ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 1123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
Раздел I. Введение в практическую психокоррекцию
Глава 1. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
§ 1. Психологическая коррекция и ее виды
§ 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной
§ 3. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Глава 2. Особенности составления психокоррекционных программ
§ 1. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
§ 2. Оценка эффективности психокоррекционных
Раздел II. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике
Глава 1. Психодинамическое направление
§ 1 Коррекционные воздействия в классическом
§ 2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция а.
§ 3. Клиент-центрированный подход к. Роджерса
§ 5. Экзистенциальное направление
Глава 2. Поведенческое направление
Глава 3. Когнитивное направление
§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции
§ 2. Рационально-эмотивная терапия (рэт) а. Эллиса
§ 3. Когнитивный подход а. Бека
§ 4. Реальностная терапия у. Глассера
§ 1. Трансактный анализ э. Берна
Глава 5. Гештальттерапия ф. Перлза
Раздел III. Методы практической коррекции
§ 1. Общая характеристика метода
§ 2. Основные виды и формы игротерапии
§ 3. Игровая комната и ее оснащение
§ 4. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту
§ 1. Общая характеристика метода
Глава 4. Методы поведенческой коррекции
§ 1. Метод систематической десенсибилизации и
§ 3. Методы, основанные на принципе биологической
3. Дублирование (множественное дублирование).
Раздел IV. Индивидуальная и групповая психокоррекция
Глава 1. Индивидуальная психокоррекция
§ 1. Показания к индивидуальной психокоррекции
§ 2. Психологические особенности индивидуальной
Глава 2. Групповая психокоррекция
§ 1. Специфика групповой формы психокоррекции
§ 2. Особенности комплектования группы
§ 4. Руководство психокоррекционной группой
Глава 3. Виды коррекционных групп
§ 1. Тренинговые группы и социально-психологический
Часть 2. Начало фраз: "я не могу...". Замена - "я не хочу...".
§ 5. Телесно-ориентированные группы
Глава 4. Групповая дискуссия как метод групповой
Раздел V. Психокоррекция детско-родительских и
Глава 1. Психокоррекция семейных отношений
Осипова а.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ .......................................................................................................................... 4
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ....................................................................................................... 4
§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ ................................................................. 4
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ....... 9
§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ............................................................................. 13
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ .............. 16
§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ
ПРОГРАММ ..................................................................................................................................... 16
§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ .................. 20
Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ
ПРАКТИКЕ .......................................................................................................................................... 23
Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ..................................................................... 23
§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ ................. 23
§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА ................. 28
§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА ................................................... 32
§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ ........................................................................................................................ 38
§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ .............................................................................. 41
Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ .................................................................................. 47
Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ...................................................................................... 56
§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ .................................................... 56
§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА .......................................... 62
§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА ...................................................................................... 67
§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА ......................................................................... 74
Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ................................................................................................... 76
§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА ..................................................................................... 76
Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА ...................................................................................... 81
Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ .................................................................... 87
Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ ..................................................................................................................... 87
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ................................................................................ 87
§ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ .................................................................. 89
§ 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ ........................................................................ 103
§ 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ ...................... 108
Глава 2. АРТТЕРАПИЯ ...................................................................................................................... 111
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА .............................................................................. 111
§ 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ ................................................................................................................ 116
§ 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ ................................................................................................................. 122
§ 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ................................................................................................ 127
§ 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК .................................................................................................. 131
§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ ....................................................................................................... 136
§ 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ ................................................................................................................. 137
§ 8. КУКЛОТЕРАПИЯ ................................................................................................................... 140
Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА ...................................................................................................... 142
Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ................................................................... 147
§ 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ......... 147
§ 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ ............................................................................................... 153
§ 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156
§ 4. "ЖЕТОННЫЙ" МЕТОД .......................................................................................................... 159
§ 5. МЕТОД МОРИТА ................................................................................................................... 160
§ 6. ХОЛДИНГ ................................................................................................................................ 162
§ 7. ИМАГО-МЕТОД ..................................................................................................................... 165
Глава 5. ПСИХОДРАМА ................................................................................................................... 167
§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА ........................................................................................................... 167
§ 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ ...................................................................................... 172
§ 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ ................................................................................................ 177
Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ .................................... 182
Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ................................................................ 182
§ 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ........................................... 182
§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185
Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ .................................................................................. 194
§ 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ............................................ 194
§ 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ .............................................................. 206
§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА ................................................................................................... 211
§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ .................................................. 219
Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП .................................................................................. 227
§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ............. 227
§ 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ ................................................................................................................... 253
§ 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ ............................................................................................................ 267
§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ ................................................................................................................ 272
§ 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ ....................................................................... 279
Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ .............................. 286
Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295
Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ..................................................... 295
§ 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ............................. 295
§ 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302
БИБЛИОГРАФИЯ .............................................................................................................................. 325
Моим родителям, Осипову Анатолию
Ивановичу и Осиповой
Майе Степановне, посвящаю
эту книгу.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает и наполняет конкретным содержанием модель психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности. В различных областях социальной практики и в процессе подготовки психологов нельзя обойтись без психокоррекционной работы, поэтому и возникла потребность в подготовке соответствующего учебного пособия.
Назначение учебного пособия по основам психокоррекционной работы заключается в следующем:
во-первых, оно предназначено для овладения студентами знаниями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий;
во-вторых, оно является как бы руководством для прикладников: практикующих психологов, школьных психологов, социальных работников и др., выступающим в качестве справочника.
Автор учебного пособия старалась представить не фрагментарные знания, а целостное системное представление о психокоррекционной работе.
Материалы, освещающие основные теоретические подходы к психокоррекционной практике, раскрываются по следующей схеме:
1. Краткий обзор основных и концептуальных схем подхода.
2. Цели коррекции.
3. Позиция психолога.
4. Позиция клиента.
5. Основные техники, используемые в рамках данного подхода.
Этой книгой мы планируем открыть серию - "Практическая психокоррекция". Первая книга этой серии носит
3
научно-практический характер, вслед за ней планируется выпустить книги, посвященные возрастным аспектам психокоррекционной работы, особенностям работы в различных ситуациях и особенностям коррекционной работы в различных учреждениях (образовательных, медицинских, ведомственных и т.д.).
Для того чтобы практический психолог мог наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, ему необходимо уметь пополнять свои личностные ресурсы, углублять и расширять свои представления о сущности психокоррекдионной работы.
Книга, которую мы предлагаем психологам, социальным работникам, всем тем, кто оказывает психологическую помощь, призвана дать минимум знаний по основам психокоррекции, который помог бы специалистам решать разнообразные практические задачи.
4