому кругу исследователей, разрабатывающих основы интегральной науки о человеке.

ББК 81.432.1

Научный редактор - доктор филологических наук С.М.Мезенин

Рецензенты:

доктор филологических наук Б.Ю.Городецкий доктор филологических наук В.З.Демьянков доктор филологических наук Л.П.Крысин

Печатается по постановлению Института языкознания АН СССР

СВ.И.Карасик, 1991

2

ВВЕДЕНИE

"Языковые обобщения будут охватывать все более широкие круги и все более соединять языкознание с другими науками: с психологией, с антропологией, с социологией, с биологией" ( И А Бодуэн де Куртене )

В познании человека существенная роль принадлежит науке о языке. Расширение предмета лингвистического изучения, вызванное как внутренней логикой развития языкознания, так и активным вторжением логики, психологии, социологии, этнографии и других дисциплин в традиционные сферы интересов языковедения, привело к тому, что возникла необходимость анализа понятий, принадлежащих нескольким гуманитарным наукам. Эти понятия представляют собой концептуальное ядро складывающейся единой науки о человеке. К числу таких понятий относится социальный статус человека. Термином СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС обозначается в данной работе соотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие отсюда взаимные ожидания поведения. При этом личностные характеристики человека отступают на второй план.

Лингвистическое осмысление социального статуса человека представляется важным по следующим соображениям.

Во-первых, будучи существенным моментом организации человеческого сообщества, социальный статус в той или иной форме закреплен в семантике многих языковых единиц, обозначающих поведение людей. Статус - это нормативная категория, и, следовательно, изучая статусные отношения, мы изучаем принципы общественного устройства, закодированные во всем богатстве нюансов естественного языка. При этом открывается возможность рассмотреть как общие, так и специфические характеристики поведения людей, говорящих на определенном языке и соответственно разделяющих систему оценочных норм определенного общества. Таков культурологический аспект изучения социального статуса человека.

Во-вторых, признак социального статуса является одним из компонентов прагматического значения, наряду с признаками оценки, модальности, эмотивности, стилистического регистра и др. Эти признаки неоднородны. Выявить их природу, взаимозависимость, избирательную комбинаторику значит в известной мере определить специфику прагматического плана языка. Интенсивное развитие социолингвистики и психолингвистики, теории речевых актов, лингвистической прагматики и семантики привело к недостаточному взаимопониманию специалистов, разрабатывающих отдельные проблемы лингвистики. Возникает

3


необходимость разработки общелингвистических интегративных проблем и построения соответствующих моделей. Одним из возможных подходов к решению данной проблемы является изучение "сквозных понятий", по-разному освещаемых в отдельных лингвистических дисциплинах, но имеющих единую природу. Социальный статус человека, как нам представляется, относится к числу таких сквозных понятий, объединяя понятийные системы социолингвистики и лингвистической семантики на базе прагматики. В этом состоит прагмалингвистический аспект изучения социального статуса человека.

В-третьих, общение людей представляет собой многофункциональное взаимодействие, включающее информационный обмен, установление и поддержание контакта, регулировку межличностных отношений. Межличностные отношения - статусные, ролевые, индивидуальные - обычно регулируются косвенно. Следовательно, обозначение социального статуса большей частью носит имплицитный характер. Сюда относятся коннотации и ассоциации различного рода. Обозначение социального статуса представляет интерес для лингвистики в плане категоризации преимущественно имплицитного значения, выражение и описание которого разработаны еще недостаточно, и в этом состоит семантический аспект изучения социального статуса человека.

В-четвертых, понятие социального статуса в социологии и других науках отличается от языкового представления социального статуса, вычленяемого методами различных процедур лингвистического анализа из лексических значений слов. Сравнить научное и естественно-языковое, иногда называемое наивным, понятие и определить их сходство и различия - такова задача, решение которой позволит не только увидеть векторы движения научной мысли, но и может дать импульс новым направлениям специального изучения рассматриваемого понятия. Эта задача составляет концептуальный аспект лингвистического исследования социального статуса.

В-пятых, без учета социального статуса участников общения само по себе общение носит искусственный либо провокационный характер. Интерпретация, истолкование и объяснение признаков социального статуса, типичных для определенной языковой системы, приобретает особую важность в условиях культурного разрыва (например, при чтении текста, относящегося к иной эпохе, или при общении с представителями иной культуры). Таков дидактический аспект изучения социального статуса человека. В данной работе, построенной на материале современного английского языка, социальный статус человека рассматривается преимущественно в культурологическом, лингвопрагматическом и семантическом аспектах.

4


Способы обозначения социального статуса человека в языке разнообразны. Прежде всего противопоставляется выражение и описание социального статуса человека. Выражение социального статуса представляет собой индикацию принадлежности человека к той или иной общественной группе и вытекающие отсюда права и обязанности человека. Описание социального статуса есть лингвистическая (или, в более широком плане, истолковательная) процедура выявления внешних и внутренних обстоятельств, определяющих признаки статуса человека по отношению к другим людям применительно к типовому акту поведения и ранговой позиции человека.

Выражение социального статуса человека может быть вербальным и невербальным. Невербальная манифестация неравенства прослеживается как у людей, так и у животных (взгляд, походка, позы, "выражение лица", право на территорию и т.д.). Вербальное выражение неравенства в языке реализуется на интонационном уровне (просящая или приказывающая, вежливая или категоричная интонация), на грамматическом уровне (сфера грамматической стилистики - виды модальности, вводные конструкции, разновидности императива, определенные виды инверсии) ,на словообразовательном уровне (некоторые уменьшительные суффиксы), на лексическом уровне (специальные слова и выражения, обозначающие статусное неравенство, например, уважительные обращения, и слова, имеющие те или иные коннотации социального статуса).

Выражение социального статуса человека может быть помимовольным (термин Е Д.Поливанова) и намеренным. Высказывания, взятые в совокупности, являются речевым паспортом говорящего. Выбор слов, произношение, грамматическая правильность, а также некоторые другие характеристики речи свидетельствуют с известной степенью вероятности об образовательном уровне и роде занятий говорящего, т.е. о его принадлежности к определенному социальному слою. Помимовольное и намеренное выражение социального статуса тесно связаны и в определенном смысле представляют собой две стороны одного и того же явления, противопоставляемые с исследовательской целью. Но если помимовольное выражение статуса по своей сути - однородное явление, то намеренное выражение статуса имеет двоякую направленность: это - осознанное и акцентированное выражение того, что проявляется помимовольно, а кроме того это - стилизация способов выражения, свойственных представителям той или иной статусной группы. Отметим, что стилизация может быть естественной и художественно обработанной в литературных произведениях.

Выражение социального статуса человека может быть прямым и косвенным, а также основным и дополнительным. Мы говорим о прямом выраженнии статуса, имея в виду

5


специальные слова или жесты, являющиеся индексами социальных отношений, обращения, титулы, формулы вежливости, поклоны. Косвенные индексы социального статуса требуют развернутой интерпретации, они различны по своей природе и относятся к статусно-релевантным сферам жизни (образование, происхождение, работа, материальное положение, манеры поведения и т.д.). Противопоставление основного и дополнительного способов выражения статуса базируется на вариативности средств выражения этой категории, во-первых, и возможности подключения к выражению статуса других значений, во-вторых.

Описание социального статуса может быть дедуктивныим и индуктивным, содержательным и формальным, дефинитивным и интерпретативным. Дедуктивное моделирование социального статуса представляет собой анализ этого концепта на основе его конституирующих признаков, освещенных в социологии, социальной психологии и социолингвистике. Индуктивное описание социального статуса понимается в работе как рассмотрение конкретных характеристик этого понятия в поведении, в том числе - в речевом поведении. Содержательное описание статуса направлено на выявление и раскрытие его содержательных качеств различного порядка, формальное описание - на исчисление системы его дифференциальных признаков. Дефинитивное описание представляет собой классифицирующий подход к анализу рассматриваемого явления, интерпретативное описание имеет целью объяснить содержательные характеристики социального статуса в контексте культуры англоязычного общества.

Выполненная работа представляет собой попытку синтеза различных аспектов выражения и описания социального статуса человека и построена в соответствии с основной целью исследования - выявить сущность обозначения социального статуса человека в социолингвистике, лингвистической прагматике и лингвистической семантике.

Автор благодарит всех коллег, принимавших участие в обсуждении книги на разных этапах работы над нею,за критику и помощь. Особую благодарность автор выражает Научноисследовательскому центру по изучению национально-языковых отношений Института языкознания АН СССР, обсудившему и одобрившему проспект монографии, рецензентам и научному редактору.

ГЛАВА 1 СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

Приступая к изучению социального статуса человека в социолингвистике, мы ставим перед собой следующие задачи:

6


1) определить подходы к изучению социального статуса человека в гуманитарных науках,

2) установить место понятия социального статуса человека в системе категорий социолингвистики,

3) рассмотреть индексы социального статуса человека в англоязычном обществе,

4) охарактеризовать нормативные параметры социального статуса человека в системе ценностей и культурных стандартов англоязычного общества,

5) построить модель статусных отношений на материале этикета.

1.1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА

Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юридического лица [Сапов,1990:331] .В широкий научный обиход это понятие было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стратификации [Weber,1978:305,927937]. Изучая принципы общественного устройства, социологи не могли не заметить множества промежуточных образований между классами, большими группами людей, объединяемыми по их отношению к собственности и производству. Задача состояла в том, чтобы найти объективные критерии выделения общественных групп. Разделяя в целом понимание класса по К.Марксу, М.Вебер трактовал класс как крупную группу людей, находящихся в одинаковом положении в отношении экономических интересов, собственности и возможностей дохода; власть объясняется как участие людей в организациях, оказывающих влияние на принятие важнейших решений; статус определяется как общественное признание в виде позитивных или негативных привилегий, основанное на стиле жизни. Стиль жизни включает типичные способы времяпрепровождения, общения, выбора и устройства места жительства, выбора одежды и др. Веберовские параметры социальной стратификации различны по степени абстракции: класс является наиболее абстрактным, а статус - наиболее конкретным звеном в концептуальной триаде М.Вебера. Наиболее конкретное звено оказывается и наиболее нагруженным в культурологическом отношении и поэтому получает разнообразные способы выражения в языке.

Социальный статус человека имеет субстанциональное и реляционное измерение. В первом случае имеются в виду независимые и усвоенные характеристики человека (ascribed and achieved status) - пол, возраст, национальность, культурное и социальное происхождение, с одной стороны, и образование, профессия, степень владения языком, с другой стороны. Во втором случае рассматривается соотносительное

7